Сретение Господне

Рубрика • Церковные праздники • 

Празднуется 15 февраля н.с.

На сороковой день после рождения Младенца Иисуса Матерь Божия с Иосифом принесли Его в Иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу. Здесь встретили Богомладенца Симеон и Анна – именно поэтому праздник получил свое название Сретение (т.е. встреча). Откуда же пошла традиция приносить детей в храм и посвящать их Богу?
«И сказал Господь Моисею: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми» (Исх. 13, 2).
Первый сын или первая дочь всяких родителей по этой заповеди становились собственностью Божией. Обряд посвящения Богу производился в храме – по всей вероятности так, как изображено на праздничной иконе: священник брал младенца на руки и подносил ко святая святых, как бы вручая его Богу (сам обряд совершался в память чудесного избавления первенцев Израильских от смерти в Египте).
Из Евангелия мы знаем, что такой обряд был совершен над младенцем Иоанном Предтечей, и над Богомладенцем Иисусом. Спрашивается: зачем Младенца Иисуса надо было посвящать Богу, если Он и так единородный Сын Божий? Но Христос пришел в мир не для того, чтобы отменить Ветхий закон, но исполнить его (Мф. 5, 17), – об этом говорил Он Сам. Если бы Богомладенец мог говорить, Он, вероятно, повторил бы те же слова, которые спустя годы скажет Иоанну Крестителю на берегу Иордана: надлежит исполнить сие.
По примеру Господа Иисуса и христианские младенцы посвящаются Богу и воцерковляются по особому чину в сороковой день по их рождению. Вот как описывает св. Симеон Солунский этот обряд: иерей, стоя перед дверями храма, читает над матерью с младенцем особую молитву, берет на руки младенца, подобно Симеону, взявшему на руки Господа, произносит «Ныне отпущаеши». Если младенец был уже крещен прежде, то иерей обносит его вокруг престола, чем и совершается посвящение ребенка Богу. Если же младенец не крещен, то иерей совершает поклонение жертвеннику, стоя перед алтарем. Ребенок становится оглашенным (т.е. «услышавшим»), следующая его ступень вхождения в Православную Церковь – становление верным чадом. Объективности ради надо заметить, что в наше время в храмах обряд воцерковления и таинство крещения совершаются фактически одновременно, о чем многие крещаемые даже не подозревают.

 

 Оглавление выпуска   Следующая публикация →

Добавить комментарий