Хорошая идея


Чем запомнилось лето

Мы не писали об этом, пропустили в информационном потоке сообщение об интересном мероприятии в Александровском парке Санкт-Петербурга. 10 июня здесь прошёл фестиваль народного костюма «СарафанDay», который проводился в рамках программы председателя Заксобрания города В. Макарова.

Что это было? Ну, во-первых, показ русских сарафанов – дефиле народных костюмов и современной одежды с использованием традиционных мотивов. А ещё гостей ждали мастер-классы по старинным народным танцам, по народным промыслам и ремёслам. Выступали фольклорные коллективы. На фестивале также работала ярмарка.

Доброе дело. Но поразило нашу редакцию не это. Многие читатели, наверно, помнят в одно время активно печатавшегося у нас автора инока Дорофея. Какие-то рассказы его, присланные в редакцию скопом, вышли в газете, какие-то – нет. Среди ненапечатанных – рассказ «Хорошая идея». Написан он был уже много лет назад, но нам показался не очень-то реалистичным, слишком оптимистичным, что ли. И как же удивительно, что он так явно лёг в канву этого фестиваля, в качестве художественной предыстории…

Использованы фотографии группы Фестиваля народного костюма «СарафанDay» в социальной сети «ВКонтакте»


В одном небольшом русском городе был старинный монастырь. Он выстоял в годы гонений на Церковь и был главной достопримечательностью города. Тысячи туристов со всего мира ехали сюда поглазеть на чудо русской архитектуры. Немало было и российских туристов – посещать город, входящий в Золотое кольцо, считалось доброй традицией ещё с советских в ремён. Толпы туристов, поголовно одетые в брюки, ежедневно толпились возле монастырских стен, и трудно было отличить, где мужчины, а где женщины. Молодые женщины в брюках напоминали стройных газелей, а пожилые, чьи ноги были значительно толще, как, впрочем, и фигуры, – слоних. И всё это огромное стадо людей топталось под монастырскими стенами и дымило сигаретами с утра до позднего вечера.

Местные жительницы поначалу только удивлялись европейской моде, но через пять лет почти всё женское население облачилось в брюки. Единственными, кого не охватила брючная эпидемия, были цыганки и православные христианки. Их было немного, и смотрелись они как редкие диковинные птицы – чудом сохранившийся вид. Но в связи со своим предпочтением традиционной одежды христианки испытывали давление своих подруг и коллег по работе:

– Что ты, как белая ворона, в юбке ходишь? Это устарело давно. У тебя что, денег нет хорошие брюки купить?

Не все выдерживали такой пресс и начали понемногу сдаваться – прослыть отсталой белой вороной никому не хотелось.

«Надо что-то делать, надо спасать женщин, эмансипация губит их, – думала Екатерина Петровна, преподавательница швейного училища, – даже в войну, по рассказам мамы, женщины так не омужичивались. Что же сделать, как помочь им?»

Со своими тяжёлыми думами она пошла в церковь, поговорить с батюшкой.

– У меня та же проблема с дочерьми – не хотят платья носить, и всё тут. Говорят, не модно это.

– Батюшка, да ведь они с этой мужской одеждой и мужские манеры перенимают: курить начинают, сквернословить, а когда садятся, колени широко расставляют – ну точь-в-точь как мужики себя ведут.

– Да говорил я не раз уже в проповедях об этом, и написали мы на церковных дверях выдержку из Священного Писания, что это мерзость перед Богом. И даже юбки и платки им выдаём перед входом в храм. Но что будешь делать: не хотят носить платья, и всё тут!

– Знаете, батюшка, я вчера по магазинам прошла, так нигде юбки не встретила. Спросила: «А почему у вас юбок нет?» Продавцы смотрят на меня как на инопланетянку какую и говорят: «Не пользуются спросом». Спроса на юбки нет! Вы представляете, женская одежда женщинам уже не нужна!

– Екатерина Петровна, а вы кто по профессии?

– Я швея, преподавательница училища.

– Так вот и нашейте юбок! А ещё лучше, если своим ученицам внушить сможете, что без женской одежды они свою красоту теряют. Мужчины – существа грубые, а если женщины им подражать станут, так кто ж тогда нежность да ласку дарить будет? Совсем любовь уйдёт тогда из их жизни, один интим останется. Не муж и жена, а партнёры. А детей как воспитывать?..

– Они сейчас об этом не думают, у всех карьера на уме. Надо быть сильной и независимой, говорят.

– А вы попробуйте нарядить их в нашу традиционную русскую одежду: сарафаны, платки, кокошники.

– Где же их взять?

– Вы же швея, вот и нашейте их на своих уроках, а потом пусть учащиеся походят в ней, покрасуются да на себя со стороны посмотрят. Ещё бы пофотографировать их, тогда совсем хорошо будет – глядишь, одумаются.

– А что, батюшка, идея хорошая, мне понравилась, попробуем воплотить её.

– Вот и попробуйте, даст Бог, всё получится, если мы к этому силы приложим.

Екатерина Петровна, загоревшись новой идеей, уговорила начальство, и через два месяца её ученицы нашили много русской одежды. Преподавательница наняла фотографа за свои деньги и объявила студенткам:

– Завтра, девочки, будем сниматься в новых нарядах.

– А где будут съёмки?

– В нашем монастыре и на лугу возле речки.

– Ура!

– Классно! Пофоткаемся!

– Только погода бы не подвела.

– Передавали: без осадков.

– Да они врут!

– Бог даст, будет завтра солнечный день, – сказала преподавательница. – Итак, завтра в десять все собираемся.

Рано поутру Екатерина Петровна поспешила к священнику:

– Благословите, батюшка, я так волнуюсь…

– Бог благословит. Одежда – это тоже проповедь образа жизни, пусть пройдут через город, полчаса всего, а эффект будет значительный. Потом позвоните, расскажете.

 

В десять часов ученицы швейного училища, нарядившись в сарафаны и кокошники, двинулась к монастырю пешком, через весь город. Горожане оглядывались на колонну стройных девушек, облачённых в русские наряды. Кое-кто останавливал машины и пропускал их даже там, где и не положено. Дивясь, водители поворачивали головы:

– Ты погляди, как нарядились.

– В кино, наверное, сниматься будут.

– А может, ансамбль хороводный для иностранцев?

– Да нет! Это наши, из швейного училища.

– Неужели сами нашили?

– А то как же?

– Вот молодцы, мастерицы!

– Красавицы какие!

Девушки, слыша эти реплики, ещё выше поднимали головы и расправляли плечи – им было приятно быть красивыми.

Екатерина Петровна, идя сзади, сама удивлялась: «Откуда вдруг взялась такая походка и лебединая стать? Воистину, как чудно одежда моих девчонок изменила».

На монастырской площади на них обратили внимание приезжие гости-иностранцы. Схватившись за фотоаппараты, они стали фотографировать девушек в русских костюмах:

– Рашен гёрл!.. Гуд, гуд!

Чмокали от восторга губами и махали девушкам рукой. Тщетно гид звала их на экскурсию – они, забыв про монастырь, щёлкали и щёлкали затворами, запечатлевая настоящих русских красавиц.

А потом приглашённый фотограф долго снимал группу Екатерины Петровны. Девушки ужасно устали, проведя под палящим солнцем несколько часов, но, видя к себе повышенное внимание, не торопились расстаться с настоящими русскими нарядами, чувствуя себя героинями дня. А некоторые, курящие, даже удивлялись, что их совсем не тянет покурить в сарафане. Но больше всех радовалась Екатерина Петровна:

– Ещё не всё потеряно, ещё сохранился русский дух, мне даже никого не надо было учить ходить, всё само пришло с одеждой!

– Одежда большую силу имеет, – отвечал ей по телефону батюшка. – Если б я вместо подрясника в шортах да в майке ходил, много ли людей у меня брали бы благословение?

– Да что вы, батюшка…

– То-то! Ты не отчаивайся, мы ещё поборемся за них. Мы ж не китайцы какие-нибудь, зачем нам брюки носить? У нас своя одежда есть, более красивая и правильная. Хорошо бы ещё конкурс красоты организовать, только без показа нижнего белья.

– А что, батюшка, хорошая идея! Я попробую!

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий