«Идите, скажите ученикам Его…»

Рубрика • Вонмем •

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА, 69-е зачало, 15, 43 – 16, 8.

Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.

Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?

И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.

Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.

Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.

Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

Положено к чтению в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц

день воскресный 7 мая

Явление Ангела святым женам-мироносицам

Минула Пасха Христова, и вслед за ней, в третье воскресенье, приходит к православным христианам их «женский день». День этот, слава Богу, не является государственным праздником, не отмечается торжественными собраниями, обильными возлияниями и всеобщим умиленно-искусственным вниманием к женщине. Церковь предлагает в этот день всем нам – и мужчинам и женщинам – остановиться среди повседневной суеты и задуматься о том, какую свободу, а значит, и какую ответственность за эту свободу даровал нам Христос, и умеем ли мы в жизни соответствовать этой свободе.

Сегодня Церковь молитвенно вспоминает жен-мироносиц, их поход с благовониями ко гробу Спасителя и те обстоятельства, при которых они первыми были удостоены счастья узнать о воскресении Христовом. Почему именно этот день считаем мы воистину женским днем православного календаря? Ведь «женским» можно считать и тот день, когда читается за литургией Евангелие о прощении Христом блудницы Марии – здесь Спаситель проявил великую милость к слабостям женщины вообще… А то Евангелие, когда Христос разговаривает с Марией и Марфой перед Своим входом в Иерусалим? – ведь и здесь всем женщинам преподается великий урок христианской любви и смирения…

Но именно сегодняшний фрагмент Евангелия символизирует высшее торжество женского служения Богу, Господне воздаяние за любовь и обетование великих благ в жизни вечной.

Само это событие указывает на особенное служение женщины. Ангел повелевает женам-мироносицам донести весть о воскресении ученикам Христовым. «Идите, – сказал женам-мироносицам Ангел, сидевший на камне возле опустевшего гроба, -скажите ученикам Его…» «И вспомнили они слова Его; и, возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим. То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова и другие с ними, которые сказали о Нем Апостолам» (Лк. 24, 8-10). Случайно ли это? В жизни мы часто слышим об особенной, по сравнению с мужчинами, женской интуиции. Можно разумно понимать, а можно видеть непосредственно, как бы подсознательно. Интуиция – это и есть особенное видение, чувствование. Оно всегда идет впереди мысли, пробуждает ее, подает толчок к работе.

По своей отзывчивости, сердечной чистоте и теплоте чувства религиозного женщина может и часто стоит впереди холодного и рассудительного, колеблющегося духом сомнения мужчины. Это и хотел отметить Господь Своим личным отношением к женщинам, встречавшимся Ему на Его земных путях.

Во главе женщин Евангелия стоит Преблагословенная Дева Мария. Она как Лествица, соединившая небо и род человеческий, в ней, Царице Небесной, билось живое человеческое сердце. Ей были знакомы глубины человеческого горя, и Ее великое смирение пред волей Сына, Ее чистота и кротость будут сиять высоким идеалом для женщин всех времен.

Затем жена ханаанская с ее непоколебимой верой. Какой силы должна была быть эта вера, если, уже оттолкнутая Христом словами «не отнимают хлеб у детей, чтобы бросить его псам», – она, не смутившись, ответила: «Но, Господи, и псы едят от крупиц, падающих с трапезы господ». Так в веках эта женщина стала примером того, на какую веру преклоняется небо.

А мать Иакова и Иоанна, Саломия, с ее дерзновенной просьбой – дать ее детям в будущем Царстве Христовом сидеть рядом с Ним…

Чтобы понять, какой переворот по отношению к женщине произошел с пришествием Христа, что сделал для женщины Господь, надо вспомнить о положении, в котором находилась женщина в обществе того времени. Вот что пишет об этом в своей книге «Дочери Иова» (Христианство и феминизм) православная писательница Татьяна Горичева:

«Наравне с детьми и рабами женщин в палестино-европейском обществе считали несовершеннолетними, их доступ к общественной жизни был сильно ограничен. В тексте современника Иисуса, философа Филона Александрийского, изложена теория ограничения области деятельности женщин: “Городские площади, официальные здания, здания суда, кружки, жизнь на улице со своими разговорами… годятся мужчинам как в военное, так и в мирное время”. Слабому полу остается лишь одно – домашняя жизнь и работа в семье.

Женщине запрещена область религиозного толкования и область правосудия. Два изречения знаменитых раввинов говорят об этом: «Лучше сжечь Тору, чем передать ее женщине»; «Кто учит дочь свою Торе, тот учит ее распутству». И перед судом свидетельство женщины было недействительным. Юридически женщина была собственностью мужчины, и, кажется, ее задача заключалась только в том, чтобы родить мужчине наследников. Ничто не указывает на то, что мужское окружение Иисуса как-то сомневалось в справедливости существующего положения женщины. Иисус же, внешне спокойно… открывает столь новые вещи, что я не уверена, сможем ли мы и сегодня оценить их новизну. Какие же, например? Вопрос о наследстве – это для Израиля вопрос смерти и жизни, вопрос не только материальный, но и духовный. Плодовитость женщины – знак Божьего благословения… И что же говорит по этому поводу Господь Иисус Христос? «Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его: «Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восстановить семя брату своему… В воскресение которого из них будет она женою?..»

Иисус сказал им в ответ: «Чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых не женятся и замуж не выходят…»

Иисус нам открывает здесь удивительные горизонты, особенно для женщины… Личность женщины более не совпадает ни с возможностью родить, ни с ее сексуальностью. Она существует сама по себе, рожденная Богом и для Бога. И ее будущее в царстве Божием – это будущее свободы и жизни, свободного союза с мужчиной, основанного на равенстве, а не на зависимости».

Господь в Евангелии уделяет женщинам особое место. В отличие от фарисейских раввинов, ученики которых были исключительно мужского пола, Господа всегда сопровождали не только мужчины, но и женщины, и это не могло быть незаметным. В последнюю трагическую минуту Его жизни, во время Страстей и Голгофы, мужчины оставили Его («тогда, оставивши его, все бежали» – Мк. 14, 50), с Ним остались только женщины.

Иисус признавал за женщинами право на религиозные знания, право, отказанное им раввинами. Иисус согласился с тем, чтобы Мария «села у ног Иисуса и слушала Его слово». Сидеть «при ногах» – значит быть учеником. Апостол Павел был «при ногах Гамалиила» (Деян. 22, 3).

И о многом другом можно было бы еще рассказать: Иисус разговаривает с женщинами, всеми отвергнутыми, хотя даже разговор с приличной женщиной вызывал удивление (по обычаям того времени с женщинами, даже с собственной женой, не разговаривали при других. – Ред.), ученики «удивлялись, что Он разговаривал с женщиною» (Ин. 4, 27). В беседе с самарянкой Господь одну из первых ее удостаивает вести о Себе, как об обещанном Мессии, – и ведь это женщина из презираемого евреями народа! Ей первой Он открывает учение о поклонении Богу в духе и истине – учение, о котором богословы впоследствии напишут тома книг… Среди врагов Иисуса не было женщин. Те, кто покушается на Его жизнь, всегда мужчины – правители, священники, книжники, магистрат, солдаты»…

* * *

«О женщине сказано – “немощный сосуд” “infirmior vasa”, – писал в своих «Записках» священник Александр Ельчанинов. – Эта “немощь” состоит главным образом в подвластности женщины природным стихиям в ней самой и вне ее. В силу этого – слабый самоконтроль, безответственность, страстность, слепота в суждениях. Почти ни одна женщина от этого не свободна, она всегда раба своих страстей, своих антипатий, своего “хочется”. Только в христианстве женщина становится равной мужчине, подчиняет высшим началам свой темперамент, приобретает благоразумие, терпение, способность рассуждать, мудрость…»

Конечно, на это могут возразить: что же, мудрых женщин-нехристианок нету? Тут вспоминается мне разговор с одной обаятельной, достаточно высокопоставленной женщиной, возглавлявшей к тому же женскую организацию. В самом начале беседы она объявила себя коммунисткой. Разговор шел вполне «материалистический», пока речь велась о делах злободневно-сегодняшних. Но как только мы заговорили о будущем

Отечества, перспективах – тут же из уст собеседницы я услышал слова о духовном возрождении и милосердии, как о самом главном сегодня… Такие слова случается слышать и от руководителей-мужчин, но крайне редко. Ведь если уж по-материалистически, то при чем тут духовное возрождение – надо бы толковать о «развитии производительных сил», при чем тут милосердие, когда во главе угла должна быть справедливость… И дело, конечно, не в том, что женщинам больше не о чем говорить (как предположит скептик), – просто в который раз здесь убеждаешься в том, что, несмотря на все напластования коммунистического образования, безбожного воспитания, идеологии, это благословение Божие на труды любви и милосердия, данное евангельским женщинам, не забыто, оно осталось у наших современниц, кем бы те себя ни объявляли – правда в памяти не актуальной, а исторической, можно сказать – в подсознании. И оно одушевляет жизнь современной женщины. Вот только часто остается забытым и не отблагодаренным Тот, Кто внушил все эти понятия женщине и освятил их, Сам дарователь ее свободы…

* * *

Православных женщин часто упрекают в склонности к обрядоверию. Имеется в виду при этом так называемая слепая вера, не подкрепленная знанием книжным. При этом забывают, что есть разного рода зрение. Господь всем открывается по-своему: одни приходят к Нему через чтение книг, другие – через красоту православного богослужения (вспомним святого равноапостольного князя Владимира), третьи – через страдания или болезнь… Вспомним, что женщины шли ко гробу Спасителя, чтобы совершить именно обряд, принятый по отношению к умершему, – обряд помазания тела благовониями. И именно на этом пути жены-мироносицы получают радостную весть. В это время апостолы горюют, сознавая, что Учитель навсегда ушел от них – своим разумом они понимают, что возле пещеры, где похоронен Спаситель, им делать нечего. Для чего помазывать ароматами тело умершего три дня назад?..

Так же и сегодня – «духовный» ученик Христа часто с недоумением смотрит на женщину, усердно очищающую квартиру от злых духов святой водой, и думает: только ежели сам стану лучше, «внутренне очищусь», все будет хорошо. САМ стану. САМ очищусь. Но средства, подаваемые Церковью для нашего спасения, – это не только реальная действенная сила против зла. Они еще суть экзамены на смирение, проверка силы веры. И здесь воистину по вере дается. Для мужчин, ищущих Бога, гораздо чаще смысл православного обряда оказывается сокрыт – потому, что не открылось еще их «зрение сердца». Но именно оно для любой совестливой жизни суть основание жизни.

* * *

Если мы оглянемся на современную жизнь, то увидим, что в ней христианство держится и распространяется женщинами. Если кто имеет великий дар веры, которую не могут поколебать никакие отрицатели, то он вспомнит, что этот дар поддерживался и развивался в нем в детстве и юношестве какой-нибудь преданной женской душой…

Эти слова, вопреки твоему ожиданию, читатель, сказаны не сегодня, а почти столетие назад (журнал «Русский паломник» за 1907 г.). Эти же слова мы можем с полным основанием повторить и сегодня.

И.В. (Игорь Иванов)

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий