«Будьте теплом и светом»

Поучения старцев

Старец в миру святой праведный Алексей Мечёв (1859–1923)

Каждый дом есть домашняя церковь имени тех святых, имена которых носят живущие в нём.

* * *

Будьте теплом и светом для окружающих; старайтесь сперва согревать собою семью, трудитесь над этим, а потом эти труды вас так завлекут, что для вас уже узок будет круг семьи, и эти тёплые лучи со временем будут захватывать всё новых и новых людей, и круг, освещаемый вами, будет постепенно всё увеличиваться и увеличиваться; так старайтесь, чтобы ваш светильник ярко горел.

* * *

Мы должны подражать любви Божией. Случай сделать кому-нибудь добро – это есть милость Божия к нам, поэтому мы должны бежать, стремиться всей душой послужить другому. После всякого дела любви так радостно, так спокойно становится на душе, чувствуешь, что так и нужно делать, и хочется ещё и ещё делать добро, а после этого будешь искать, как бы мне кого ещё обласкать, утешить, ободрить. А потом в сердце такого человека вселится Сам Господь: «Мы приидем и обитель у него сотворим». А раз Господь будет в сердце, такому человеку нечего бояться, никто ему ничего не может сделать.

Старец Герман, возобновитель Зосимовой пустыни (1844–1923)

Вникайте в каждое слово молитвы умом… Главное, чтобы чувство самоукорения неотступно было бы, чувство своей греховности и безответности – перед Богом. Разве это трудно? Говорите: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную» – и чувствуйте, что говорите. А укорять себя надо не только в дедах плохих. Дел-то греховных у вас, может быть, и немного, а за мысли греховные тоже будем отвечать.

Преподобный старец Севастиан Карагандинский (1884–1966)

В утешение старым и больным, скорбящим, что не могут в храм Божий ходить, благословляю молиться умом молча: «Господи помилуй», «Боже, милостив буди мне, грешной». Господь услышит. Терпи болезни без ропота. Болезни очищают душу от грехов.

* * *

Болеть нам необходимо, иначе не спасёмся. Болезни – гостинцы с неба.

***

Тогда может быть покой, когда пропоют: «Со святыми упокой». А до этого не ищи покоя до самой смерти. Человек рождается не для покоя, а для того, чтобы потрудиться, потерпеть ради будущей жизни (покоя). Здесь мы странники, пришельцы, гости. А у странников нет покоя в чужой стране, в чужих делах. Они, ступая шаг за шагом, идут вперёд и вперёд, чтобы скорее достичь родного отечества, то есть дома Божия, Царствия Небесного. А если здесь, в земной юдоли скорбей, в мире удовольствий, замедлить, то вечер (то есть закат дней) незаметно подступит и смерть застанет душу не готовой, без добрых дел, и времени их сотворить уже не будет. Наг человек родился, наг и отходит. Только вера, добрые дела, милостыня идут с ним в будущую жизнь, и никто не поможет: ни друзья, ни родные.

Старец Серафим (Романцев), духовник Глинской пустыни (1885–1975)

– Как спасаться, если нет старцев?

– Все имеют скорби. Они заменяют старцев, так как их попускает Господь, зная сердце каждого. Никто не поможет и не изменит, если не менять себя. Начинать надо со внимания к языку и уму. И надо постоянно следить за тем, чтобы обвинять себя, а не других.

* * *

…Мы должны всё переносить с детской покорностью – и приятное, и неприятное. И за всё прославлять благого Бога. Пришла какая скорбь или болезнь, будем говорить: «Слава Тебе, Господи». Умножились ли скорби и болезни, опять: «Слава Тебе, Господи». Безотрадные скорби и болезни усилились и ведут ко гробу – опять: «Слава Тебе, Господи». Что бы ни случилось с нами, за всё будем благодарить Бога и говорить: «Слава Тебе, Господи». А ропотом и отчаянием мы отталкиваем от себя Божественную помощь и, будучи сами не в состоянии нести бремя своих грехов, всё более и более удаляемся от Бога.

* * *

Когда хотите побеждать бесов, уступать должны человекам. Оскорбит ли кто – уступи ему, и наступит мирная тишина, избавляющая душу от смущения. В духовной жизни не воздаётся злом за зло, но зло побеждается благочестно. Добро творите обидящим вас, молитесь за творящих вам напасть и всю печаль возложите на Господа. Он заступник и утешитель страждущим.

Преподобный Серафим Вырицкий (1866–1949)

Никогда не надо просить у Господа ничего земного. Ему лучше нашего ведомо то, что нам полезно. Молитесь всегда так: «Предаю, Господи, себя, детей своих и всех родных и ближних в Твою святую волю».

* * *

Хотя бы раз в жизни нужно поставить свечу за тех, кого мы обидели, обсчитали, у кого украли, не вернули долга.

* * *

Душу нам дал Господь, но тело наше – от родителей и прародителей наших, поэтому часть их грехов переходит к нам. Вот мы и должны молиться о наших родителях и прародителях и на исповедях приносить покаяние за всех них. Они ждут нашей молитвы и так радуются, когда мы молимся о них; а те, кто уже находится в Царстве Небесном, помогают нам.

Старец Савва Псково-Печерский (1898–1980)

Перед каждым своим действием руководитесь следующим христианским рассуждением: задуманное дело не противно ли Богу, не обидно ли оно для ближнего моего? Если по строгому исследованию совесть спокойна, то намерение своё приведёте в исполнение.

* * *

Уныние, леность и нерадение – это три исполина, которыми связан весь род человеческий. Поэтому и молимся мы каждый день Царице Небесной: «Отжени от мене, смиренного и окаянного раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение…»

* * *

Враг на нас, верующих, особенно сильно нападает нарушением мира. Ревнующим о благочестии нередко приходится испытывать от своих домашних сильное нерасположение и даже вражду за своё благочестие, хотя враждующие и не показывают вида, что они за благочестие враждуют. Вот здесь-то и проявите терпение. Не возмущайтесь, не отчаивайтесь, но припомните слова Спасителя: «Врази человеку домашнии его» (Мф. 10, 36). А от недостатков исправляйтесь, замечайте, в чём вас обвиняют окружающие, какие страсти они находят в вашем сердце, потому что в домашнем быту все страсти свободно проглядывают, а родные хорошо их знают — не то что вне дома, когда мы скрываем себя среди малознающих нас. Смотрите на себя беспристрастно, испытывайте себя. Может быть, в самом деле у нас тяжёлый характер, может быть, грубо и жестоко обращаемся с близкими, может быть, несправедливы бываем и прочее. Распространите своё сердце для общительности и благочестивой снисходительности, расширьте своё сердце любовью и держитесь благочестия твёрдо! Старайтесь быть кроткими, нераздражительными, не за всё выговаривайте — иное сносите, обходя молчанием. Когда чувствуете, что ваше обличение может вызвать пожар, тогда на поступки ближнего смотрите сквозь пальцы и усиленно молитесь за него, ибо любовь «вся уповает, вся терпит» (1 Кор. 13, 7).

Старец Афиноген (в схиме Агапий) (1881–1979)

Живи проще, как малое дитя. Господь такой любвеобильный, что ты и представить себе не можешь. Хотя мы и грешные, всё равно иди к Господу и проси прощения. Только не унывай, будь как ребёнок. Он, хотя и разбил самый дорогой сосуд, всё равно с плачем идёт к отцу, а отец, видя своё дитя плачущее, забывает тот дорогой сосуд. Он берёт это дитя на руки, целует его, прижимает к себе и сам же уговаривает своё дитя, чтобы оно не плакало. Так и Господь, хотя бывает, что мы делаем и смертные грехи, Он всё равно ждёт нас, когда мы к Нему придём с покаянием.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий