Мера моей жертвы
Первый день Великого поста. Выходим с друзьями из храма после Покаянного канона. Тут подходит к нам мужчина – не старый и крепкий на вид. «С утра ни крошки во рту не было, – говорит. – Помогите, чем можете. Денег не прошу, поесть бы». Сказал, что болеет, что с работой не ладится. Ну, мы, такие одухотворённые после службы, пошли в магазин покупать мужчине продукты. «Давайте картошечки возьмём да молока, приду домой, пожарю», – сказал мужчина. Идём к кассам, а путь до них через весь магазин. «Я вот сока томатного давно не пил, возьму?» – «Ладно, бери». – «Яйца ещё». – «М-м-м… ну ладно».
Дальше он указал нам на кофе и копчёную рыбу… В общем, вкралась в нас мысль, что вряд ли в виде этого мужчины нас пришёл проверять Христос. Взяв маленькую баночку кофе, мы сказали мужчине: «Стоп». Он уговорил нас взять ему ещё тушёнку и принёс три банки. Цену, правда, какую-то небольшую назвал, якобы по скидке. Соврал… Одну банку – назад. Расплатились. Отдаём мужчине пакет, и он, поблагодарив нас, уходит. Тут мы начинаем делиться впечатлениями: «Ну даёт мужик, пива бы ещё попросил!» – «Да ладно вам, главное – помогли». – «Давайте не будем осуждать, а то толку не будет в нашей помощи…»
А вечером мне попался на глаза видеосюжет, в котором прозвучали такие слова: «Милосердие означает, что я должен поссориться со своей личной “жабой”. То есть размер милостыни, которую я уделяю людям, должен быть таким, чтобы “жаба” мне этого не простила. Если она прощает, значит, это ничтожная жертва, ниже болевого порога моей чувствительности. Надо уметь ссориться с ней». Будто ко мне обращался с экрана известный церковный деятель!
Стал размышлять, что же нас так смутило. Понял, что, в первую очередь, даже не сумма покупки, а мысль, что у храма просит мужчина в расцвете сил, а не старушка – божий одуванчик. Грешная ли эта мысль? Многие священники рекомендуют избирательно относиться к просящим милостыню…
Всё же я решил произвести нехитрый подсчёт относительно размера нашей милостыни. Ведь вычислить её реальный размер легко: сравниваем милостыню с жертвой бедной библейской вдовицы: две лепты, положенные ею в сокровищницу Христа и учеников, составляли всё её дневное пропитание (Мк. 12, 42). А многие ли из нас, посещая церковь хотя бы раз в неделю, готовы оставить храму или нищим сумму, равную нашим ежедневным расходам?
Поделили сумму, названную кассиром, на четверых. У меня получилась половина от лепты вдовицы…
ИнАкентий, все прекрасно понимают, что человек тот, скорее всего, пьющий. Но он не выглядел безнадёжно опустившимся, да и уверял, что пока не нашёл работу, вынужден побираться.
По-моему, кому-то надо меньше пить.