Крестная казнь в древности
Рубрика • Библейская история •
Из всех родов смертной казни в древнем мире самым тяжелым и ужаснейшим, как по продолжительной мучительности, так и позорности, считалось распятие на кресте, применявшееся только к величайшим преступникам, да и то, можно сказать, в исключительных случаях.
Еврейским законодательством «распятие» на кресте не было узаконено. Своим происхождением оно всецело обязано Востоку, откуда с течением времени этот род казни, постепенно распространяясь, нашел место в Риме. Здесь распинали рабов, которых не признавали за людей, разбойников и возмутителей общественного порядка.
Осужденный на распятие предварительно подвергался бичеванию и затем должен был нести на место казни, которое почти всегда находилось вне города, на видном и оживленном месте, позорное орудие – крест. Путь этот, иногда неблизкий, помимо нравственных мучений, для осужденного сопровождался еще градом насмешек и оскорблений всегда жадной до подобных зрелищ толпы.
Крест вкапывался в землю, с осужденного снималась вся одежда, поступавшая в собственность совершителей казни, и совершалось распятие. Над головой распятого прибивалась небольшая дощечка с именем его и обозначением совершенного преступления.
Так как кресты делались невысокие и ноги распятого обыкновенно отстояли от земли не более чем на метр, то он был вполне доступен для всевозможных издевательств и ругательств ничем не стеснявшейся черни, неустанно теснившейся около креста.
Мучения распятого были ужасны. При неестественном положении тела, с пригвожденными и распростертыми вверх руками, малейшее движение сопровождалось нестерпимо мучительными болями, раны под тяжестью тела все более раздирались и воспалялись. Кровообращение нарушалось, и кровь устремлялась к голове и сердцу, производя головокружение и мучительное томление в ожидании смерти. Появлялись лихорадка, судороги, столбняк, голод, жгучая жажда и т.п., причиняя такие страдания, что распятый умолял зрителей или исполнителей казни ускорить ему смерть…
Как ни жестока и возмутительна была сама по себе казнь через распятие, но она сопровождалась некоторыми обычаями, не чуждыми сострадания. У римлян, например, дозволялось наносить распятому удары под мышку, которые, не вызывая непосредственно смерти, однако ускоряли ее; у евреев, на основании Притчей (31, 6): «дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою») осужденному после распятия давался глоток вина с примесью сильно усыпляющего средства, благодаря чему отуманивался ум, притуплялась чувствительность нервов и страдания были не так мучительны.
Погребения для распятых не полагалось, только иногда, по просьбе родственников или ввиду наступления торжественных праздников, оно допускалось, но это было исключением; в большинстве случаев тела распятых оставались на кресте до тех пор, пока не истлевали или не расклевывались птицами.
Название «распятый» служило выражением крайнего гнева и презрения.
Крестообразное иго, с которым водили по улицам Рима тяжко провинившихся рабов, было равносильно лишению имени. Еще более позорной считалась она у евреев – «проклят всяк висящий на древе» – гласило Второзаконие. Не удивительно поэтому, что лучшие языческие умы глубоко возмущались крестною казнью и взывали к отечеству, чтобы не только тело, но, если можно, и зрение, и слух, и само воображение были избавлены от нее.
Вот эту-то «ужаснейшую, мучительнейшую и позорнейшую», а у евреев даже проклятую казнь благоволил избрать Единородный Сын Божий для Своей жертвенной смерти и нашего спасения.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий