Ремёсла русского севера
Ремёсла Севера
Наступила поздняя осень. В старину об эту пору хозяйки доставали свою заветную прялку и садились прясть. Дело не из лёгких, сноровка с годами приходит, поэтому девочек учили прясть с 6-7 лет. Отец выстругивал дочке маленькую прялочку, расписывал её цветами, да птицами, да лошадками; мог украсить и такой надписью: «Пряди, прялку береги, за отца Бога моли».
А мама или бабушка показывали, как нужно прясть. «Не ленись прясть – хорошо оденешься», – наставляли девочку. Из клока шерсти или льняной кудели нужно вытянуть нить: одна рука скручивает нитку, а другая вращает веретёнце, наматывая нитку. Чуть сильнее потянешь – нить оборвётся, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Но пройдёт несколько лет – и вот уже девочка-подросток прядёт под свою тихую песенку, и хорошо у неё выходит.
Но ручное прядение было очень медленным. Даже самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трёхсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи! Потому и сидели за прядением всю осень и зиму, отдыхая лишь в Рождественские праздники. А конец прядения наступал в последний день Масленицы, и хозяйки на донцах прялок катались в этот день с ледяных горок. Считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён.
Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. И ни одна из них не похожа на другую! Как и их владелицы, каждая чем-то особенным отличается. В крестьянском доме это был очень ценный предмет, и с ним были связаны традиции: на крестинах через прялку передавали новорождённую девочку крёстной матери; клали прялку в колыбель. Личную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчёлы. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку. Потому мастера по дереву старались раскрасить прялку, чтобы во всём мире не сыскать такую же.
А святой покровительницей прядения, ткачества и вообще домашней работы стали считать Параскеву Пятницу.
Роспись прялок уходит своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, книжную миниатюру. В Каргополье, Архангельской области, например, народные мастера учились от выговских монахов-живописцев. В середине XIX столетия, после закрытия скита, те ходили по деревням в одиночку и по нескольку человек, нанимаясь писать иконы, украшать росписями снаружи и внутри избы.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий