Вызов ислама

орнамент

Ислам – последняя по времени возникновения и вторая по количеству верующих мировая религия. Общее количество мусульман ныне составляет оценочно от 1,2 млрд до 1,57 млрд человек. За полвека их число выросло почти в два с половиной раза, и это стремительно меняет религиозную картину мира, да и этническую тоже. Европейские столицы – Лондон, Париж, Берлин – за последние несколько лет оказались в кольце мусульманских пригородов. Ситуация в России сходная. Появляются и этнические русские, обратившиеся в ислам, в основном это женщины, вышедшие замуж за мусульман. Правда, число их незначительно. По разным оценкам, от двух до десяти тысяч.

Попробуем же разобраться, что из себя представляет ислам и почему он столь привлекателен для населения Востока. Это поможет и нам, православным, объективно, а может быть, и критично взглянуть на себя и на собственные отношения с Богом.

* * *

«Ислам» в переводе с арабского означает «покорность», «предание» (себя Аллаху), а «мусульманин» («муслим») – «покорившийся», «предавший» (себя Аллаху). В арабском языке ислам и мусульманин – однокоренные слова. Адам был покорен Аллаху, т. е. был мусульманином. Но Адам совершил грех непокорности, а затем смог покаяться, потому Аллах простил его. Как сказано в Коране:

Адам покорился словам Господа своего, и Он простил ему, ибо Он – прощающий, милосердный (2:37).

Таким образом, ислам расценивает грех Адама только как пример личного непослушания, и ничего больше, отрицая вселенское катастрофическое значение первородного греха и его перехода на последующие поколения. Как следствие – отрицает возможность чьего-либо заступничества и искупления.

Никто не возложит на себя ноши чужих (грехов) (35:18).

Уже начиная с понимания греха Адама ислам кардинально расходится с христианством. В диспутах с христианами мусульмане часто указывают на расхождения в Евангелиях. Они говорят, что Священное Писание не может иметь таких расхождений. Дело в том, что в исламе Коран – в переводе с арабского «чтение» – это прямая речь Аллаха, переданная ангелом Джабриилом (Гавриилом) в сознание Магомета. В Коране нет человеческой речи, перед словами Магомета всегда стоит слово Аллаха «скажи». Когда же христиане говорят о совместном действии Бога и человека в написании Библии, о «богодухновенности» Писаний, то мусульмане отвечают на это, что священный текст не может содержать в себе слов человека. Поэтому, по мнению мусульман, иудеи и христиане исказили в истории изначальное откровение тем, что привнесли в него человеческие измышления.

Коран на протяжении всего текста ведёт острую полемику с христианством. С точки зрения ислама, вера в Троицу – это отход от строгого монотеизма, уступка многобожию.

Мессия, Иса, сын Марйам, – посланник Аллаха и Его слово, которое он поведал Марйам, [он] – дух, сотворённый Им. Веруйте же в Аллаха и Его посланников. И не говорите: «[Бог] – это Троица»… Воистину, Аллах – Единый Бог, пречист Он, и не может быть у Него ребёнка (4:171).

В отличие от христианства, которое имеет разнообразнейшую богослужебную практику, ислам имеет единообразный культ во всём мире: мусульманин Чечни читает те же молитвы и совершает те же ритуальные действия, что и мусульманин Кейптауна. В России часто можно услышать, что православие – традиционная религия русского народа. Исторически это верно, но по существу может увести в сторону от истины. Кроме того, православие в таком случае ограничивается рамками народа или государства, что ослабляет его миссию. Это было характерно и для Византии. Если бы она проявляла больше интереса к миссионерству, ислам бы просто не возник.

Итак, первое: ислам привлекателен для своих адептов тем, что предлагает рациональную, универсальную и единую в культе мировую религиозную систему. Рационализм, универсализм и единство ислама воспринимаются как признак чистой, неискажённой религии, строгого монотеизма.

* * *

Ислам воспринимается как религия силы и мужества. Он провозглашает своей задачей не всеобщую любовь, а справедливость, в том числе и социальную, за которую нужно бороться. Коран ясно говорит, что злу нужно противостоять силой:

О вы, которые уверовали! Будьте стойки в справедливости… Будьте беспристрастны, в противном случае вы отступите от справедливости и отвергните её, то ведь Аллах ведает о том, что вы творите (4:135).

Интересно, что в мусульманской апологетике Ветхий Завет критикуется за чрезмерную жестокость (вспомним призыв Бога уничтожить всё без исключения население Ханаана), а Новый Завет – за неосуществимую в реальности (например, на уровне государства) любовь к врагам. Коран как бы ставит себя между этими крайностями, так как утверждает справедливость. Что, впрочем, не объясняет, как по-божески поступить в условиях, когда у каждого человека своё понимание справедливости.

Приведём часто цитируемый хадис (изречение Магомета):

Тот из вас, кто увидит злодеяние, пусть остановит его своей рукой; если он не в состоянии сделать это, то своим языком; если он не в состоянии сделать это, то своим сердцем – это самая слабая степень веры.

В исламских медресе (аналог семинарий), помимо богословских предметов, нередко изучается борьба, проходят соревнования среди будущих учителей веры. Связано это с тем, что, согласно преданию, Магомету в борьбе не было равных. Интересно, что ислам запрещает наносить удары по голове. Поэтому мусульмане составляют большинство в российской олимпийской сборной по борьбе, а не, скажем, по боксу. Даже внешне мусульманин должен подражать своему пророку, подчёркивать свою мужественность. Например, носить бороду длиной с ладонь и брить усы. Должен укреплять себя физически.

Сильный верующий [муслим] лучше пред Аллахом и более любим Им, чем верующий слабый, хотя в каждом [из них] есть благо.

Сравните это со словами апостола Павла:

Ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на всё полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей (I Послание к Тимофею 4, 8).

Среди православной молодёжи немало поклонников единоборств, но «духовная база» подобного рода занятий – слова из Евангелия от Иоанна (15, 13): «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя». То есть у христианина физическая сила необходима для защиты других, а не ради собственного телесного совершенства. Известно, что у Магомета было «девять мечей, семь кольчуг, шесть самострелов (лук со стрелами), три щита, два копья и ещё две пики». Магомет вёл войны, а Христос – нет.

Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте [границ дозволенного]. Воистину, Аллах не любит преступающих [границы] (2:190).

Ислам – воинская религия. Она превозносит воинов над мирными жителями.

Те из верующих, которые отсиживаются дома, не испытывая тягот, не равны (по воздаянию Аллаха) тем, кто сражался во имя Аллаха, жертвуя своим имуществом и жизнью. Хотя Аллах обещал наибольшее благо всем (верующим), Он отличил усердствующих от отсиживающихся дома великим вознаграждением (4:95).

Современная ситуация с алкоголизацией мужского населения в христианских странах весьма тяжела. Мусульманские апологеты говорят о том, что только ислам с абсолютным запретом алкоголя может исправить это положение, так как православие разрешает (пусть и умеренное) употребление алкоголя и не способно справиться с этой бедой в массах. Следует, однако, отметить, что часто этнические мусульмане, оказавшись в иноверной среде, злоупотребляют спиртным, а на Востоке, где широко распространена наркомания, наркозависимые утверждают, что в Коране нет запрета на наркотики (ошибочно – Магомет говорил: «Сторонитесь одурманивающего!»).

Ислам дисциплинирует человека. Мусульманин должен совершать намаз (читать молитвы) пять раз в день, где бы он ни находился, несмотря на окружающих и среду. Несомненно, для этого требуется изрядная доля смелости. Шариат (закон, выведенный из Корана и Сунны) регламентирует все сферы жизни человека, заставляет его всё время следить за собой, быть собранным и дисциплинированным.

За всё это муслима ждёт награда, как об этом передают слова Магомета:

«Человек, борющийся на пути Аллаха, – а Аллаху известно о том, кто борется на пути Его, – подобен тому, кто непрерывно постится и молится, и Аллах поручился за то, что если борющийся на пути Его погибнет, то Он введёт его в рай, (если же нет), то Он благополучно вернёт его обратно с наградой или с военной добычей».

* * *

Женщина в исламе должна находиться под защитой мужа. Муж обязан обеспечивать всех официальных жён (которых по шариату у него не может быть более четырёх) тем, что он считает необходимым для них: каждой предоставлять отдельное помещение, одинаково делить с ними ночи. Женщина не должна работать, она занята исключительно домашним хозяйством и воспитанием детей.

Один из хадисов пророка говорит:

Не запрещайте женщинам отправляться в мечети, но их дома – это лучшее для них.

В России большинство верующих в церкви – женщины, одевающиеся весьма свободно. Мечеть женщины могут посещать только в хиджабе, для них существует отдельный вход, женский ряд располагается позади мужского, покидают мусульманки место молитвы первыми. Правда, в некоторых странах женщинам в мечеть входить запрещено. Таким образом, мужчины всегда должны быть впереди – и в обществе, и среди верующих.

Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам.

Можно сказать, что в настоящее время в Европе только ислам сохраняет патриархальную систему ценностей. В христианстве она, несомненно, также присутствует, но на практике давно не работает. Ислам считает семейную жизнь обязательной, однозначно осуждает безбрачие. Бить жену ислам разрешает только в том случае, когда она ослушивается мужа или не повинуется ему без уважительной причины. Существование домов престарелых или домов ребёнка – абсолютный нонсенс для настоящего мусульманина. Особенно нежно мусульманин должен относиться к матери. Часто упоминаемый хадис гласит:

Рай находится под ногами ваших матерей.

Все мусульмане объединены в умму – общину. Умма ассоциируется в арабском языке со словом «умм» – «мать». Поэтому мусульмане называют своих единоверцев «брат» или «сестра». Ислам эгалитарен, то есть он провозглашает равенство всех мусульман независимо от пола, расы и положения перед Аллахом.

Если три мусульманина живут в немусульманском окружении, они должны объединиться в джамаат – сообщество для изучения ислама, совершения религиозных обрядов, взаимопомощи, регулярного общения между собой и т.п. Мусульманин чувствует, что он никогда не останется один среди своих единоверцев.

Главный враг уммы, по мнению самих мусульман, не христианство и даже не США, а разобщённость. Проблема разобщённости и отчуждённости людей в Церкви обсуждается редко. Поэтому ислам привлекает не декларативной, а реальной общностью мусульман.

Для мусульманина вполне естественно стремиться к тому, чтобы жизнь в стране его проживания регламентировалась не законами, написанными атеистами, а законами Аллаха. Муслим искренне не понимает, почему христиане удовлетворяются светским законом. Христианство воспринимается муслимами как «вера в душе», не способная изменить реальность. Для мусульман глубоко чужда человеческая иерархия власти, как государственной, так и духовной, – отсутствует духовенство в христианском понимании. Исламское «духовенство» – это только знатоки Корана, учёные, эксперты и судьи.

О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и носителям власти среди вас (4:59).

Сравним это со словами апостола Павла:

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены (Послание к Римлянам 13, 1).

Кстати, с греческого перевести можно не как «от Бога», а как «под Богом», в значении: «Бог находится над властью, власть подотчётна Богу».

Кроме политики, мусульмане стремятся создать альтернативную экономическую систему. Коран запрещает дачу денег под проценты, ростовщичество. Банковскую деятельность ислам считает формой эксплуатации человека человеком.

Аллах искореняет лихву и поощряет милостыню. Аллах не любит никого из неблагодарных грешников (2:276).

Отрицательное отношение к ростовщичеству имеется и в Библии, но реализовывалось оно на практике только в средние века. Сегодня же не секрет, что все финансы строятся на ростовщическом проценте – лихве. Однако, например, крупный мусульманский джамаат «Марабитун» пытается уйти от зависимости от международного спекулятивного капитала путём чеканки золотых (динаров) и серебряных (дирхемов) монет для внутреннего оборота. Когда американо-европейская экономическая система, основанная на кредитах и виртуальных деньгах, рухнет, джамааты должны стать основой для новой экономики в Европе, считают мусульманские экономисты.

Таким образом, ислам пронизывает все сферы жизни – от личной до политической – и даёт в них чёткие ориентиры верующему.

* * *

Сделаем вывод. Ислам своим существованием и распространением бросает вызов христианам. От ответа христиан зависит очень многое. Если православные христиане будут бороться со злом методами этого мира, то в этой игре на чужом поле их ждёт поражение.

Ислам делает акцент на главном в человеческом понимании, доступном любому, – чистом единобожии, мужестве, справедливости, единстве всех мусульман, о рае для угодивших Аллаху. При этом в нём почти ничего нет о Боге. Для православного человека, живущего в благодатной полноте своей веры, ислам ничего не значит, но для людей ослабевших, отчаявшихся, но не желающих отказаться от Бога вовсе, то есть для массы обычных захожан, он представляет большой соблазн. Можно наблюдать удивительную закономерность в мировой истории религий. Ислам очень быстро распространяется в странах, которые некогда были христианскими. Там, где христиане забыли цель христианской жизни, стремясь удобней устроиться на земле, поклоняясь идолам (империи, национализма, материального благосостояния), там появляется ислам и оказывается сильнее, потому что представляет реальную альтернативу язычеству и религии потребления.

Но ещё ислам показывает христианам то, чем христианство не является по своей сути, тем самым избавляя христиан от напрасных иллюзий.

В исламе есть покорность Аллаху, но это покорность раба.

Каждый, кто [обитает] на небесах и земле, предстанет перед Милостивым только как раб (19:91).

Это проявляется даже в положении тела при молитве. Мусульманин молится, падая ниц перед Создателем. Христианин во время чтения Евангелия на литургии стоит, ведь христианство несёт в мир небывалую весть о том, что человек может назвать Бога Отцом. Мусульмане знают 99 имён Аллаха, но среди них нет имени Отец.

Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его (Ин. 15, 15).

В Коране нет слов о том, что человек создан «по образу и подобию». В исламе человек остаётся на положении творения, смысл его жизни заключается в исполнении закона, в ожидании того, что Аллах оценит его усилие и дарует возвращение в утерянный рай. Максимально возможный уровень для мусульманина – исполнение закона Книги. Поэтому текст Корана сакрален и не может быть переведён с арабского на другие языки, возможны только толкования.

Христианство говорит о возможности нового рождения для человека не по плоти, а по духу через погружение (крещение) в смерть Богочеловека Христа. Во Христе человек усыновляется Богу и наследует уже не утраченный рай, а Царство. Поэтому предельная цель христианина есть уже не исполнение буквы, а уподобление Христу.

Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 32).

Если со всем вниманием посмотреть на ислам, и не с позиций внешней буквалистской критики, а так, как его знают сами мусульмане, то мы увидим, что в исламе нет того, что составляет самую суть христианства – это возможность соединения с Богом в Его Царстве, которое не только за гробом, но и «внутри вас есть» (Лк. 17, 20).

Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 21).

Именно в этом главное различие этих религий. Всё остальное есть следствие. В исламе есть стремление к установлению законов Аллаха на земле не только путём убеждения, но и силой. Христианство хранит – как высочайшую ценность – свободу человеческой воли. Христианство трезво понимает, что этот мир заражён ядом первородного греха и никакие социальные преобразования и революции в корне не изменят ситуацию. Мусульмане мужественны среди людей, а христианское мужество – в силе противостояния духу мира сего. Мусульмане стремятся к братскому единству, а христиане должны быть одним телом. Христиане призваны нести в мир принципиально иное этому миру, то, с чем христианство ворвалось в историю, являть уже здесь любовь, радость и свет Царства Небесного, быть солью, закваской будущего Мира. Посему последователям Христа следует задуматься о своей вере и осознать своё призвание на этой земле.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий