Живой Кладезь

Дорогие читатели! С этого года мы открываем на страницах Вертограда новую рубрику вопросов и ответов: «Живой Кладезь». В ней мы будем публиковать наиболее компетентные, на наш взгляд, ответы на вопросы православных верующих. Сегодняшние вопросы посвящены теме здоровья. Присылайте нам и свои вопросы – поищем на них ответы вместе.

– Можно ли в больнице во время поста вкушать мясо и другие скоромные продукты, если их дают в столовой или приносят в передачах?
– Согласно учению святых отцов болезнь подаётся человеку вместо поста. Целью поста является обуздание и смирение тела. Болезнь же сама вменяется в пост, поэтому во время болезни пост человеку послабляется. Если по медицинским показаниям человеку необходимы мясные продукты или скоромное, то их следует вкушать во время болезни, несмотря на пост. Попав в больницу, человек должен спокойно вкушать всё, что ему подаётся, и благодарить Бога за посланную ему болезнь.
Следует понимать, что смыслом любого поста является не слепое утеснение в пище, а сострадание со Христом и за Христа. Если болезнь переносится с благодарением Богу, то принимается Им равнозначно посту.
Святой Феофан Затворник говорил, что Бог ни от кого не требует трудов сверх силы и что болезнь вменяется вместо поста и ценится даже более его. Таким образом, самое правильное и разумное для болящего – не творить свою волю, а исполнять заветы святых отцов, наставления своих духовников и есть всё, что дают в больничной столовой, а также приносят, посоветовавшись с лечащим врачом, близкие.

– Как поступать близким тяжелобольного, умирающего человека, который и слышать не хочет о том, что ему необходимо исповедаться и причаститься?
– В этом случае родственники больного должны молиться Богу о вразумлении своего тяжело страждущего родственника, о том, чтобы Господь открыл ему свет истины и дал возможность подойти к Таинствам исповеди и причастия. Необходимы разговор, терпеливая беседа с ним, молитва за него. В таких случаях лучше всего помолиться святому апостолу Иоанну Богослову или родственники могут читать Псалтирь о вразумлении своего страждущего близкого.

– Сейчас редко кто из врачей молится за больного, а найти православного врача по своему заболеванию не всегда возможно…
– Если невозможно найти православного врача по своему заболеванию, то надо искать врача с хорошей репутацией, как с человеческой, так и с профессиональной стороны. Обычно при расспросах других людей это нетрудно узнать. Попав к такому врачу, пациенту следует самому молиться и за доктора, и за себя, полностью предав себя в руки Божии.

– Некоторые верующие отказываются обращаться к врачам, ссылаясь на слова святого Серафима Саровского: «Если Богу будет угодно, выздоровлю». Как к этому относиться?
– Я бы продлил этот тезис: «Если Богу будет угодно, выздоровлю, но к своему выздоровлению приложу все возможные усилия». Жизнь и здоровье – Божий дар, поэтому человек, заболев, обязан побеспокоиться, чтобы его тело, в котором он совершает добрые дела и молится, было в нормальном состоянии. Говорят: «моё тело», но тело – это не достояние человека. Оно создано Богом и дано нам «в аренду» на время жизни. Потом душа возвращается к Богу, а арендованное тело – туда, куда ему положено. Поэтому пренебрегать медициной, избегать возможности лечиться, проявлять халатное отношение к своему здоровью – это большой грех перед Богом и перед своими близкими, которые могут заразиться, остаться без кормильца, осиротеть и так далее. Святые отцы осуждали пациентов, прибегающих только к помощи Божьей, и считали это знаком очень большой гордыни. Потому что человек не пользуется теми средствами, которые создал Бог в природе, то есть лекарствами – минералами, травами, водами, грязями, не прибегает к помощи людей, которым Господь дал соответствующее медицинское образование. Об этом мы читаем в 38-й главе книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова: Господь создал из земли врачества, и благора-зумный человек не будет пренебрегать ими… Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли». И в «Добротолюбии» святые отцы обращаются к собратьям-монахам, чтобы они не чурались доктора, а из смирения обращались за врачевством. И разъясняется почему: потому что врачей тоже создал Господь.

Людей, которые по их глубокой вере получают благословение духовника отказываться от медицинского лечения и целиком полагаться на волю Божию, очень немного. Они полагаются на Бога до конца, и тогда они действительно получают исцеление от Господа. Подтверждение тому – житие старца Иосифа Исихаста, который не обращался к врачам, но терпеливо ждал, когда Господь исцелит гнойники, покрывающие его спину. И Господь исцелил его. Старцу оставалось только потерпеть и молиться. Есть такое терпение и в монашеской традиции. Преподобный Силуан Афонский не стал обращаться к врачам, когда у него застряла кость в горле. Но! он имел дар непосредственного общения с Богом, молился Богу, и Господь дал ему вразумление, что надо сделать, чтобы кость из горла вылетела… Силуан Афонский остался жив.
Да, монахи прежде всего полагаются на волю Божию. Нам же, мирским людям, следует придерживаться другого правила. И если духовники благословляют нас обращаться к врачам, так и надо поступать из смирения. Человек, который говорит, что он не будет обращаться к врачам, мол, его Господь исцелит, – говорит это по своей гордыни или по своему неблагоразумию. И действительно всё может закончиться печально. В этом случае, как свидетельствует святитель Николай Сербский, человек примет ложные мучения, он будет страдать не за Христа, а за свою собственную глупость.

– Сейчас появилось много лекарств, о которых утверждается, что они лечат сразу от нескольких заболеваний. Следует ли их принимать?
– Сегодня существуют новые препараты, которые в считанные минуты могут избавить от боли, но они не избавят от болезни. Что касается лекарств, которые могут быть применимы при всех болезнях, то надо быть очень осторожным, потому что, как правило, здесь имеет место шарлатанство. Раньше оно заключалось в том, что разливали одно и то же масло в разные бутылочки и клеили этикетки: «От головы», «От живота», «От ног». И мало ещё от чего. И сегодня некоторые фармацевтические фирмы прибегают к такого рода мошенничеству. Следует помнить, что те препараты, которые мы используем, получены из природы, а каждое природное вещество действует избирательно на ту или иную часть человеческого организма. Поэтому не существует препаратов, которые лечат все заболевания, а приём неизвестного сильнодействующего лекарственного препарата может закончиться весьма плачевно.
Ещё более наивны поиски «эликсиров жизни». Православному человеку необходимо твёрдо знать, что «эликсиров жизни» нет. Вся наша жизнь находится в руках Божиих. Без воли Божией волос человеческий с головы не может упасть, роста ни на локоть мы не можем себе прибавить, ни на локоть умалиться. Каждая минута нашей жизни сочтена у Бога. Если мы грешим – сокращаем время своей жизни, если стараемся жить по заповедям Божиим – Господь продлевает нам время для покаяния.

– Как Церковь относится к тем направлениям медицины, которые не лежат в её «официальном» русле: гомеопатии, рефлексотерапии, биоэнергетике, йоге и так далее?
– Как православный врач, я приветствую любые методы лечения, если они не противоречат православной вероучительной истине. Это гомеопатия (за исключением использования препаратов зарубежных фирм, стоящих на позициях антропософской или аюрведической медицины и враждебных православному христианству), фитотерапия – лечение травами, мануальная терапия, музыко- и цветотерапия (при условии, конечно, что они совершаются профессионально). К иглорефлексотерапии тоже следует относиться положительно, если её проводят, во-первых, врачи-профессионалы, игло-рефлексотерапевты, которые не являются одновременно биоэнергетиками или экстрасенсами, а во-вторых, когда процедура проводится в рамках чистой физиологии – на основании знаний меридианов и амплитуды потенциалов биологически активных точек. Никакие мантры или заклинания при этом недопустимы.
Любые оккультные, биоэнергетические, экстрасенсорные, магические методы лечения, йога, все методы, связанные с активным внедрением в психику человека (то есть включающие гипноз, самогипноз, внушение, аутогенную тренировку, кодирование и тому подобное), для православного христианина запрещены.

– Как относиться к прививкам?
– Вопрос о прививках не может быть решён с помощью их полного приятия или полного отрицания. В СССР была создана одна из лучших в мире систем безопасности от эпидемий, но в начале 90-х у нас в одной из санкт-петербургских газет была опубликована статья против прививок, и родители начали от них отказываться. Это легкомыслие привело ко вспышке дифтерии в 1993 году. Многие дети погибли или остались инвалидами. Есть статистика: процент иммунизированного населения не должен падать ниже 90–95 процентов. При восьмидесяти процентах ситуация становится угрожающе опасной, возбудители эпидемий могут свободно распространяться и нести гибель.

Православный человек должен предельно осторожно вести себя в тех областях, в которых мало что смыслит. Да, возможно прививка против гепатита B, как и любая другая, может повлиять на генную структуру человека, а может не повлиять – мы не знаем. Но вакцинацию проводят с тем, чтобы предотвратить реальные катастрофические последствия. Брать в расчёт гипотетические опасности медицина не может. Не может она брать в расчёт даже реальную опасность того, что часть людей может пострадать от вакцинации и даже погибнуть. Но число спасённых благодаря ей несравнимо выше.

При этом, разумеется, нужно сделать всё, чтобы свести риск к минимуму. По действующему ныне календарю прививок вакцинация против гепатита B начинается в первые 12 часов после рождения. Нужно ли их делать так рано и всем без разбора? Это сложный вопрос. Моё мнение, что в этом возрасте прививки нужны только тем детям, кому это действительно необходимо. Если мать страдает гепатитом B, то с огромной долей вероятности можно говорить, что болезнь передастся ребёнку. Вакцинацию остальных лучше отложить хотя бы до полугода. Если вы собираетесь отдать дитя в детский сад, то прививка желательна. Если есть риск, что ребёнок будет рождён в семье наркозависимых супругов, привить его нужно обязательно.

Но большинство детей у нас живут в районах, где заболеваемость гепатитом B очень низкая, в детский сад родители отдавать его не собираются и так далее. То есть риск заразиться ничтожен. В этот случае нет особой нужды напрягать вакциной его иммунную систему.

Особый разговор – это когда прививают детей, которым нездоровится, организм ослаблен. Их нельзя вакцинировать, а у поликлиники прививочный план, и персонал иногда прививает всех, независимо от противопоказаний, даже если у ребёнка температура. Так происходит дискредитация прививок. Раньше их делали принудительно, но сейчас закон даёт право родителям отказаться от вакцинации. Этим правом нужно пользоваться очень осторожно. Если ребёнок чувствует себя нехорошо, лучше перенести вакцинацию на более поздний срок, но в большинстве случаев не отказываться от неё совсем. Полный отказ необходим только в том случае, если ребёнок аллергик или после первой прививки развилось осложнение. Что тут делать? Лучше всего сдать тесты, показывающие напряжённость иммунитета к той или иной прививке. Во многих городах такие лаборатории есть. Если нет, наверное, лучше взять медотвод.

В общем, не прививать плохо и прививать вслепую, тупо тоже плохо. К каждому ребёнку должен быть индивидуальный подход.

На вопросы ответил председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоиерей Сергий Филимонов.

Добавить комментарий