Чаша спасения
Рубрика • Великий пост •
Митрополит НИКОЛАЙ, Крутицкий и Коломенский
Опять, мои дорогие, как и в другие многодневные посты, наша Мать – Святая Православная Церковь – будет звать своих детей очистить грешные души покаянием и приступить к Святой Чаше спасения. И опять в эти наступающие дни Рождественского поста у Чаши Христовой будут стоять вереницы православных людей, чьи души жаждут соединиться со своим Господом в святом причащении. А мы с радостью будем взирать на эти толпы православных причастников. Мы им будем радоваться: ведь это значит, что наши духовные дети не мертвы своими душами, но живы и жаждут вечного спасения, ищут соединения со Сладчайшим Господом, идут к Святой Чаще за той нетленной Божественной пищей, которая питает нас всех для жизни вечной.
Если в дни земной жизни нашего Господа Иисуса Христа некий юноша, некий законник подходили к Спасителю с вопросом, что нужно сделать, чтобы наследовать жизнь вечную; если тогда, когда только пробуждались души человеческие под воздействием проповеди Христовой, сердца и умы людей уже занимал этот вопрос, то как же об этом не думать нам, как же не заботиться нам о приобретении жизни вечной, не заботиться о своей душе? Ведь мы – большинство из нас – рождены православными родителями, ведь мы наследуем от своих православных отцов, дедов и прадедов дух благочестия, дух веры, дух любви к Господу.
Господь сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53). Значит, когда мы думаем о том, как спасти себя для блаженной вечности, мы никогда не должны забывать, что к этой жизни вечной нас готовит не только вера, не только любовь, не только добрые дела, не только исполнение заповедей Христовых, но вот то, о чем говорит нам в этих словах Спаситель: вкушение Его божественной Плоти и Его животворящей Крови.
Святое Причащение соединяет нас с нашим Сладчайшим Господом. Вкушая Тело и Кровь Христовы, мы не только своим духом соединяемся с Господом, но и телом. Ведь сказал Господь: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56). Мы становимся всем своим существом едиными со Христом, если мы достойно приобщимся Святых Христовых Таин, если своими упорными, нераскаянными грехами сами не разорвем этого единения с Господом и сами себя не лишим этого счастья. Истинный раб Божий, истинный причастник до конца своих дней будет пребывать в этом живом, сладчайшем для сердца общении со своим Спасителем, и это общение, которое даруется нам в Таинстве причащения, станет для него вечным, никогда не прекращающимся в жизни будущего века.
Святое Таинство причащения соединяет и нас всех с вами, причащающихся из единой Чаши, в одно Тело Христово, в одну семью Божиих детей. Мы становимся братьями не только потому, что происходим от первых людей, не только потому, что мы рождены одним и тем же Духом Святым в крещении, но и потому, что мы питаемся из одной и той же Чаши, одного и того же тела и одной и той же Животворящей Крови Христовых. Так говорит святой апостол Павел: «Один хлеб и мы многие одно тело: ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10, 17).
Святые Таины Христовы являются для нас залогом жизни вечной, залогом нашего бессмертия. Господь Спаситель сказал: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54). Входя в теснейшее единение с Господом в Таинстве причащения, мы не умрем душой для жизни вечной никогда, ибо в нас живет Господь, согласно Его Божественному слову. И хотя наш тленный плах обратится в землю, но и прах не может исчезнуть в океане вечности: ведь не только наша душа, но и наше тело вступает в сладчайшее соединение с Господом. Господь воскресит наши тела в последний день, чтобы эти воскрешенные тела воссоединились с бессмертными душами и предстали пред лицем Того, чье Божественное Тело и Кровь мы принимаем в себя из Святой Чаши спасения.
Вот такие чудные, сладкие для сердца плоды Святого Таинства причащения!
Это Таинство укрепляет нашу веру. Господь Иисус Христос Сам установил это Таинство на Тайной вечере накануне Своих страданий. Взяв хлеб в Свои руки, благословив его, освятив, преломив, Он произнес слова: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое», – и добавил: «Сие вторите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19-20; 1 Кор. 1, 23-25). Господь повелел нам совершать это Святейшее Таинство в воспоминание Его земной жизни, Его крестных страданий и крестной смерти. А что может больше укрепить в вере, как не воспоминание о Его крестных страданиях? Что может возбудить в сердце большую любовь к Сладчайшему Господу, как не память о том, как безгранична любовь Небесного Отца, Который не пожалел Сына Своего единородного и отдал Его на тягчайшие муки? Чем мы, православные христиане, искупленные Кровью Христовой, можем засвидетельствовать свою преданность нашему Спасителю, как не памятованием о том, что послужило к нашему спасению, – о крестной жертве, принесенной Господом «нас ради человек и нашего ради спасения»?
Святое Таинство причащения является залогом, знамением Нового Завета между Богом и людьми. Господь Спаситель сказал: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета». Теперь Бог наш – Отец наш; мы не чада Его гнева, не рабы Его, мы – Его любимые дети; Он – наш сладчайший любимый Отец. Это – Новый Завет любящего Отца с любимыми Им детьми, которых Он ведет к вечному спасению…
Вот какие прекрасные, дивные плоды имеет это Святое Таинство!
Святое Таинство причащения – это залог прощения наших грехов Господом Спасителем. Он сказал: «Сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов».
И мы, видя, как много причастников приступает к Святой Чаше, радуемся тому, что ни дух времени, ни суета житейская не истребили в вас этой потребности живого верующего человеческого духа: соединяясь со своим Господом, готовить бессмертную душу для жизни будущего века.
Всегда, от первых дней бытия на земле Святой Церкви Христовой, христиане стремились к этому Святому Таинству, к Святой Чаше подходили с верою и благоговением, с молитвою о том, чтобы это единение с Богом сохранялось навеки.
В начале IV века в одной из темничных камер города Никодимии в Малой Азии умирал мученик за Христа по имени Лукиан. Он имел сан пресвитера. Святой Лукиан уже подвергся тяжким мукам за Христа – тело его было изранено, избито. Перед своей кончиной он был положен на острые камни и привязан к ним по рукам и ногам. Четырнадцать дней св. мученик лежал на этих острых камнях, истекая кровью, готовясь отойти ко Господу.
В этой камере были и другие христиане. Некоторые из них уже перенесли пытки, другие ожидали пыток и смерти. И вот накануне своей смерти преподобномученик Лукиан, обращаясь к окружавшим его христианам, говорит о том, как тоскует и томится его душа: не потому, что его ожидали еще последние мучения, а затем и смерть (все мученики умирали с радостью, проявляя величайшее терпение), а потому, что он давно не причащался Святых Таин.
Господь утешил его перед смертью: тайно от темничной стражи христиане прислали ему хлеб и вино. И, уже еле дыша, он сказал: «Умирая, я совершу Святое Таинство причащения, и все мы причастимся». Христиане ответили ему: у нас нет престола и не на чем положить Святое Тело и Кровь Христовы. Он велел обнажить свою грудь и сказал: «Поставьте мне сюда хлеб и вино». Грудь этого мученика была тем престолом, на котором совершалась Божественная литургия пресвитером Лукианом. Руки его были связаны – он попросил одного из благочестивых христиан причастить его Святого Тела и Крови Христовой и благословил причаститься всем. И как плакали от радости все, кто удостоился накануне смерти этой чести соединиться со своим Господом!
Вот как глубока в истинно христианском сердце потребность приступать к Святой Чаше, ибо верующее сердце знает, что Святые Тайны Христовы дают этому сердцу всю полноту счастья жить со Христом, носить в себе еще здесь, на земле, предощущение того вечного счастья, какое ожидает верующую душу там, в жизни будущего века…
– Некоторые спрашивают, говорит свт. Димитрий Ростовский, как хлеб и вино могут стать Телом и Кровью Христовыми? «А разве, – отвечает он на это недоумение, – Бог не всемогущ, разве есть какой-нибудь предел для Божьего всемогущества?» Сам Спаситель сказал о Себе: «Человекам невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19, 26).
– Некоторые недоумевают, как Христос может быть одновременно и на небе и на земле, в многочисленных православных храмах? «А я спрошу, – говорит святитель Димитрий, – как же солнце светит и на небе и на земле, и на востоке и на западе, и во всех странах мира?»
– Некоторые удивляются, как Христос преподается верующим в малых частицах освященного хлеба, но всегда целый, неделимый, не меньший в одной части и не больший в другой? А как же один мой голос в моих устах и в ушах моих многочисленных слушателей – один и тот же голос, целый и неделимый?
– Иные удивляются, как Христос, оставаясь единым, может раздробляться на части в святом Таинстве причащения? А я скажу: когда зеркало разбивается на мелкие части, ведь образ человека не раздробляется в каждом маленьком кусочке зеркала, но представляется целым, как и в полном зеркале?
– Иные недоумевают: как тело Христово, вкушаемое многочисленными причастниками, может не уменьшаться? А если от одной свечи зажечь множество свечей, разве уменьшится свет первой свечи?
– Удивляются и тому, как Христос не оскверняется, посещая грешные души и грязные тела причастников. А разве оскверняется солнце, когда луч его проходит в нечистых местах?
– Спрашивают, как можно в малой частице принимать в себя всего Христа? А если человек взойдет на гору и перед ним раскроется вид расположенного у подножия горы города, мы спросим: как может весь город вместиться в маленьком зрачке человеческого глаза?
Чудо пресуществления Святых Даров – это чудо всемогущей силы Божией, для которой у Бога нет предела!
Это чудо и любви Божией. Спасая нас для вечности, Господь протягивает нам руки помощи на этом пути и учит нас через Свое божественное слово, как надо идти к жизни будущего века. Он не довольствуется этим. Как Отец чадолюбивый, Он так возлюбил нас, что дает нам вкушать Свое Тело и Свою Кровь, чтобы через них соединить нас с Собою тесно, крепко, навеки.
1948 г.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий