Похвала Богородице

Рубрика • Церковные праздники •

В субботу пятой седмицы Великого поста (нынче – 8 апреля н.с.) в храмах совершается особое богослужение, именуемое «похвалой Пресвятой Богородицы».

 

Причина установления этого празднования схожа с причиной установления праздника Покрова Богоматери. В обоих случаях тогдашней столице православного мира – Константинополю – грозила опасность от захвата врагом. В данном случае было это в 626 году. Патриарх Сергий взял икону Богородицы Одигитрию (позднее она была перенесена в Россию и получила название «Смоленская») и обошел с ней вокруг города по крепостной стене, а когда погрузил ее в воды Босфора, возникшее внезапно волнение потопило вражеский флот. Всю ночь в эту субботу жители города читали акафист, благодаря Божию Матерь за помощь.

Восхваляется этот акафист в церквах в эту субботу и ныне (поэтому день этот в Церкви зовется еще Субботой акафиста). «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Невесто неневестная». Это -первый кондак акафиста. «От бед свободи» – в этом прошении вся суть, все упование наше на заступничество Божией Матери.

В Троице-Сергиевой Лавре и некоторых российских храмах прихожане во время чтения акафиста стоят с зажженными свечами в руках. На аналое посреди храма – образ Божией Матери или особая икона Похвалы Богородицы, как бы иллюстрирующая Акафист. Здесь Богородица изображена на троне в окружении пророков с символическими атрибутами их пророчеств о воплощении Христа от Девы. Здесь и Иаков с лестницей («Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог»), Моисей с купиной («Радуйся, неопалимая купина», канон, песнь 6), Валаам со звездой («Радуйся, звезды незаходимыя Мати»), Иезекииль с вратами («Радуйся, честнаго таинства двери»), Исайя с клещами и углем и т.д.

Хронограф

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий