Причисляю его к лучшим
Рубрика • Почта последних недель •
Так уж получилось, что наша газета последней выступает в связи с конфликтом, случившемся в Сыктывкарской епархии в конце августа. В предыдущем выпуске мы успели только в последний момент втиснуть несколько строк на последнюю полосу. Теперь подробности этой истории известны всем из газет, выходящих с большей периодичностью, чем наша, из новостных программ телевидения. Так что обращаться к фактической стороне дела вроде бы смысла нет. Слишком длительный для такого быстрого развития событий перерыв позволил некоторым читателям предположить, что на эту больную тему газета не будет высказываться вовсе. В самом деле, если факты известны, остается только высказать мнение газеты о произошедшем. Но можно ли журналистам судить о внутренних делах епархии?
Однако молчание было возможно лишь, если бы в редакцию не начали поступать письма наших читателей – как в защиту запрещенного в служении на год отца Андрея Паршукова, так и осуждающие его. Как ни тяжело нам было читать некоторые строки из них, ознакомить с наиболее типичными мнениями наших читателей мы обязаны – это наш профессиональный долг. Письма, несмотря на пожелания авторов, публикуются в сокращении ввиду ограниченности газетной площади.
ПРИЧИСЛЯЮ ЕГО К ЛУЧШИМ
Так уж случилось, что на жизненном пути больше чем пастырей других религий я встречал замечательных священнослужителей Православной Церкви. С детства запомнился мне старик невысокого роста, с серьезным и немного грустным выражением лица, нередко навещавший моего дедушку. Обоим было уже далеко за восемьдесят. У дедушки была огромная библиотека, состоявшая большей частью из книг религиозного характера. Среди них часами просиживали, перелистывали страницы и что-то обсуждали мой дед и его гость -отец Александр Глаголев, бывший ректор Киевской духовной академии, человек разносторонне образованный, мужественный и благородный. Как-то отец Александр пришел с высоким сравнительно молодым священником с открытым вдохновенным лицом, на котором сияли большие светлые глаза. Это был отец Виталий, настоятель Киевского Софийского собора…
Третьим священником, запомнившимся мне с детства, был отец Павлов, священник одной из старейших на Руси Киевской десятинной церкви. В последующие десятилетия к ним я присоединил образ скромного настоятеля церкви из города Чудово, 84-летнего отца Александра, по первому зову на больных ногах пришедшего весной 1942 года в завшивленный лагерь военнопленных, чтобы в их бараке-лазарете, пропахшем нечистотами, потом и гнилыми, пропитанными кровью грязными бинтами, отслужить пасхальный молебен.
К светлым образам этих священников я после доброго знакомства по праву причислил кандидата богословия, настоятеля кочпонской церкви отца Андрея Паршукова. Именно такой пастырь, как он, неустанный, отзывчивый, скромный, доступный каждому и внушающий доверие каждому, необходим в наше трудное время – и именно в городе.
Я знаю людей с высшим образованием, пришедших в храм и ставших православными благодаря личному обаянию и влиянию отца Андрея, его истинно христианскому отношению к людям. Неслучайно и моя жена, и многие сыктывкарцы, проживающие в Эжве, Тентюкове, в районе Орбиты, являются постоянными прихожанами кочпонской церкви, считают отца Андрея своим духовным пастырем и ему доверяют тайны своих мыслей и деяний.
Личное знакомство с ним пробуждает только добрые чувства. Это благородный, кристально чистый человек. В народе говорят: грязь к такому не липнет…
Увы, не скрою своего возмущения, когда узнал об указе совета епархии относительно кандидата богословия отца Андрея. Возмутило криводушие тех, кто попытался опорочить его имя и деятельность. Если таковые относятся к служителям Церкви – они недостойны ее и порочат ее.
Этот указ совета епархии компрометирует Церковь, своими гонениями на честного священника преподносящую ценный подарок атеистам и бездуховности. Кому-то выгодно удалить из Сыктывкара отца Андрея, даже если из-за этого Церковь, безусловно, потеряет сотни прихожан (а может быть, к этому и стремятся клеветники?).
Нет! Сын коми народа о. Андрей необходим здесь, в крупнейшем городе республики, в ее столице, где он может влиять на широкие массы, борясь с бездуховностью и другими пороками, присущими городу, где разгуливает легко поддающаяся дурным влияниям и соблазнам молодежь. Сыктывкарцы верят отцу Андрею, как совести, нуждаются в нем, в его непоказном смирении, в его честных мыслях и доходящих до сердечных глубин умных словах.
Александр КЛЕЙН,
участник Великой Отечественной войны, кандидат искусствоведения, член Союзов писателей и театральных деятелей, заслуженный работник культуры Республики Коми.
«ВСЕ ЕДИНЫ ПРЕД БОГОМ»
Отец Андрей! Я бы могла Вам на словах сказать, но Вы же не захотите меня слушать. Что же Вы позорите нашу нацию? Коми народ – народ миролюбивый, добрый и милосердный. Мне даже стыдно за Вас. Вот Вы кичитесь своим титулом “кандидата богословия”, а поступаете как безбожник. В Евангелии написано: “Что высоко у людей, то мерзость пред Богом”. Если Вы и кандидат, то только милостью Божией. И Господь может в любую минуту у Вас это отнять, если уже не отнял, в чем я и не сомневаюсь, глядя на Ваши поступки. Св. ап. Павел пишет: “Несть иудей, ни еллин, ни раб, ни свободный, но вси едины пред Богом”, а Вы поносите наших батюшек за то, что они “хохлы”, но ошибаетесь; в первую очередь, это собратья Вам по духу, а во-вторых, очень порядочные люди и намного лучше и достойнее, и выше пред Богом, чем Вы думаете. Вот я уже 20 с лишним лет служу в храме (слова Богу, милостью Божией) со священниками-украинцами и ничего плохого не вижу от них в храме, только старание о благолепии наших храмов и дисциплине, и порядке в них. А еще тот же апостол пишет: «Всякая власть от Бога…», и в акафисте Архистратигу Михаилу есть такие слова: «Радуйся, противящихся власти, яко Божию велению противящихся, скорый низложителю».
Вы думаете, что Послания апостольские и слова Священного Писания относятся только для прихожан или для того, чтоб учить с амвона народ? Нет. Они в первую очередь касаются священника, ведь голые слова не назидают, нужны дела. Отец Андрей, Вы же образованный человек и такой близорукий. Паникуете, что Вас переводят. А вот наш святитель Стефан сам шел к нам, еще диким и не ведущим Бога. Вас посылают к тем, которые желают и жаждут знать о Боге и с радостью примут Вас как священника, а Вы отказываетесь. Ведь это великая честь – быть подражателем и продолжателем дела великого святителя. Он сам будет Вам помощником. Это Промысл Божий, и с этим надо смириться. Отец Андрей, если же Вы будете мстить, угрожать и поносить Ваше вышестоящее духовенство (Владыку Питирима), то и в Сыктывкаре не будете счастливы. Господь отвернется от Вас, и впадете еще в большее несчастье и отчаяние.
Ваша землячка и тоже коми, псаломщик Тамара Константиновна КУЗНЕЦОВА, Свято-Вознесенский кафедральный собор.
ОБРАЩЕНИЕ К ПАТРИАРХУ
От прихожан Свято-Казанского храма, верующих г. Сыктывкара и близлежащих районов Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.
Святейший Владыка!
Мы, прихожане Свято-Казанского храма г. Сыктывкара… просим помощи и заступничества в наших скорбях.
Мы с горечью узнали, что настоятеля нашего храма, о. Андрея Паршукова, переводят в один из самых отдаленных северных районов республики – село Ижму, куда очень сложно и долго добираться. На батюшку было написано несколько докладных, о существовании которых он не знал до того времени, как получил указ о переводе.
Наша молодая епархия испытывает сейчас много трудностей. Много дел и забот у начинающего епископа по восстановлению церквей, монастырей и всей духовной жизни Республики Коми. Мало у нас батюшек образованных, а имеющих высшее духовное образование всего два – это епископ Питирим и наш батюшка, который окончил Московскую духовную академию.
Со всех концов республики к батюшке едут за советом, наставлениями, помощью, и все эти годы ее получали, и получают даже и сейчас, когда образовалась епархия. Он хорошо владеет родным коми языком, а еще лучше знает душу человека. В июне 1995 года о. Андреем была организована миссионерская поездка в Усть-Куломский район Республики Коми, с. Мыелдино и окрестные деревни. Таинство крещения батюшкой совершалось безвозмездно (крестилось ок. 300 человек).
…Отец Андрей обладает редким даром слова. Его проповеди глубоки и вместе с тем просты и доступны. А как обновился наш приход! К нам ходят врачи, преподаватели школ и вузов, а самое главное, приводят своих детей! Народ давно разглядел в нем духовника, наставника высокой жизни и ревностного служителя Господа, которому чужды лукавство, хитрость, человекоугодие, сребролюбие. …При нашем храме открыта первая в республике православная библиотека с видеозалом, которая пользуется популярностью среди прихожан и жителей города. Здесь можно не только взять духовную литературу, но и получить исчерпывающий ответ на волнующие вопросы. Не жалеет времени батюшка и для работы с детьми. К нам приходят воспитанники инвалидного детского дома, интерната для детей-сирот, учащиеся школ города, студенты. С весны этого года ежедневно при нашем храме проходят стажировку начинающие священники.
За короткое время батюшкиного служения (3 года) храм преобразился. Почти полностью обновлена церковная утварь, засияли новые паникадила и светильники, приобретено пианино и создано два клироса. Все настраивает на тихую молитву, после службы и расходиться не хочется.
И вот мы сейчас просим, молим, заступитесь и помогите. У батюшки двое маленьких детей (6 и 4 года), слабое здоровье, а там, куда его направляют, нет жилья, нет храма.
Мы слезно молим оставить о. Андрея настоятелем нашего храма, как было все до последнего времени. В Сыктывкаре строится духовный центр, а у отца Андрея есть опыт преподавания (2 года в Тобольской семинарии). И поэтому он нужен здесь не только как священник, но и как грамотный духовный наставник для подготовки новых кадров для епархии…
Наталья ЧЕРНИКОВА и еще 301 подпись.
ЭТО НЕ СВЕТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Пишу это письмо с горечью за всех тех, кто как гонители веры накинулись на правящего Владыку Питирима, кто обвиняет его в национализме и лжет, что он притесняет людей науки… С горечью потому, что эти люди считают себя членами той Церкви, которою епископ Питирим по Промыслу Божию управляет в нашем регионе. Оказывается, достаточно всего одного случая, чтобы стало ясно, кто есть кто. Сорвана маска, обнажив гнилое атеистическое нутро, вечно жаждущее крови. Все эти нападки не что иное, как богоборчество: “Они вышли из нас, но не были нашими: ибо если бы они был наши, то остались бы с нами…” (1 Ин. 2, 18).
Вы, господа “несогласные” с постановлением епархиального совета, не знаете постановлений св. отцов Церкви. Это же не светская организация, и светские приемы здесь, мягко говоря, неуместны, тем более что в начале было нарушение апостольского правила о неразглашении исповеди… Я до недавнего времени не была знакома с А. Паршуковым, но одно его высказывание на телевидении насторожило меня. На вопрос об отношении к Домострою он ответил: “Я его не читал, но считаю, что он устарел”. Меня это потрясло, потому что, прочитав книгу, приходишь совершенно к другому выводу, а именно: что происходящее в стране – последствия разрушения правил домостроительства. Но иерей с экрана вещал совсем другое, его не смущало, что Церковь относится к этому иначе, т.е. он себя уже давно поставил по другую сторону Церкви.
Благодаря стараниям Владыки открыто духовное училище, где приглашенные из Минской духовной семинарии преподаватели начали курс лекций… Жизнь епархии постепенно налаживается благодаря неустанным трудам, в первую очередь Владыки Питирима и других отцов, но они не кричат о той работе, которая проделана в молодой епархии, и не вам, случайно оказавшемуся в числе паствы, судить о ее духовном пути… Молодые священники – это наши дети, будущее нашей республики, и, обливая грязью этих преданных служению Богу людей, вы обливаете грязью будущее России. Зная уровень вашего образования, о котором вы так много везде говорите, понятно, что вы ведаете, что творите. Поделитесь же с народом, во имя кого вы это делаете…
Л. ЦИВУНИНА.
ОТ РЕДАКЦИИ:
Этими четырьмя письмами почта редакции не ограничивается. Мнения – диаметральные. Ясно одно – произошло ЧП, потому что ни вокруг одного перевода священника в епархии (а их было уже немало) не было столько споров. Но что удивительно (и это видно из печатаемых выше писем), споры-то ведутся вовсе не вокруг проблемы, а вокруг публикаций в прессе, затронувших епархиальную ситуацию в целом и где фигура священника с его проблемами ушла уже на третий план. Из одних средств массовой информации следовало, что о. Андрей – мятежник и нечист на руку, из других – что он пострадал от доносчиков.
К сожалению, некоторые защитники отца Андрея вместо того, чтобы просить епископа о милости и попытаться погасить страсти вокруг него, решили прибегнуть к иному способу “защиты”, который вскоре стал напоминать обычную травлю. К примеру, о заявлении партии “Доръям асьнымос” о “продолжении политики геноцида и этноцида коми народа Русской Православной Церковью”, на основании которого о. Андрея стали причислять к националистам, священник не ведал ни сном ни духом. Оно явно сослужило ему медвежью услугу. Даже искренним сторонникам отца Андрея читать в прессе бесцеремонные высказывания в адрес православного архиерея откровенно тяжело. Что говорить о тех, кто живет вдали от столицы республики и с о. Андреем не знаком.
Дисциплинарные вопросы являются внутренним делом епархии. Это не формальный вопрос, а многовековая практика. Нарушение ее ни к чему, кроме нестроений и расколов в Церкви, никогда не приводило. Мы, миряне, имеем право лишь на то, чтобы просить владыку о милости к отцу Андрею, доброму, глубоко порядочному человеку. Об этом просят сотни его прихожан и духовных детей. Для нас же, журналистов “Веры”, он является еще и давним автором и помощником. Милость или слабость Господь в вину христианину не поставит. Мы и сейчас просим владыку о милосердии. Нет сомнений, что пример такого милосердия пойдет православию в Коми земле только во благо. Тем более что о. Андрей, глубоко потрясенный произошедшим, сейчас лечится в неврологическом отделении больницы.
Нет сомнений, что в основании конфликта лежит чье-то тайное недоброжелательство, недоверие или, наоборот, излишняя доверчивость, слухи, негибкость… Но главное – события эти показали, как мало в нашей православной жизни той нелицемерной братский любви, к которой нас призывает Господь. Дай-то Бог, чтобы этот конфликт послужил нам всем уроком на будущее.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий