Вашей газете – пять лет. Уже. Или еще?..

Вот и минул наш своеобразный юбилей – пятилетие со дня выхода первого номера газеты. Он появился на свет в канун Рождества Христова 1990-1991 года, 4 января. День этот мы отметили скромно – не было ни торжественных обедов, ни особых поздравлений. Просто в текучке газетных дел как-то вечером мы улучили минутку и сумели “остановиться”: разогрев чайник, допоздна вспоминали события, встречи, командировки; размышляли о дне сегодняшнем, строили планы на будущее.

В здании Дома печати на первом этаже редакция располагается все годы

Что изменилось за эти годы? Открылось множество приходов и монастырей в Коми и по всему Русскому Северу. Открылись епархии в Коми, в Мурманской области. В официальных учреждениях, на разных симпозиумах на священника в рясе не смотрят уже как на нечто потустороннее, – привыкли. Государственные мужи говорят о православной государственности (правда, пока только говорят)… Да, многое изменилось за эти пять лет.

Разросшееся церковное хозяйство сегодня очень часто с головой поглощает служителя Церкви. Священники и иерархи церкви сегодня предпочитают обращаться к народу не со страниц газет, а непосредственно – с экрана, в микрофон. (Мороки, конечно, меньше. Только стоит ли забывать, что сами свойства телевидения таковы, что они не дают возможность вести серьезный разговор с экрана.) Видя бесконечные сбои в выпуске православной периодики Московской Патриархией, впору вновь осмыслить сами основы православного газетно-журнального дела.

Вот что писал в 1890 году митрополит Антоний (Храповицкий) о народе российском в ту славную пору духовного оживления: “Возможно ли этого проснувшегося великана питать по-прежнему одной молочной пищей обыкновенного церковного быта: молебнами, панихидами и т.д., не ставя перед ним сознательного учения через слово? Если мы не дадим ему этого слова от церкви, то он его получит от сектантов… Пусть же умолкнут все невегласы, которые кричат, что церковь не знает газетного проповедания: церковь знает и признает все, что прямо требуется условиями религиозной жизни во спасение ее чад… Церковь осуждает не печатные листки, но человеческую косность и формализм”.

И вот какой видел печать этот видный иерарх Русской Православной Церкви: “Современная церковно-учительная печать должна бы разъяснять по существу, как может крестьянин исполнять волю Божию в жизни семейной, пробуждая постоянно в детях совесть и пр., в хозяйстве – через возможную помощь соседям, в общественных работах, положим, на фабрике, через хотя бы посильную борьбу с привычкой товарищей к площадной брани… Но скажут нам, пастырское ли дело, оставив прямое раскрытие истин домостроительства, гоняться за теперешним направлением жизни, да собирать всех заблудших во двор церкви? Пусть сами придут и в покаянии просят вразумления… Так говорить остерегайся, служитель Божий… Если бы у кого было сто овец и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?..” Что тут добавить?..

Кстати, в этом выпуске нет традиционной рубрики “Вонмем”. За два года ее существования мы затронули (не более!) все или почти все воскресные евангельские зачала. Что дальше? На этот вопрос, думается, сможет ответить сегодняшний “Цветник духовный”. Но размышлять над евангелием мы на этом не прекращаем: в ближайших номерах будет открыта новая евангельская рубрика…

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий