Лечебница

Рубрика Лечебница •

Какому врачу верить?

Как вообще православный человек должен относиться к медицине, что такое богоугодная медицина, и что ость здоровье?

Обратимся к свидетельству священного Писания: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание, и от царя получает он дар» (Сирах. 38,1). Итак, врачевство учреждено Самим Богом, это одно из проявлений действия Святого Духа в человеке, как и каждое благое дарование.

Недавно обращенные в христианство часто смущаются тем, что слышат в Церкви разговоры о том, что обращаться к врачам – значит проявлять малодушие, маловерие и ненадеяние на помощь Божию. Люди, незнакомые с высказываниями святых отцов об охране здоровья часто считают, что нет «лекарства от бесов», и на лечащихся смотрят как на бесноватых. Действительно, преп. Серафим Саровский не раз в своей жизни отвергал помощь врачей и принимал помощь от Царицы Небесной. Но можем ли мы похвалиться таким духовным мужеством, всецелым доверием Промыслу Божию о нас, таким даром горячей молитвы, каким обладал преп. Серафим? Что же делать, если болезнь распластала нас и угрожает самой жизни, которая есть дар Божий?

Зачем нам необходимо заботиться о телесном здоровье? Будем помнить, что земная жизнь дана нам для покаяния, исправления поведения, воспитания добродетелей и – стяжания плодов жизни во Христе, которые есть залог успешного минования мытарств, которые будут ходатайствовать за нас пред Судией о вечной жизни. Если и преподобные отцы первых веков страшились смерти, если молили о продлении времени на покаяние Соловецкие, Оптинские отцы, если современные нам старцы Сампсон, Матрона и др. молили в болезни о здравии, то тем более мы с вами должны беспокоится о бесценном даре здоровья и жизни, ибо не можем поручиться, что уже готовы предстать на суд Творца.

Однако трепетное отношение к здоровью не значит, что мы должны сутками напролет бегать за новыми лекарствами, вздрагивать при малейших признаках простуды или головной боли, и без конца пробовать на себе разные диеты, голодания и т.п. Нет, у Бога все «весом и мерою», не случайно мудрый Сирах наставляет нас почитать врача «по надобности в нем». То есть забота о здоровье не может быть самоцелью. Цель наша – спасение души для вечности, здоровье – это багаж, данный нам Богом и унаследованный от предков. Причина болезней (и следствия их – смерти) есть грех. Заболевание телесное – самый точный барометр нашего духовного здоровья. Мы часто равнодушны к своей душе, даже часто враги ее.

А вот к жизни тела относимся самым трепетным образом. Милосердный Бог выбирает для нас самое действенное напоминание о неминуемом суде – Он стучится в наши телесные двери. Сколько душ спасено от вечной гибели на одре болезни! Сколько произошло мгновенных обращений к покаянию на больничных койках! Ап. Павел не случайно оставил нам поучение о том, что «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4, 16-17).

«Сын мой, – взывает Сирах, – в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце» (Сир. 38, 9-10). Обратим особенное внимание на то, что Сирах указывает на грех как причину болезни, а покаяние и исправление жизни полагает необходимым залогом выздоровления. Однако вслед за покаянием Сирах призывает дать «место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен». (Сир. 38, 12). Грехи, страсти (т.е. грехи, которые сам человек уже не воспринимает как грех и не кается в них) разрушают наше тело, производят в нем необратимые изменения. Совершенное покаяние приводит часто и к чудесному исцелению, посылаемому свыше. Однако мастерство покаяния – удел преподобия и святости, нам же необходимо помогать своему телу с помощью земных средств. Даже преп. Амвросий Оптинский всегда пользовался услугами врачей…

Почему рак и СПИД неизлечимы?

Почему Бог допускает на земле существование страшных неизлечимых болезней – таких как СПИД и рак?

Суть в том, что Православие считает единственной истинной причиной болезней и смерти грех. Грех, умерщвляя душу, искажает и физиологию человека. Потому в любой болезни рядом с медицинским лечением должно идти ревностное сокрушение о грехах и решимость не повторять их.

Современный мир много говорит о раке, но, пожалуй, только А.Солженицын обратил внимание современников на странную соотнесённость психологических состояний раковых больных с процессом покаяния. Любой врач скажет, что у больных раком есть минимум три фазы: 1) нежелание верить в обреченность смерти; 2) смирение со смертельным финалом; 3) подробнейшее воспоминание всей прошедшей жизни, как бы непроизвольное, и осознание ее.

Думается, вы уже поняли, что в сознании современного человека сама собой не может прокручиваться вся жизнь в ее последовательном развитии.

Явно в этом усматривается спасительный Промысел Божий. Стремительность современной жизни не дает человеку времени осмыслить назначение бытия. А тем самым приближается час смерти и, вероятнее всего, вечной гибели души. Человеколюбец Бог, исчерпав все средства для вразумления, попускает человеку быть пораженным тяжелой неисцелимой болезнью и как бы вырывает его для созерцания минувшего. Первый ужас смерти гаснет, человек осознает безмерную цену и притягательность жизни, и тогда Господь дает ему возможность оценить свой пройденный путь с точки зрения добра и зла, дав единственный истинный критерий – совесть, которая под воздействием ужасных страданий очищается до подлинно младенческой чистоты. Любопытно, что Солженицын отмечает, что жизнь вспоминается в мельчайших подробностях всем больным, но не все при этом каются, не все ищут смысла вечной жизни, не все оценивают свои поступки с позиций добра и зла. Значит, в воле и благости Божией – дать нам всем равные условия для спасения души. В нашей воле – использовать их для покаяния и примирения с Богом или же только с недоумением и страхом следить за разворачивающимся свитком собственных дел и чувств. Все учителя Церкви видят в тяжелых заболеваниях указание

Божие на необходимость глубокого раскаяния и исправления жизни. Из сегодняшних газет и ТВ-новостей мы знаем, что многие известные в мире артисты, спортсмены и т.д., ведшие распутный образ жизни, заразившись СПИДом, вдруг занялись благотворительной деятельностью…

Что же касается рака, то он широко распространился в России и в Европе в XIX-XX веках. Это время массовой апостасии – отпадения народов от истины, от света истинного учения Христова, время всеобщей утраты благочестия, распространения извращений в половой жизни, абортов, кощунств над святынями, увлечения сатанинским учением марксизма, время отречения Европы и России от законной самодержавной наследованной власти.

Бог показывает миру, что дела его мерзки пред Ним, так оскорбляют Его Божественное Промышление о нас, как тягостна и омерзительна раковому больному его опухоль и гниющее заживо мясо.

Мы не помним о ждущем нас воздаянии за гробом. Но Пречистая Владычица Наша Богородица и все святые умоляют создателя облегчить нашу вечную участь…

Елена ЧУЧКАЛОВА

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий