Шёлковый купол, или ЗА ЧТО ДЕСАНТНИКИ БЛАГОДАРНЫ РУССКОМУ ТЕАТРУ?

Отечества славные сыны

Летним днём 1911 года жители одного петербургского дома могли наблюдать необычную картину: из своего подъезда вышел известный актёр Глеб Котельников в сопровождении 11-летнего сына и… огромной тряпичной куклы в жестяном шлеме. Странная у них вышла прогулка! То поднимаясь на крыши домов, то залезая на высокие деревья, отец с сыном бросали свою спутницу вниз и горячо радовались тому, что из её шлема вылетал зонтик, а затем она плавно, как осенний лист, опускалась на землю. Но вряд ли кто из прохожих мог догадаться, что это был важный технический эксперимент – испытания авиационного парашюта.

Глеб Котельников готовится отправить в небо парашютиста-манекена (фото с сайта history.syktnet.ru)

Да, как ни удивительно, конструкция современного парашюта, которым пользуются авиаторы всего мира, была придумана русским актёром-изобретателем Глебом Евгеньевичем Котельниковым, офицером в отставке. На заре прошлого века авиация в России и во всём мире только зарождалась, и тогдашние самолёты были похожи на летающие этажерки, где пилот сидел, как птичка на жёрдочке. Первые лётчики отличались отчаянной смелостью – риск упасть с высоты или разбиться при посадке был велик. На испытания новых летательных аппаратов съезжались сотни горожан, и Глеб Котельников тоже старался не пропускать ни одного из них. И вот однажды, на Всероссийском празднике воздухоплавания, на его глазах произошла трагедия: из самолёта выпал и разбился насмерть пилот Лев Мациевич. Котельникова это потрясло. «Надо придумать такое приспособление, которое могло бы спасать жизнь лётчикам! – размышлял он. – У моряков есть спасательный круг, а воздухоплаватели совершенно беззащитны!» Тогда-то и дал себе обещание во что бы то ни стало разработать надёжный парашют для авиаторов. Прочный, лёгкий, и чтобы он был всегда при человеке.

Задача не из лёгких! Но надо сказать, актёр был из тех одарённых русских людей, о которых говорят: «Господь в макушку поцеловал». С детства хорошо играл на разных музыкальных инструментах, без конца изобретал затейливые игрушки. В тринадцать лет загорелся фотоделом, купил у старьевщика фотообъектив и смастерил фотокамеру. Будучи сыном профессора математики, Глеб и сам был знаком с «царицей наук» не понаслышке – в молодости окончил артиллерийское училище. И это ему очень пригодилось.

Вообще-то, идея спасательного средства была не нова. Слово «парашют» ещё в конце XVIII века предложил французский учёный Ленорман, образовав его от греческого pаrа (против) и французского chute (падение). И не только придумал слово, но и построил аппарат, изобретая путь спасения из горящего здания, и лично совершил с ним прыжок из окна обсерватории. К XX веку в мире уже делались попытки создать парашют для лётчиков, правда, робкие и не слишком удачные. Конструкторы никак не могли решить множество сложных задач, и одна из них – где же расположить спасательный зонт? Даже вокруг талии пилота пытались его закрепить – наподобие балетной пачки. Глеб Котельников решил поначалу, что самое подходящее место для парашюта – шлем пилота: в минуту опасности из него выскакивает зонтик и раскрывается над головой лётчика. Как мы помним, испытания с куклой-манекеном прошли прекрасно. Но когда Котельников рассчитал размер парашюта для живого человека, оказалось, что полотнище диаметром в семь метров упрятать в шлем будет, мягко говоря, сложновато. Тогда где же расположить парашют? И из какого материала сшить, чтобы он не занимал много места? Над этими вопросами Котельников напряжённо думал дома, на улице, в театре…

Именно в театре и пришёл ответ. Однажды Котельников увидел, как одна из актрис раскрыла маленькую сумочку и вынула оттуда большую шёлковую шаль. Вот оно! Парашют нужно сделать мягим, шить из шёлка и держать в заплечном ранце! Глеб Евгеньевич с жаром бросился воплощать свою идею, и его квартира превратилась в мастерскую. В перерывах между спектаклями и репетициями он конструировал ранец и, ползая на коленках по полу, вырезал из ткани клинья будущего парашюта. Большой помощницей ему была жена Ольга Васильевна. Ночами напролёт просиживала она за швейной машинкой, соединяя куски шёлка, пока не получился огромный купол из 24 клиньев.

Вскоре с большим успехом прошли испытания, и петербургские газеты восторженно писали об этом.

Модель ранцевого парашюта Котельникова за сто лет почти не изменилась (фото с сайта topwar.ru)

Однако судьба гениального изобретения оказалась непростой – долго Котельникову пришлось убеждать высших чиновников и министров в полезности парашюта, длительное время ещё он получал холодно-безразличные отписки. Но когда наконец стали раскрываться над русскими лётчиками купола парашютов, спасая их жизни, а Глеб Евгеньевич начал получать благодарные письма с фронтов, он смог признать, что выполнил обещание и принёс пользу Отечеству.

Фото с сайта radioiskatel.ru

 ← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий