Христианское воспитание детей
Рубрика • Православная педагогика •
Профессор Николай Пестов
ПОВИНОВЕНИЕ
«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе» (Еф. 6, 1).
Жизнь Господа на земле можно разделить на два периода: до тридцати лет он был в повиновении у своей Матери и святого Иосифа, после тридцати лет, крестившись, как говорил Сам, Он стал творить волю пославшего Его Отца.
Итак, Господь всю Свою жизнь не имел Своей воли, и в этом оставил образец всем христианам. И отсюда весь строй Христовой Церкви зиждется на послушании. Апостолы единодушно призывают христиан быть в послушании поставленным от Бога пастырям, пресвитерам, царям, правителям и начальникам. Ап. Павел пишет: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте готовы дать ответ».
Наследники общинного строя первой Иерусалимской церкви – монастырские братства -строят свою жизнь на строгом послушании. Недаром сложилась известная монашеская поговорка: «Послушание паче /выше/ поста и молитвы».
Семья есть такая же маленькая Христова община, и по заповеди она также строится на послушании: жены – мужу и детей – родителям. «Дети, повинуйтесь родителям своим», – пишет ап. Павел и ставит эту заповедь как первую и важнейшую для детей.
Пожалуй, поэтому послушание – это царица детских добродетелей; при наличии послушания за ним последует развитие в ребенке. Для родителей важным в их работе над детским характером есть насаждение в них полного послушания и искоренение самоволия.
Особенно важно позаботиться об этом в самом раннем возрасте при пробуждении в ребенке сознания, когда духовные плевелы только еще начинают давать ростки. Воля родителей должна стать законом во всех мелочах детской жизни, в том числе и в играх. Об этом так пишет святитель Феофан Затворник («Пути ко спасению»): «Пусть дитя резвится, в том месте, однако, и тем родом, как ему приказано. Воля родителей должна запечатлевать всякий его шаг, разумеется, в общем. Самовольно порезвившееся дитя возвращается без готовности слушаться даже в каких-либо малостях. Напротив, дитя выходит преподвижным на всякие приказания, где с самого начала не давали воли его движению».
Чтобы насадить в детях прочное послушание, родителям не следует забывать следующие десять положений:
- Без крайней необходимости нельзя никогда отменять своих распоряжений и приказаний.
- Распоряжения должны даваться точными выражениями и быть сказанными категорично.
- Выполнения приказа следует требовать немедленно и приучать детей слушаться с первого слова.
- Родители всегда должны взаимно поддерживать у детей свой авторитет. Для этого в их распоряжении должно быть полное согласие. Один из родителей не может отменять распоряжения другого, и при детях нельзя спорить о необходимости и характере распоряжений. В присутствии детей у родителей вообще не должно быть разногласий, чтобы авторитет их у детей ничем не колебался. Об этом так пишет старец Амвросий Оптинский: «Никак не спорьте о своих разных взглядах при детях».
- Не оставлять без наказания ослушания, усиливая наказание при повторном случае.
- Не изменять требований, разрешая сегодня то, что было запрещено вчера.
- Не командовать постоянно детьми и не давать им слишком часто приказаний, иначе будет притупляться их послушание.
- Не требовать от детей чего-либо слишком трудного для исполнения или несправедливого в каком-либо отношении.
- Не позволять детям фамильярного к себе отношения. Любовь, ласка и нежность должны сочетаться с требованием полного к себе уважения и почтения. Маленьким детям нельзя позволять трепать себя за волосы, или уши, ударять, хотя бы в шутку и т.п.
- Самим давать пример послушания: жены – мужу и обоим – своему духовному отцу.
Если преодолены первые признаки своеволия, и дитя с раннего возраста привыкло к послушанию, то в дальнейшем борьба с самоволием будет уже легче. «Привычка – вторая натура», – говорит пословица.
При воспитании детей этот психологический закон будет помогать самоотверженно трудиться над ребенком родителям и, в то же время, усугублять беду нерадивых родителей, ищущих личной жизни и бросающих детей няням. Здесь приложение Евангельской истины. «Всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего – отнимется и то, что имеет» (Мф. 25, 29).
В отношении послушания древнерусская православная семья стояла твердо на основе евангельских заповедей. В такой семье чтилось родительское благословение. Оно считалось, и не даром, залогом благоденствия и всякого успеха в жизни, многочисленные примеры полного послушания детей можно найти родителям в жизнеописаниях святых и подвижников благочестия. Преп. Серафим, прежде чем поступить в монастырь, испрашивал для этого благословения у матери. А преп. Сергий, имея горячее желание уйти в пустыню, отсрочивает его исполнение ради просьбы родителей – подождать их смерти, следуя в этом Иоанну Златоусту.
Будем же строги в полной мере в отношении сохранения послушания в детях. Их обычный распорядок дня, уход их из дома, выбор товарищей, знакомства и т.п. – все это должно делаться при участии и согласии родителей. С возрастом благословение родителей должно сопровождать детей при определении жизненного пути, при выборе профессии, вступлении в брак и в других важнейших событиях в жизни.
Особенно это относится к важнейшему для взрослых детей в их жизни событию – вступлению в брак. В этом случае родителям необходимо проявить всю свою жизненную мудрость и всю свою силу твердости. Если дети сами выбрали себе супруга, то благословение родителей может даваться лишь в том случае, когда они действительно одобряют этот выбор. Если родители не ждут счастья от брака, то их долг воспротивиться и отказать детям в своем благословении. В последнем случае их совесть будет чиста перед Богом при несчастливой судьбе их детей: они сделали все, что возможно было сделать. С другой стороны, со стороны родителей не должно быть и принуждения детей, когда те не согласны с предложением для них супруга по выбору своих родителей. Естественно, что воля обоих родителей должна быть единодушна в таких случаях. А если бы и не так, то заповеди ради главенство в семье принадлежит отцу. Но там, где царствует Христова любовь, разногласий быть не может, как говорилось уже ранее, истинно религиозная семья являет собою образец Святой Троицы, неразделенной в любви.
С наступлением какого возраста должна кончаться зависимость детей от родителей? Она должна кончаться только в день смерти детей или родителей, или в день ухода детей в монастырь.
В течение жизни христианина меняется только характер зависимости. Вначале дети находятся в полном послушании у родителей. С отроческого возраста дети входят в повиновение к духовному отцу, значение которого в жизни постоянно растет. Родители становятся как бы исполнителями воли духовного отца, его доверенными в деле воспитания своих детей. До смерти или монастыря не снимается с родителей ответственность перед Богом за своих детей.
Ап. Павел велит всем христианам: «Увещевайте друг друга и назидайте один другого». Очевидно, что эта обязанность в первую очередь относится к родителям вне зависимости от возраста их детей. Следует указать, однако, что могут встретиться случаи, когда послушание детей родителям может нарушаться. Ап. Павел заповеди детям о послушании заканчивает словами: « В Господе – это значит, что нельзя слушаться родителей, когда их повеление идет против Господа». Конечно, это не относится к малым детям и к семьям, где и сами родители, и дети живут в Духе Господнем и в послушании своим духовным отцам, воля которых является для них высшим законом.
Но иногда случается, что в семье есть третье поколение, бабушек и дедушек, которые хотят оказывать влияние на дела семьи, и может быть, не всегда согласны с духом Христа.
В этом случае родители (среднее поколение) должны получить твердые установки о своем поведении от своего духовного отца, а в его отсутствие руководствоваться голосом совести, вспоминая слова апостолов: «Должны повиноваться больше Богу, нежели человекам». Здесь побуждения дедушек и бабушек могут и не выполняться.
Также и в тех случаях, когда сами родители противятся желанию своих детей последовать за Христом. Детям остается подражать великомученице Варваре в ее противлении отцу, или отроку Феодосию Печерскому – в его непослушании повелению матери.
Забота родителей о детях может с годами ослабнуть. Но это может быть оправдано лишь тогда, когда дети созревают духовно. А одним из признаков духовной зрелости является недоверие к себе, преодоление своеволия и потребность искать во всем только воли Божией. Эта черта характерна для всех святых и подвижников благочестия.
Св. Макарий Великий говорит: «Самомнение – дерзость перед Господом». Даже такой светильник Церкви, как святой Антоний Великий, не всегда доверял верности своих решений.
И если родителям удается с помощью Божией вырастить детей не только в чистоте веры, но в добродетели послушания, в недоверии к себе, умении подавлять свою волю ради исполнения заповедей Христа, в искании всюду воли Господней, то они могут быть спокойны за своих детей и в этом мире, и за их участь в жизни вечной.
Насколько важна для детей забота родителей и наличие благословения во всех делах и решениях, свидетельствует следующий рассказ, взятый из писем старца Амвросия Оптинского к мирянам…
Для понимания письма следует вспомнить обычай иноков Старого Афона – открывать тела усопших через три года после смерти. По виду останков афонцы судили о загробной жизни своих братьев – белые, чистые кости свидетельствуют о прощении грехов, а черные, или же неистлевшее тело, наоборот – о скорбной судьбе за гробом. В последнем случае афонцы всем монастырем усиленно молились о прощении грехов усопшему. Приводим письмо: «Бывают и грешные тела нерастлевающимися. В одном монастыре случайно открыли тело одного протодиакона, нерастлевшее в темноте. Местный архиерей в это время ездил по епархии. Владыку попросили почитать разрешительную молитву над этим телом. Но и после разрешительной молитвы тело осталось в одинаковом положении. Владыко спросил: “Кто он был, и в чем причина такого положения?” В ответ услышал, что он был единственный сын бедной матери и против воли матери пошел в монастырь, а мать, по причине бедности, всегда на него роптала. Кто-то проговорил, что мать его до сих пор жива. Владыко приказал отыскать мать. Привели девяностолетнюю старуху сгорбленную. Владыко, указав на положение ее сына, сказал, чтобы она простила его. Но старуха, отворачиваясь, не соглашаясь, повторяла: “Я столько горя перетерпела из-за него”. Владыко убеждал старуху долго и, наконец, сказал: “Если ты не простишь, то и сама будешь связана”. Убежденная старуха как бы нехотя сказала: “Ну, Бог его простит”. Темное тело тотчас же распалось в прах».
Надо думать, что в данном случае оставление сыном матери в нужде было делом, неугодным Богу, хотя это и было сделано ради такого благого дела, как уход в иночество. Здесь имеет место приложение указания ап. Павла: «Если же кто и подвизается, не увенчается, если незаконно будет подвизаться».
Нарушение родительской воли рассматривалось в Древней Руси как тяжкий грех. В некоторых, наиболее важных случаях, это нарушение влекло за собой родительское проклятие.
Какова может быть цель проклятия? Ап. Павел применил однажды проклятие для одного христианина из Коринфа, согрешившего тяжким грехом. У ап. Павла в этом случае было намерение, как пишет он сам, «силою Господа нашего Иисуса Христа предать грешника сатане во изнеможение плоти, чтобы дух был спасен в Господе нашем Иисусе Христе».
Как свидетельствует история Церкви, еще со времен Ветхого Завета Господом дана власть родителям проклинать своих детей за тяжкие грехи. В книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, написано: «Благословение отца утверждает дом детей, а клятва матери разрушает до основания».
Однако проклятие есть крайняя и страшная мера, которая ввергает проклинаемых в большие несчастья. И часто неосторожные и необдуманные проклятия несут бедствия тем, кто проклинает. Так, например, блаженный Августин рассказывает: «Одна вдова была избита своим сыном в присутствии других детей, которые не заступились за нее. Возмущенная мать идет перед рассветом к крещальной купели своих детей, чтобы проклясть сына. А по пути она встретила демона в образе своего деверя, и он убеждает ее проклясть и всех остальных детей, не заступившихся за нее. Ну, эта неразумная мать и стала умолять Бога, чтобы дети ее были изгнаны из родного города и своим видом устрашали бы людей. После этого, в течение одного лишь года, всех ее детей поразил трясучий паралич, начиная с главного виновника. Стыдясь своих сограждан, они расходятся из дома и становятся скитальцами. Мать, пораженная исполнением немилосердной молитвы, не вынесла горя и удавилась». Впоследствии двое из ее сыновей исцелились на глазах блаж. Августина у мощей мученика Стефана.
Интересен также рассказ игумена Феодосия, насельника Оптиной Пустыни. Рано лишившись родителей, он остался вместо отца младшему брату. Брат Феодосия быстро преуспел в практической жизни. Необычайные успехи в торговле развили в нем самомнение, и он стал приписывать их своим талантам и забыл о Боге. При встрече Феодосий стал обличать брата. Тот ответил, что всем обязан только себе, и на глазах у Феодосия совершил кощунственный поступок с иконой. Не мог перенести этого Феодосий и проклял брата. С этого момента как бы обрезана была жизнь последнего. Все стало у него разваливаться, он быстро потерял состояние и жалко кончил жизнь. Горько жалел потом Феодосий и каялся за свою горячность.
Материальный успех в жизни не является, конечно, видимым показателем Божьего благословения. Часто успех в материальных благах бывает у совершенно несчастных людей. Но в данном случае можно подумать, что за молитвы Феодосия о брате Господь вызвал последнего на покаяние, поражал его ударами видимым для него образом, наказывал его за самомнение, пренебрежение старшим братом, неверие и кощунство.
По существу, нарушение воли родителей как бы само по себе несет проклятие детям. Непослушание – есть нарушение заповедей Господних, а за это отходит от детей Дух Святой и благословение Божие во всех делах. А это и есть сущность проклятия.
Родителям надо помнить также, что не только проклятие может навести на их детей несчастье. Господь близок к заботам родителей об их детях и часто немедленно исполняет их слова и пожелания, если они направлены на исправление детей. Вот свидетельство тому, взятое из жизни последнего времени.
Взрослый сын стал плохо вести себя, грубо нарушал христианские заповеди и не слушал увещевания родителей. Потеряв терпение, отец как-то сказал ему: «Смотри, Ваня, Бог долго терпит, да больно бьет». В тот вечер сын, заряжая охотничье ружье, нечаянно выстрелил и поранил себя. Слова отца запали ему в душу, а их немедленное исполнение поразило его. С этого времени он оставил порочную жизнь и стал истинным христианином.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий