Служение в таёжном краю

Беседа с настоятелем Свято-Никольского кафедрального собора г. Кудымкара о. Сергием Пийтером

О традициях

– Первый раз я в ваших местах. Посетил сегодня музей, и сразу бросилось в глаза, что здесь довольно большой интерес к языческим традициям. В Кочёвском районе при поддержке властей возрождается совсем уж странный обряд Быкобой – когда приносится в жертву бычок и люди омываются кровью. Неужто язычество неискоренимо, батюшка?

– Думаю, оно всё равно будет сохраняться в том или ином виде. Если святителям Стефану Пермскому, Ионе, Герасиму и Питириму не удалось искоренить, то куда уж нам-то, грешным? Но мы стараемся. Сейчас, с образованием Кудымкарской епархии, владыка Никон очень обращает на это внимание, и мы, священство, делаем всё возможное, чтобы христианские ценности были впереди языческих.

Но есть такая сторона: у нас в Коми округе нет крупного производства, только пилят и вывозят лес. Учреждениям культуры нужно искать какую-то дополнительную жилу дохода. Поэтому, думаю, обращение к языческим традициям всего лишь один из способов разнообразить культурную жизнь округа, привлечь в неё людей с мыслью: «У нас есть то, чего нет у других».

Церковь не вправе запрещать это, но свой голос мы возвышаем. Объясняем, что под культурной личиной могут вернуться дикие языческие явления.

– Есть ли опасность, что через такие вещи некоторые люди уйдут в язычество?

– Убеждёнными язычниками они не станут, но это может помешать им стать христианами. Крестившись, многие продолжают соблюдать народные и советские традиции. Например, я на каждом отпевании объясняю, чтобы не поминали усопшего водкой и вином. Рассказываю, что наш русский святой Иоанн Кроншадтский, всеми любимый батюшка, говорил: «Кто усопшего водкой и вином поминает, великие муки тому готовит». Но нет, выходят близкие усопшего за церковную ограду и пьют на поминках. Двоеверие в деревнях наших очень сильно. Человек послушает священника, а сделает всё равно так, как скажут местные бабки. Не преломить сознание людей. Многие воспринимают крещение как оберег, не более: дальше можно ничего не делать, Бог меня должен оберегать. Не ходят в храм, не причащаются, не исповедаются. Придёт человек на службу один раз, второй. А на третий раз начнёт искать причины, чтобы не пойти. Времени не хватает, заболел, ладан не переношу, не могу стоять – причины найдутся. Пытаемся напомнить о себе чем только можно. Пасхальные концерты делаем, приглашаем любимые в народе коллективы. Экскурсии проводим, поднимаем людей на колокольню нашего собора. Весь спектр миссионерской деятельности. Но молодёжь вообще не идёт: их же друзья высмеют, что вы! Общественное мнение очень действует на людей.

– Для жителей маленького села бабушки – свои люди, а священник, как правило, приезжий, чужой. Может, поэтому и доверяют бабкиным сказаниям, а не слову батюшки?

– Возможно, так оно и есть, но что мы можем поделать? В нашем Свято-Стефановском церковном округе, это как раз территория бывшего Коми-Пермяцкого АО, всего двенадцать священников. Из местных в священники мало кто идёт, таких у нас единицы, поэтому большинство приезжие. Наездами по графику каждый из них окормляет три-четыре села или посёлка. Конечно же, за непродолжительный визит своим не станешь, но физически больше никак нельзя.

Сам я с Украины приехал, из Закарпатья, село Крайниково. Там у нас по-другому: храм и священник есть в каждом селе. В больших сёлах, с населением четыре тысячи и больше, – два больших храма. И это не говоря о городах. На большой город, такой как 30-тысячный Кудымкар, по тамошним меркам храмов восемь должно быть. А здесь – единственный храм на весь город. К сожалению, в Коми округе, да и много где в России, утратились семейные православные традиции, о которых я знаю не понаслышке. Каждое воскресенье мы всей семьёй шли в храм, надевали лучшую одежду. Всю службу знали наизусть, потому что поёт не только хор – все поют. После службы прихожане идут друг к другу в гости или же просто стоят и общаются возле храма. Никто не работает: воскресенье – день праздничный. Что касается подготовки к причастию, там, наоборот, попроще будет. Не требуется читать каноны и акафисты: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и «Верую». В нашей крайниковской церкви было очень мало литературы, приобретали только свечи, а за книгами и иконками надо было ехать в район. Литературы практически никакой, но молитвы знают все – передаётся от родителей к детям. Так что здесь свои традиции, там – свои.

О пастырском служении

– Как вы оказались в Кудымкаре?

– В 1999 году я приехал сюда в гости к своему троюродному дяде, протоиерею Георгию Пейтеру. Он был настоятелем этого храма. Поговорили, и он предложил мне поменять сферу деятельности и место жительства. Рукополагался я в Перми и затем 13 лет служил здесь, в Свято-Никольском соборе, штатным священником.

Храм открылся в 1994-м, но восстановление церковной жизни шло долго. Честно говоря, для меня тогда было шоком такое положение дел в духовной жизни жителей, я-то в другой среде вырос. Иду, бывало, по городу в подряснике, на меня косо так смотрят, пальцем тыкают. Но неприятия как такового не было, а в деревнях вообще хорошо принимали. Я тогда по всему округу ездил. В течение пяти лет – на рейсовых автобусах, на попутках, потом уже своя машина появилась. Обычно выезжали с утра, служили литургию, отпевали, крестили. В некоторых сёлах предоставляли дом, а иногда благочестивые прихожане приглашали переночевать. Полтора года я был настоятелем в Кочёво, в районном храме. После образования епархии владыка меня вызвал и предложил пост благочинного и настоятеля кафедрального собора.

Свято-Никольский кафедральный собор 1796 года постройки, г. Кудымкар

– Чем вы занимались на Украине?

– Я всегда хотел работать в милиции, защищать порядок, поэтому после окончания школы поступил в милицейское училище, выдержав конкурс в 37 человек на место. Затем больше года работал участковым и начальником охраны общественного порядка. При этом с младенчества я был воспитан в православии, и в дальнейшем это повлияло на мой уход из милиции. Ну не мог я гонять бабушек и составлять на них протоколы за то, что они на улице торгуют саженцами. А хочешь не хочешь, к концу месяца надо предоставить определённое количество протоколов. Да и не только это. Вообще порядки, которые царили в органах, никак не соответствовали тому, чему нас учили и что я хотел увидеть.

– Часто слышно о коррупционных скандалах в военных и силовых структурах…

– Понимаете, полиция, прокуратура, военные, духовенство – для общества их представители должны являться образцом. Но все они – люди со своими страстями, мыслями и потребностями. Конечно, коррупция недопустима. Но подобные скандалы, например, в коммунальном хозяйстве не вызывают такого шума. А происшествия с людьми, которые должны подавать пример, более заметны и обсуждаемы. Так уж заложено в мышлении людей – чтобы что-то получить, надо кому-то что-то дать. У человека всегда есть выбор, он всегда стоит на раздорожье. А делает уже исходя из потребностей и воспитания.

– Опыт прошлой работы вы, наверное, используете и в деле пастырском?

– Да. Так как я в прошлом сотрудник милиции, меня назначили заместителем военного отдела нашей епархии. Регулярно провожу встречи с ветеранами правоохранительных органов. Ко Дню защитника Отечества вот обошёл все службы, зачитал поздравление владыки, пообщался. Со всеми службами мы по возможности сотрудничаем: то мы их пригласим, то они нас. В прошлом году судебные приставы позвали меня на встречу с должниками по алиментам. Только при виде камеры и священника должников как ветром сдуло.

Приглашали сотрудники полиции. Несколько происшествий у них произошло: ДТП с участием нетрезвого сотрудника, случаи суицида. Позвали меня. Поговорили. На годовщину вывода войск из Афганистана, 15 февраля, проводим панихиду по погибшим воинам. В день ВДВ, 2 августа, служим молебен. Кадетские классы окормляем и уже два года, традиция складывается, участвуем в проводах в армию призывников. Сначала в храме собирались, но это оказалось довольно затруднительно, поэтому теперь непосредственно перед отправкой ребят, у военкомата, даю благословение на начало доброго дела, окропляю святой водой, каждому призывнику дарю иконочку Божией Матери «Скоропослушница». Потом рассказываю про воинов, прославивших не только Русь, но и весь православный мир. Ребята с удивлением узнают, что Александр Невский умер монахом и причислен к лику святых.

– Работаете ли с заключёнными?

– В нашем округе нет пенитенциарных учреждений, только СИЗО, много исправительных учреждений в соседней Соликамской епархии. А вот судьбой освободившихся интересуюсь, беседуем.

– Многие закоренелые сидельцы причисляют сотрудников полиции к касте неприкасаемых. Узнав, что вы бывший сотрудник, меняют ли к вам отношение?

– У меня был случай, ещё до разделения епархии, в начале 2000-х. Священников не хватало, и меня поставили, кроме всего прочего, окормлять тех, кто находится в СИЗО. И я регулярно ходил туда, проводил беседы с подследственными и подсудимыми. Когда они узнали, что я в прошлом милиционер, народу приходить стало всё меньше и меньше. Понимаете, заключённые считают, что если я бывший офицер милиции, то остаюсь таковым и докладываю о них кому надо. Поехал я в Пермь, в епархиальный отдел по тюремному служению, объяснился. Руководитель отдела говорит: «Батюшка, я всё понял». И меня назначили ответственным по другому отделу, как я уже говорил, военному.

– Люди, прошедшие через лагеря, часто исповедуют какую-то свою веру. Себя считают православными, при этом чтут криминальные порядки.

– Христианство и криминал – совершенно разные миры. Если человек ворует, убивает, грабит – как это может быть связано с христианством? Человек может быть православным по названию – крестик носит, всё тело в наколотых крестах и куполах. Есть такие, кто ходит в тюремный храм, чтобы не пойти в наряд, либо ради условно-досрочного освобождения демонстрирует, что исправляется. А есть православные по существу. Если человек убил кого-то, но осознаёт свой грех, кается в содеянном, приходит на богослужения и причащается – это настоящий православный, пусть даже и находится в заключении. Он понимает, что несёт наказание, и просит у Бога прощения. Старцы говорили, что нигде Бог так не близок, как на войне и в тюрьме. На войне человек понимает, что в следующую минуту его может не стать. А в тюрьме у него есть время подумать о содеянном.

– Вы упомянули, что работаете с кадетами.

– Недавно был на их фестивале. Говорил им о том, что в русском понимании слово «кадет» – это не звание, а состояние души. Кадетский девиз: «Жизнь – Родине, честь – никому». То есть тут заключён правильный смысл понятия «честь мундира» – верность присяге и воинскому долгу.

Посвящение пятиклассников в кадеты, село Ёгва (фото с сайта епархии)

 

Кадет невозможен без усвоения им ценностей православия. Кадет без веры – это не кадет, а разбойник с большой дороги, просто наёмник и карьерист, легко могущий стать иудой. Ценности православия должны стать его духовным стержнем, через это он сможет приобщиться к тысячелетней сокровищнице Церкви и быть христианином. Только это поможет ему стать настоящим защитником Отечества.

– Не могу не затронуть тему братоубийственной войны, тем более учитывая, откуда вы родом. «Верность присяге и воинскому долгу» – такие слова звучали. Но украинский солдат тоже давал присягу и считает, что выполняет долг…

– А есть и такие слова: «…когда молодой человек знает, зачем он вступает на путь служения Родине…» То есть у солдата есть выбор, и он может отказаться идти воевать, если не хочет этого. Я видел пару видеороликов именно про свою родину, Закарпатье. Когда в военкомат забрали наших мужчин, женщины перекрыли федеральную трассу с требованием вернуть мужей и сыновей домой, потому что те не хотят погибать за власть в Киеве. Через полчаса мужчины были дома, и никого не привлекли за это.

В моём селе, знаю, есть такие, кто хочет побравировать пребыванием в так называемой зоне АТО. Приедут, побудут в 200 километрах, а вернутся – грудь колесом: дайте мне медаль, льготы и субсидии. Так они «отдают» долг Родине. Есть, конечно, и те, кто едет сознательно, но только потому, что поверил телевизору.

– У вас есть недопонимание с родными по этим событиям?

– По первости было, сейчас нет. Они поняли, что к чему. Мой родственник пошёл добровольцем в АТО, погиб. В своё время он пожил в Нидерландах – видимо, хотел, чтобы на Украине было, как в Европе.

– Почему происходит эта война, есть ли у вас предположения?

– Только Господь ведает, почему она происходит. Предполжить лишь могу, что, возможно, связано с тем, что в своё время на Украину хлынули все религиозные течения. Да, есть католики, униаты, но они, по крайней мере, исповедуют Христа. А тут совсем уж нечисть стала притекать. Что главное – секты получают поддержку государства. Может, Господь хочет очистить страну, что ли… Так что пока просто принимаю как есть, но, думаю, Господь всё управит. В этом году собираемся с семьёй туда поехать, не знаю, получится ли – в 2012-м последний раз там были…

– Кстати, да, расскажите о своей семье.

– С женой, матушкой Натальей, мы из одного села. Её мама была моим классным руководителем. Папа был директором нашей школы, должность обязывала быть коммунистом, поэтому крестить дочерей-двойняшек он повёз ночью в соседнее село, домой к батюшке. Свадьбу мы сыграли незадолго до переезда. Сейчас у нас двое детей. Первенец наш, младенец Андрей, почил от рака почки, два годика было ему. Врачи тогда сказали нам, что в течение трёх-четырёх лет детей пока не заводить. Мы с матушкой плюнули на рекомендации, и год спустя, в 2006-м, родился сын Иван, который учится сейчас в 4-м классе. На городских олимпиадах он взял первое место по русскому языку, а по математике и окружающему миру – второе. Теперь поедет в Пермь на областную олимпиаду по этим предметам. В 2009 году после поездки на Валаам у нас родилась дочка Оля.

Прихожане мне порой рассказывают о проблемах: «Вот то со мной произошло да это, как дальше жить?» Я отвечаю: «А я вот сына потерял. И не отрёкся, не скинул с себя креста, продолжаю служить. Понимаю, что мне это дано за что-то или для чего-то. Может, что-то сделал, так я за это ответил. А может, это дано мне для испытания моей веры». Затихают. Им всё становится ясно.

 ← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий