Благовест

Рубрика • Православная жизнь•

7 апреля – в день Благовещения Пресвятой Богородицы – в дальнем уголке Коми земли, на границе с тундрой, в небольшом селе Сизябск, был праздник. Впервые за 60 лет в местном храме священником совершалось богослужение. Праздник был престольный, очень почитаемый местными жителями. Об истории его – этот рассказ…

Храм в Сизябске

Есть в Коми крае святыни, которые в прошлом стремились посетить жители не только коми селений, но и самых отдалённых русских деревень, расположенных на реках Печоре, Пинеге и Северной Двине. Эти святые места овеяны легендами и преданиями, в которых переплетаются быль и фантазия. По народным поверьям, уже сам путь к этим святыням может принести избавление от греха и исцеление от болезней. Одна из таких народных святынь – Благовещенский храм в коми селе Сизябск на реке Ижма.

Освящён он был в августе 1854 года. Величественное каменное строение венчали четыре купола над храмовой частью – в честь Богоматери (на фото). Внутри храм был расписан фресками на евангельские темы. В восточной стене храма был искусно выполнен цветной витраж с изображением Пресвятой Девы Марии, которое каждое утро словно оживало в лучах восходящего солнца. Старожилы села рассказывают, что раз в год, на Благовещение, «когда солнце играет», дева Мария озаряла прихожан храма своей радостью. Матери говорили своим дочерям: «… смотрите, как вам Богородица улыбается!»

Известно, что в период христианизации народов Сибири и Севера первосвятители строили на их землях Благовещенские храмы как символ «…просвящения, яко же и Благовещенье спасения нашего бысть начало» (Святой Стефан Первосвятитель. Учёные записки императорского Казанского университета. Казань, 1868.) Примечательно, что именно из села Сизябск ижемские оленеводы – православные христиане – отправлялись после праздника Благовещения на летовку в тундру, где нередко встречались с ненцами и хантами в ходе кочевья. Благовещение – один из великих праздников как у христианской Церкви, так и в народном календаре. Размышляя над символикой старинной иконы Благовещения, П.А. Флоренский писал: «Праздник Благовещения, космически, – праздник весеннего равноденствия: хотя в настоящее время празднование Благовещения отстало от равноденствия на 13 дней, но во втором веке равноденствие считалось 24 марта, то есть праздником весны. И как в моменте весеннего равноденствия заключена, как в зерне, вся полнота космического года, так же в празднике Благовещения Пресвятой Девы содержится, как в бутоне, вся полнота космического года». В прошлом Благовест считался не только началом весны, но и началом года. Богородица почиталась как «всех времён года благословение».

Уже в начале апреля на реках Ижме и Печоре можно услышать крик кукушки, которая, по словам местных коми жителей, не только «благовестит» о приходе весны, но и предупреждает о том, что до наступления Благовещения нельзя начинать новую большую работу – иначе Бог накажет. Первый весенний гром – это небесная кара тем, кто нарушает этот запрет. Легенда рассказывает: «Однажды кукушка свила на Благовест себе гнездо и снесла выводок. После этого у неё гнездо вместе с выводком теряться стало. С тех пор она и кукует: кукку-кольны! кукку-пуктыны-кольны!..» (т.е. оставляю на пропажу, оставляю на произвол судьбы). Говорят, если хозяйка на Благовещение будет мыть пол, то дом провалится под землю – хорошая хозяйка в этот день и решето (сито) не тронет… Оленеводы отправлялись на летовку только после Благовещения. Пожилые люди рассказывают случай. Один оленевод собрался уходить со стадом в тундру накануне праздника Благовещения. Другие пытались его отговорить, но он только чертыхался при этом. В то лето у него убило молнией несколько десятков оленей, а сам он провалился в болото – в землю запихало его – едва смогли вытащить… Считается, что накануне Благовеста нельзя начинать большую работу, отправляться в дорогу, а тем более ругаться – иначе Бог накажет.

Ещё в начале века на Благовещение в село Сизябск собирались жители из многих селений, расположенных на Ижме и Печоре. Приезжали на праздник и представители некоторых ненецких родов, принявшие православную веру. Накануне праздника вечером в Сизябск одновременно по разным дорогам съезжалось до нескольких сотен оленьих и конных упряжек с гостями, которые привозили с собой приношения для церкви (телят, туши оленьего мяса, другие продукты и целые возы сена).

По поверьям, уже сам путь к Благовещенскому храму может принести избавление от греха и исцеление от болезней. Больные и страждущие давали обет совершить «трудный путь во искупление и спасение». Из села Ижма до сизябского храма они проходили семикилометровый путь на коленях, преодолевая несколько подъёмов и спусков, делая в дороге несколько остановок. Чтобы успеть к утренней службе, выходили из Ижмы глубокой ночью.

Поскольку в это время года на дорогах держится ещё крепкий снежный наст, паломники обматывали ноги тряпьём либо надевали высокую меховую обувь. По рассказам очевидцев, пожилые женщины опирались при этом руками о землю и нередко сажали себе на спину маленьких детей. Совершая такой путь, участники его приносили жертву Богу, как бы повторяя путь Христа на Голгофу, в надежде на телесное и духовное воскрешение. На коленях они обходили по солнцу и храм, отдавая крестное знамение на каждый из куполов, после чего зажигали свечи в храме у иконы Благовещения и до обедни стояли в храме на коленях…

Со второй половины 30-х годов Благовещенская церковь разделила судьбу большинства храмов: сначала была превращена в склад, а позже в клуб. В 1936 году был арестован последний священник сизябского прихода – отец Александр. В этом же году сняли колокол с деревянной колокольни, которую впоследствии разобрали. На каменном фундаменте колокольни сегодня стоит жилой дом.

В эти же годы к очередной «комсомольской Пасхе» было приурочено празднество в духе новой эпохи: девушкам-комсомолкам дали задание соскоблить со стен в храме росписи с изображениями святых. Но даже после закрытия храма традиция проведения праздника не угасла в селе. Прихожане тайно вырубили в восточной стене храма нишу, в которую ставили свечи в день Благовещения, как бы оживляя лоно церкви. Там же, у ниши, устраивали молебен во славу Пресвятой Богородицы. Каждый год в ночь накануне праздника у церковной стены загорались десятки, а порой и сотни огней. От поставленных в нишу свечей воск стекал на землю ручьями (на фото).

В полевых отчётах Ю.В. Гагарина приводятся сведения о том, как отмечался праздник Благовещения в селе Сизябск в начале 70-х годов: «Около церкви (хотя она и недействующая) собирается большое количество верующих – иногда до 120-200 человек. Приходят они из Мохчи, Ижмы, Брыкаланска, Гама пешком – ехать на автобусе на моление считается грехом. Последние метры до церкви некоторые ползут на коленях… Часть верующих собирается в доме Татьяны Фёдоровны Вокуевой, у которой хранится икона с изображением Благовещения».

Особенно много народа стало собираться у храма в последние годы. И не только на Благовещенье, но и на другие церковные праздники. По просьбе верующих местные власти соорудили у ниши подмостки, чтобы каждый желающий мог поставить свечу (на том же фото).

В 1993 году сизябский храм был возвращён вновь зарегистрированной православной общине, которую сначала возглавила Алла Дмитриевна Канева, а затем Евдокия Степановна Чупрова. Каждый год в ночь на Благовест они встречают в храме непрерывный людской поток – гостей из сёл Картаеля, Вертепа, Щельяюра, Кельчиюра, Усть-Цильмы и других отдалённых селений. Первые прихожане появляются в храме ещё с вечера 6 апреля. В основном это пожилые женщины, по традиции одетые, словно монахи, в тёмные малицы с капюшонами (на Ижме говорят: «До Пасхи не едят мяса и ходят в малицах»). К позднему вечеру в церковь приходит и молодёжь. Прежде чем войти в храм, прихожане трижды обходят его вокруг, отдавая крестные знамения и поклоны на некогда венчавшие церковь купола.

На Благовещение в центре храма устанавливают на столах деревянные лотки, куда прихожане ставят зажжённые свечи. На деревянной сцене (долгое время в храме располагался сельский клуб) сооружается импровизированный «алтарь», на который устанавливается икона Благовещения. Постоянно – до глубокой ночи – в стенах храма находятся дети, которые собирают из лотков потухшие свечи либо просто наблюдают за прихожанами, расположившись на сцене за «алтарём». В ночь на Благовещение образ Пресвятой Девы Марии озарён светом от многих сотен зажжённых свечей. Часами люди стоят в храме, словно в ожидании чуда. Многие пожилые люди обходят стены храма и отдают крестные знамения на тени, оставшиеся от стёртых ликов.

Если в ночь на Благовест в храм приходят по одному, совершая путь «по завету», или семьями, то утром 7 апреля жители села Сизябск и приезжие направляются к церкви крестным ходом, который начинается от обетного креста, расположенного на выходе из села по дороге на кладбище (на фото). В 9 часов утра в храме начинается служба – пожилые женщины поют молебен, стараясь придерживаться церковного канона. Праздничная служба продолжается до обеда.

Хорошо известна истина: «Храм строится из камней. Церковь же состоит из живых людей». В этих людях, живущих на границе с тундрой, ещё теплится прежняя вера. И есть надежда, что их верой, их трудами восстановится святыня – храм Благовещения – во всём величии.

В. ШАРАПОВ

Послесловие

И в нынешнем году было всё как встарь. Показательно, что тоталитарная секта «церковь сайентологии» (дианетики), участники которой по определению Св. Синода отлучаются от Православной Церкви, зазывают всех на свой семинар-сбор в Республиканском финно-угорском центре также на Пасху – 22 и 23 апреля.

Ещё с вечера 6 апреля на машинах и на лошадях съезжались люди из самых дальних сёл. Многие, даже с детьми, шли пешком за 7 и более километров, как «обетники». Сама природа напомнила об этом древнем обычае: дороги раскисли, машины проваливались «по колено», как выразился один шофёр. А по обочине идти было радостно – тучи куда-то канули, в небе по-благовестному играло солнышко.

Даже по местным меркам на Благовест собралось необычайно много народа. Повсюду пронеслась весть, что приехал священник иеромонах Иона из Ульяновского монастыря. Последний раз священник был здесь два года назад (тогда ещё иеромонах, а ныне игумен Питирим). Но тогда служба проходила в спортивном зале. А теперь храм чуть подремонтировали, и хоть без куполов, но внутри служить можно!

Крещающихся было много – 40 человек. Много жертвовали на храм. Восстановление его будет

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий