Богословие по-простому

На Страстной, когда православные с особым желанием стремятся в храм за покаянием, я находился в Кирове и решил отправиться в Спасский собор, колокольня которого высоко взметнулась над городом – не потеряешь из виду. В этом году, к слову, отмечается 250-летие закладки собора. В храме шла общая исповедь, её вёл настоятель протоиерей Пётр Машковцев. По окончании исповеди у батюшки было время до начала всенощной, и мы разговорились.

Ночи, проведённые в храме

Протоиерей Пётр Машковцев

– Священником я здесь всего полтора года, но тут когда-то я начал воцерковляться, – ответил о. Пётр на мой вопрос о служении в соборе. – В 1998 году я поступил в Вятское духовное училище, а собор был прикреплён к нему – студенты здесь проходили практику. Начал помогать на службах алтарником. Кроме того, работал вахтёром, сторожем. Потом учёба в Московской семинарии, принятие сана в 2003 году…

– Что помните из первых лет?

– Помню, в первый раз в алтарь зашёл: стою как в преддверии Царства Божьего – это особое ощущение! Незабываемые впечатления, когда ночуешь в храме (я был здесь ночным сторожем) – во тьме мерцают лампадки, достаёшь молитвослов, читаешь, молишься.

– Мне было бы не по себе одному ночью в храме…

– А вот у меня именно радость была. Первое чувство – радостного трепета, духовного подъёма и восторга.

– А после рукоположения вы где служили?

– В Успенском кафедральном соборе. Потом – в Фёодоровском храме, в храме Прокопия Вятского в посёлке Сошени, в Знаменском, сейчас здесь.

– У собора восстановлена колокольня, большая же часть здания ещё в ремонте. В 1998-м, когда вы пришли сюда учащимся, как выглядел собор?

– Тогда это было офисное здание: комнаты, кабинеты. Межэтажными перекрытиями каждый из двух этажей был разделён ещё на два. Как раз в тот год, помню, начали ломать перекрытия первого этажа.

Говорить доступно

– Объявление при входе в собор сообщает о богословских курсах. Расскажите о них.

– Да, четырёхгодичные курсы для всех желающих, независимо от возраста, образования и вероисповедания, принимаем не только крещёных. Подобные нашим курсы есть ещё в Слободском. Их рекомендуют для работников церковных лавок, свечниц. Они ведь первыми встречают прихожан, именно к ним обращается пришедший в храм человек. Они должны и на вопросы правильно ответить, а если сложный вопрос, то к нужному батюшке направить.

За образец я брал огласительные училища, существовавшие в первые века христианства. Ещё до меня один священник решил начать огласительные курсы – по подготовке людей к принятию Таинства крещения. Но те, кто хотел принять крещение, туда не приходили, а приходили как раз уже крещёные, желавшие знать о вере больше. И тогда в 2006 году было принято решение организовать такие богословские курсы и для тех, кто крещён, но не просвещён.

Я тогда ещё в кафедральном соборе служил, там они и проходили.

– Что изучаете: Библию и Закон Божий?

– Библию, сравнительное богословие, историю. Все предметы мы стараемся подавать доходчиво для простых людей. Преподаватель догматического богословия должен внятно объяснять суть нашей веры, на библеистике так же должно раскрываться Писание. Поэтому и преподавателей сюда я подбираю особенных – таких, кто умеет разговаривать с простыми людьми. Не каждый священник, даже хорошо образованный, это умеет. Если священник сухо даёт предмет, нет смысла в таком преподавании – человек может просто взять и почитать книжку. Но главный критерий, который нужен для преподавания на курсах, – чтобы священник сам жил верой. Ведь курсы, прежде всего, передача своего духовного опыта, своего опыта понимания Священного Писания. Даже при преподавании церковной истории необходимо иметь опыт жизни во Христе, потому что история Церкви – это собрание духовного опыта предшествующих нам христиан.

– Сколько длится учебный год?

– С октября по май. В начале провожу анкетирование: почему человек пришёл на курсы, что нравится, что не нравится, на что нам обратить внимание. Также нам важно узнать степень образования слушателей, чтобы скорректировать занятия под их уровень. В основном же у нас занимаются люди с высшим образованием. В мае сами проводим конференции: со второго курса слушатели пишут рефераты, которые зачитывают в виде докладов. Даю задание собрать информацию о храме, в который они ходят, или о каком-либо святом. К примеру: жил праведник, а по недавности к лику святых не причислен. И вот у наших слушателей есть возможность собрать информацию, которая может способствовать дальнейшей канонизации. Пишут и на богословские темы. На Рождественской конференции очень интересный доклад был о православном учении о спасении по книге Сергия (Страгородского). Очень интересно. И по своим специальностям пишут: врачи – о болезнях, педагоги – о воспитании, военнослужащие – о святых воинах.

– Вы удовлетворены результатами?

– Среди окончивших курсы есть церковнослужители – священники, диаконы. Несколько человек с каждого курса непременно служат потом при храмах. Из 70 человек, поступающих ежегодно, 40-50 заканчивают курсы. Я встречал и таких, которые ходили-ходили к нам, затем перестали. Причины – семья, дети, работа, заботы. Но такого, чтобы люди потеряли веру, не встречал. Бывает, люди поступают на наши курсы для того, чтобы просто получить информацию. Они после первого курса обычно уходят. Потому что года недостаточно, надо материал сердцем прочувствовать, только тогда изменения произойдут. А был и такой случай: поступила на первый набор женщина, которая называла себя буддисткой. Думаем, что делать? Если не принять её – она так буддисткой и останется. И мы решили посмотреть, поменяется ли она в своём мировоззрении. На выпуском экзамене уже вспомнили, кем она к нам пришла, и спросили: «Какая же вера вам теперь ближе?» Она ответила: «Конечно же, православие! В буддизме тоже что-то есть, но православие – это да, сила».

– Вспоминается Борис Гребенщиков, который говорит, что для тела у него – буддизм, для души же – православие…

– Женщине той за 60 было, она другого поколения, поэтому вряд ли это влияние БГ. Я когда учился в Москве, кстати, встретился с ним случайно: подошёл, поговорили. Тогда я и увидел разницу между его выдуманным сценическим образом и тем, какой он в жизни. Мне тогда показалось, что он идёт к православию, но ему сложно. Такое впечатление сложилось, что человек был как птица, когда она наестся, и ей хочется подняться, но тяжело. Некоторое разочарование было. Наверное, популярность, даже слава, а может, и материальная пресыщенность составляют эту тяжесть – мешают Духу в нём реализоваться…

– Вернёмся к курсам. Люди какого возраста приходят на них?

– Две основные категории: молодёжь, пока ещё без детей, и люди, детей вырастившие. У них есть свободное время, а с детьми же, конечно, посещать курсы сложно, так как занятия проходят по субботам и воскресеньям. Я и сам, бывает, отговариваю: «Нет, давайте всё-таки семью на первое место ставить». Учёба на курсах не должна быть камнем преткновения в семье, поводом для разлада и ссор.

– Как же семейным набираться знаний, если есть стремление?

– Сейчас есть онлайн-курсы. Данилов монастырь такие проводит: задания рассылают через Интернет. У меня тоже есть мысли о создании дистанционного обучения, но сил пока не хватает. А так хотелось бы охватить именно эту категорию, а также жителей сёл и посёлков, чтобы они тоже могли получать знания.

Зачем нам наука богословие?

– Наверняка в конце занятия у слушателей возникают вопросы. Что спрашивают?

– На последнем занятии много спрашивали о Страстной седмице, о Пасхе, о том, как Христос воскрес. Об этом, безусловно, на занятии говорится, но им нужны подробности.

– Житейские вопросы задают?

– Постоянно. Спрашивают, как поститься, как уживаться с пьющими родственниками, как разговаривать о вере с неверующими близкими и как привести их в Церковь.

– Чем богословие может помочь в нашей обыденной жизни?

– Православие – это жизнь. Знание должно не только давать информацию для ума, оно должно изменять жизнь человека через прикосновение к ней, через переживание узнанного сердцем.

– Порой для неграмотной бабушки благодаря её сердцу вера раскрывается глубже, чем для начитанных церковных теоретиков…

– Наш контингент – это городские люди, с образованием. Они пытаются всё осмыслить и понять, и наша задача – дать им пищу. Но любой богословский вопрос имеет и практическое значение, то есть сразу же проявляется через духовную жизнь. У нас есть предмет «Сравнительное богословие». На нём изучаются основные конфессии, религии, учения. Допустим, изучаем ересь монофелитства и то, чем она опасна. Говорю: согласно этому учению во Христе только одна воля. А это значит, что смысл духовной жизни пропадает: ведь весь смысл церковной жизни как раз в том, чтобы свою волю соединить с волей Божьей, как это произошло со Христом. А если только одна воля – это уже какой-то фатализм. Говорим о многом, и я заметил, что, случается, у людей даже появляется такое как бы отвращение, неприятие к чужим учениям. Каких-то ужасов мы им не рассказываем, но точно без прикрас. Да и когда о православии говорим, вскрываем недостатки духовной жизни православных. Наши преподаватели – священники, поэтому знают основные ошибки прихожан. Пытаемся провести грань между учением Церкви и частным мнением конкретного священника, а то, знаете же, на приходе, бывает, складываются не очень хорошие традиции. Обсуждаем, говорим прихожанам, что делать.

– Что же в таком случае делать, если священник говорит явно «не то»?

– Сегодня мало образованных священников, поэтому хорошо, если есть хотя бы духовное училище. А то ведь рукополагают даже не прошедших курсы. Мы с преподавателями говорим, что, если священник высказывает какое-то своё, отличное от церковного, мнение, надо подойти к нему с миром и любовью и сказать: «Отче, мне на курсах объясняли так-то и так-то». Не знаю, подходит ли здесь слово «оспорить», всё должно происходить в мирном духе. На курсах мы знакомим прихожан с источниками, откуда можно почерпнуть информацию, поэтому будет намного лучше, если мирянин подойдёт к своему священнику с книжечкой.

…Однако время нашего разговора с отцом Петром истекло: от разговоров о теоретическом богословии пора было переходить к практическому богословию – церковному богослужению…


← Предыдущая публикация     Следующая публикация →

Оглавление выпуска

Добавить комментарий