Трудности Библии
– Объясните, как понимать: в книге Бытия в 18-й главе Авраам принимает трёх странников, идущих в Содом и Гоморру. А Лот в Содоме в первом стихе 19-й главы встречает уже двух…
– Свт. Иоанн Златоуст в «Беседах на книгу Бытия» так объясняет это: Аврааму явился Господь в сопровождении двух Ангелов. Когда они встали идти, Ангелы пошли в Содом, а Господь остался беседовать с Авраамом.
– В послании апостола Павла к коринфянам есть такие слова: «Разве не знаете, что мы будем судить Ангелов, не тем ли более дела житейские» (1 Кор. 6, 3). Разве Ангелам нужен суд, тем более человеческий?
– На языке Священного Писания «судить» означает не только осуществлять суд, но и осуществлять власть. Когда в Писании говорится о том, что святые будут судить мир, то речь идёт о том, что после того, как Бог установит Царство Божие, править миром будут уже не жестокие цари и корыстные правители, а святые люди, угодившие Богу. Осуществление власти святыми, а не грешниками – это атрибут Царства Божия. То, что и ангелы будут судимы, говорит о том, что ничего не останется вне Царства, нигде не останется ничего неподвластного Богу. И конечно же, суду как осуждению подлежат именно падшие ангелы. Именно так – судимы будут падшие ангелы – этот текст понимают святитель Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит Кирский и другие отцы.
Ответил архимандрит Савва (Ионинский монастырь)
– Как понимать заповедь «не убий»? Получается – не служи в армии, ведь там учат убивать.
– Эта заповедь – одна из тех, которые были даны Богом пророку Моисею на горе Синай, её не надо понимать как запрет убивать вообще, хотя бы потому, что в этом же синайском законодательстве за святотатство, кражу, непочтение к родителям и многое другое положена смертная казнь (см. Исход, гл. 21-22). Кроме того, в Евангелии сказано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Также когда воины спрашивали у Иоанна Предтечи, как им быть, он им ответил следующее: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием» (Лк. 3, 14). Как видите, здесь нет запрета на военную службу.
– Разъясните мне слова Спасителя: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк. 16, 9).
– Всё, чем человек владеет в этом мире, – «богатство неправедное», поскольку от него не зависит праведность в глазах Божиих. Однако это земное богатство можно употребить так, чтобы хотя бы частично возместить свои долги перед Богом и ближними и накопить себе сокровища на Небесах.
– Каким образом евангелисты описывают такие моменты, как возвращение Иудой 30 сребреников или разговор Христа и Пилата у него на балконе? Ведь присутствовать они там не могли. В случае с историей рождения Иисуса, искушения диаволом и т. п. мы можем предположить, что Иисус мог обо всём этом рассказать апостолам. А как объяснить случаи с Пилатом и Иудой, я не понимаю.
– Разговор Пилата с Иисусом, хотя и происходил в претории, в стороне от толпы, не мог остаться тайной. Он шёл при свидетелях – слугах и карауле. Кто-то из них рассказал о подробностях, которые были бережно сохранены первым поколением христиан. История о возвращении Иудой сребреников также не могла остаться в неизвестности, т. к. были свидетели и этого события.
Ответил иерей Максим Приходько
– Почему считается, что Христа предали в среду, если в Евангелии написано, что Иуда пошёл предавать Христа после тайной вечери, которая в четверг?
– В среду Иуда из города Кариота сговорился с патриархом и архиереями за 30 сребреников предать Христа… и выжидал удобный момент. Поэтому среда является днём предательства и сговора.
Ответил священник Александр Чернышков
– Растолкуйте следующее: «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет».
– Эти слова Спасителя завершают притчу о талантах. «Имеющие» – это те, кто приумножил полученный дар Божий. А «неимеющие» – это «зарывшие» свой талант, в конечном итоге они будут лишены всего того, что получили от Бога, и того, что они «думали иметь».
– В Евангелии от Матфея есть такие слова Господа ученикам: «Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите». Скажите, пожалуйста, относятся ли слова Спасителя и к нам, простым смертным, или только к ученикам? Простите за наивность вопроса, но ведь в Евангелии нигде не говорится, что простой человек, не ученик Христа, может получить всё, что ни попросит в молитве с верой.
– Относятся, безусловно, эти слова и к нам. Только нужно помнить ещё и другие слова Спасителя, сказанные ученикам: «Не знаете, чего просите…» (Мф. 20, 22).
Вы можете просить обо всём, но не забывая при этом добавлять в молитве ко Господу: «Да будет на всё Твоя святая воля!» И Господь знает и решает Сам, когда, кому и каким образом отвечать на молитвы и посылать просимое.
– «Просящему будет дано», но при условии, что просящих будет двое-трое, т. е. несколько просящих об одном и том же (причём, очевидно, о духовном, а не о земном). Правильно я понимаю? Может ли человек один, без Церкви, чего-нибудь испросить у Бога? Можно ли просить у Бога чего-то земного – здоровья, успешной работы, благополучной семьи, богатства и т. п.?
– В молитве «Отче наш», кроме вещей духовных: «да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя… и остави нам долги наша… и не введи нас во искушение…», мы просим также и о «хлебе насущном». Иисус Христос научает апостолов молиться, показав им, что просить мы можем и о духовном, и о земном. Но при этом духовное и вечное должно быть «прежде всего» (Мф. 6, 33). Не только «двое или трое» имеют дерзновение молиться о какой-либо нужде, но и каждый из нас получил от Господа это право. Христос сказал: «Просите, и дано будет вам… ибо всякий просящий получает» (Мф. 7, 7, 8), «о чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам» (Ин. 16, 23).
Ответил протоиерей Александр Билокур
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий