О соборе, «Соборе» и соборности…
Рубрика • Мнение •
В редакцию пришло письмо от одного из насельников Ульяновского монастыря. Закон журналистской этики обязывает нас напечатать его, но тот же самый долг обязует нас предоставить возможность высказаться и другой стороне. Что мы и делаем.
Для публикации по благословению священноархимандрита ПИТИРИМА.
Дорогие о Господе братия из газеты «Вера»-«Эском». В одном из недавних номеров вашей газеты было объявлено о выходе в эфир новой телепрограммы «Собор». Предполагалось в ней и ваше участие. Но, судя по сюжетам, программа готовится одним В. Шароновым по принципу своя рука владыка. Ясно, что говорить на аудиторию без благословения духовного лица, не имея духовника, самому по себе, как это делает ведущий, – обречь дело на неудачу, что и имеем.
В первой же передаче поведал он о том, что воссоздана епархия, причем по инициативе и благодаря усилиям Ю. Спиридонова – Главы республики. С этим невозможно согласиться, т.к. верующие знают, что все дела на земле устраиваются Промыслом Божиим, а не правительством. «Не надейся на князя, на сыны человеческия, в них же несть спасения» (Пс. 145, 3). Надо вспомнить еще и интервью ныне покойного владыки С.-Петербургского Иоанна газете «Вера», в котором на вопрос журналиста о епархии владыко ответил: «Вымолите – Господь дарует». Молили. И даровал. Кто молился? Верующие в Бога. Выходит, воля Божия в том, чтобы у нас здесь была епархия и епископом был не кто иной, как о. Питирим. Тут никакие интриги не помогут врагам церкви Христовой. Не может не знать Шаронов и о том, что собирались подписи под обращением Святейшему Патриарху Алексию о воссоздании епархии. Я свою подпись тоже ставил вместе с верующими и просто людьми разумными. Вот так миром и устроилось все, соборно.
Говоря о передаче, надо сразу отметить, что после десятка просмотренных программ ясно стало, что соборность у Шаронова и не ночевала, да и подзаголовок в программе «К 600-летию святителя Стефана» тоже не лезет ни в один сюжет из первых десяти. Разве что заставка-призыв о сборе средств на строительство. Это всегда вопрос главный. Об этом чуть позже, а пока надо вернуться к тому, что, когда Глава республики хлопотал об епархии, надо было учесть и то, что это не отдел Совмина, не мирская власть, это власть духовная, не от мира сего. Епископа не посадишь в кабинет с видом на статую Ленина, все должно соответствовать. Нужно отдельное здание, а есть ли сейчас такое? Нет. Здание подворья Ульяновского монастыря не передано до сих пор, как и сам монастырь. А при нынешней эксплуатации здания подворья оно должно рухнуть, как порушен и сам монастырь, возрождающийся трудами о. Питирима с братией. О монастыре в программах Шаронова нет ни слова, будто и нет его. Вот откуда, из монастыря, надо говорить о святителе Стефане, о духовности и нуждах Церкви, беседовать с отцами Церкви, а не с кем попало. А духовности нас учат артисты из подвального театра «Фантастическая реальность» и очень нас жалеют, что мы не понимаем их, не принимаем их искусства. Вещают из подвала, и журналист Наталия Петренко соглашается с ними. Вот такой «Собор», вот такая журналистика. Для них авторитет – Шекспир, для нас, верующих, – Христос Бог.
Теперь вот ответ мой на призыв собирать деньги на собор. Обеспокоен Шаронов, что маловато бабули деньжат отстегивают на строительство от своих пенсий, ведь не банк же собрались для них построить, а собор громадный, все бабули туда влезут, не надо толкаться, о них же заботятся. Но тут же Шаронов сам ответ дал на эту загадку: инициатива правительства и мирской к этому призывает с экрана, а не священник с амвона. Знаем, приходилось дело иметь: деньги отдашь – а там опять лозунг какой-нибудь насчет опиума для народа. Нет, лучше спросить у батюшки благословения. Да и директор фонда, который деньгами руководит, некрещеный, сам про себя так говорит. Ну а раз на нем креста нет, то и верить ему нельзя. Недавно по телевизору показывали круглый стол: и от правительства там сидели, и от мэрии. Было там и двое священников. Среди них за круглым столом выделялся писатель знакомый, Лев Смоленцев, какой-то новой веры, то ли секты, с крестом на персях (как у нынешних певцов бесполых) – а ведь не батюшка! Для православного крест не украшение – это орудие казни, его негоже носить кому попало поверх одежды, украшаться им. Это святыня. И говорит много, да все не то. Батюшки же сидят молча, смиренно думая каждый про свое: про то, чем заплатить рабочим за работу, на что купить стройматериал, о протекающих кровлях, некрашеных куполах и стенах. Нужны деньги. До собора ли тут! Ведь и те, действующие и недействующие храмы, требуют ремонта…
В конце концов, в местечке Париж Сыктывкара можно открыть церковь, и средств много не понадобится. Так ведь нет, как в первой пятилетке – даешь собор! Ведь уже израсходовали полмиллиарда на то, чтобы снести овощную базу и картинок нарисовать кучу. А на восстановление Троице-Стефано-Ульяновского монастыря средств нет. Как будто это к святителю Стефану отношения не имеет. Как людям неверующим объяснить, что эта затея с собором принадлежит не Церкви и что Церковь сама в нужде, что эта трата средств на строительство неоправданна. В сторону Церкви уже летят обвинения, в них и бедность людская ставится в упрек, а тут 130 млрд запросили. Ясно, что есть у кого-то желание или заказ вбить клин между верующими и неверующими, расколоть общество, как раскололи уже и рассорили всю Россию. Вот такая соборность у «Собора».
Говорят, что строительство собора благословил Святейший Патриарх Алексий II. Все правильно, ведь ему из Москвы неведомы дела наши, да и почему бы нет, если остальные проблемы решены. А вот за благословением к правящему архиерею не обратились…
Хотя, с другой стороны, мне, верующему православному, не требуются ни театры, ни филармонии, ни бассейны, ни стадионы, которые строятся за счет налогоплательщика, в том числе и за мой тоже. Я со своей стороны вправе, как налогоплательщик, требовать у правительства строительства храма. Но я ни за что не согласен с тем, что не ремонтируются храмы, а возводятся новые. Другое дело в городах, где их вообще нет, но если святыня наша – Ульяновский монастырь – вопиет о помощи, отвернуться от ее нужд было бы не по-христиански. Не из-за океана приезжали рушить монастырь, оттуда лишь указали – свои ломали, местные. Многие из них еще живы и населяют монастырь, поражая братию своим бытом и нравами, точнее, безнравственностью. Возвращаясь к собору, т.е. к идее его строительства, хочу заметить, что и место, где он запроектирован, тоже неудачно выбрано. Среди высотных зданий собор смотреться не будет. Вот для овощной базы место тут было подходящим.
Заикнулся Шаронов и о приезде на праздник Святейшего Патриарха Алексия II. Едва ли приедет Святейший, да и достойно смогут ли его власти принять? Это ведь не Черномырдина принять. Тот мирянин, а Патриарх – монах, лицо духовное. Тут даже гостиница «Югор» не подойдет с музыкой, кавказцами и проститутками. И что Патриарху здесь покажут? Часовню в Усть-Выми? Развалины монастыря, который основан святителем Стефаном? Ведь в монастыре до сих пор нет элементарных условий после дороги помыться, в туалет сходить – немолод Патриарх для таких переходов. Вот куда надо тратить средства. Кстати, средства, затраченные на снос базы, можно вернуть, продав престижное место богатым под застройку, а вернувшиеся деньги отдать на восстановление разрушенных святынь. Вот тогда верующие спасибо скажут Главе республики. Надо ему лишь поступиться принципами. А с Божией помощью да по молитвам святителя Стефана Пермского дело сладится во славу Божию.
В.В. ТРУДОВ
05.12.95 г.
Дорогой о. Варнава!
Редакция газеты «Вера» познакомила меня с Вашим письмом и дала возможность ответить на него, поскольку я несу ответственность за программу «Собор» как ее редактор.
В свое время вопрос о своевременности строительства собора, вероятно, решать нужно было соборно, всем миром. Но что сейчас? Поздно уже об этом говорить: решение принято, создан Фонд строительства, кое-что сделано и речь может идти лишь о том, поддержит ли эту идею народ, Церковь и ее служители или отвергнут. К 9 мая 1996 года предполагалось построить пока только часовню новомучеников, и пересечение улиц Ленина и Свободы – адрес для такой часовни точный.
Два года назад Владимир Шаронов по благословению настоятеля Сийского монастыря игумена Трифона выступил с инициативой строительства часовни новомучеников в Сыктывкаре. На собранные средства был разработан проект, а городской администрацией отведено место для строительства на аллее героев. Я опубликовала в газетах (в т.ч. газете «Вера») заметки о предполагаемом строительстве. Но в жизни все повернулось несколько иначе, и потому, когда пришлось смириться с мыслью о неосуществимости этой идеи из-за отсутствия денег у монастыря и невозможности их по республике собрать, чувствовала себя ответственной за непродуманные до конца призывы. И я рада была узнать о том, что в программе строительства духовного центра первая по счету – часовня Новомучеников, идею
строительства которой поддерживал, насколько я помню по прошлому году, и о. Питирим. И я взялась за программу «Собор», предполагая, что именно телевидение даст возможность идею строительства обнародовать и обсудить – как и вышло.
В 20 передачах, подготовленных к эфиру, я старалась работать над той темой, которая мне лично ближе и понятней всего: Церковь и культура. Тему «Церковь и политика», «Церковь и государственное строительство» вел Владимир Шаронов, и думаю, как член попечительского совета Фонда Стефана Пермского, он имел право на то, чтобы идею строительства от своего имени поддерживать и «рекламировать».
В телерадиокомпании «Коми гор» выходят еще две религиозные программы Игоря Сняткова – «Благовест» и «Восхождение», где не раз выступал о. Питирим и показывались фильмы об Ульяновском монастыре. Стоило ли нам повторяться? Редакция «Собора» с первого выхода в эфир руководствовалась советами отца Андрея Паршукова, настоятеля Казанской церкви, поэтому нельзя сказать, что никакого благословения духовного лица у программы не было. Для меня решающим было бы благословение отца Трифона, к которому я питаю огромное личное уважение. Правда, возможности показать ему в записи наши программы пока не было. Если хоть в одном человеке наша передача пробудила добрые чувства, я считаю, что своей цели она достигла. Если же этого не произошло и труд наш был напрасным – очень жаль. Хотя к нам на телевидение приходят письма, показывающие, что людям она не безразлична (Одно из таких писем мы публикуем ниже. – Ред.).
Хотелось бы объясниться по поводу сюжета с «подвальным театром». Я думаю, что за детей ответственность несут взрослые, и если детям хочется спрятаться от жизни – в подвале, в «Фантастической реальности», – виноваты взрослые. В то же время не все могут бросить «город» и уйти в монастырь, мы живем здесь, и мне, например, хотелось бы, чтобы моя дочь и в бассейн ходила, и в филармонию, и в театр, и в музеи, и Шекспира бы читала, и Гоголя. Христос любил притчи рассказывать, не гнушался мытарями и блудницами, исцелял, а не наказывал, и не только фарисеев клеймил. Три года назад мне довелось побывать в МГУ на встрече с игуменом Германом, издателем журнала «Русский паломник». Меня поразили его открытость и дружелюбие. И потом не раз приходилось убеждаться: чем духовно совершеннее, образованнее священник, христианин, тем он открытее миру. И наоборот, невежественность и духовная закомплексованность всегда ведут к замкнутости и подозрительности. Хотя не берусь утверждать, что здесь причина, а что следствие, и все же это может извинить наша общая нищета духовная.
Простите меня, грешную рабу Божию НАТАЛИЮ Петренко.
Из ПОЧТЫ ГТРК «Коми гор»
Мир вам, дорогие создатели православных передач на нашем Коми телевидении!
От всей души благодарим вас за светлый луч Слова Божьего в «темном царстве» нашей погрязшей в грехе мирской жизни через экран телевизора, занявшего, к сожалению, за годы сатанинского атеизма наибольшее время нашего досуга. Нам очень нравятся ваши передачи: «Благовест», «Восхождение» и «Собор». Конечно, не скроем, что до общероссийских православных передач, таких как «Месяцеслов» и «Слово Пастыря», вам немного не достает. И нам кажется, уж очень мало времени идут ваши передачи. Только проникнешься Духом Божиим – уже передача заканчивается. Но вы уж простите нас, грешных, за столь дерзкие замечания. Мы понимаем, что и аппаратура не та, и финансы не те, и отношение вышестоящих инстанций к нашему «брату» то. Слава Господу нашему, что и это вы смогли сделать для нас. Благодарим и молимся за вас, чтобы Бог дал вам здоровья и сил в этом нелегком деле, чего нам всем не хватает. Не обращайте внимания на восстающих безбожников, их отец – сатана побежден, наш Господь Иисус Христос победил мир, и они не смогут помешать возрождению нашего Православного Русского народа!
Благодарим вас сердечно за ту благодать Божию, которую получаешь, когда видишь дивные храмы, убранство церквей, добродушных верующих людей, послушаешь благодать проповедей священника. Побольше бы слышать в ваших передачах духовного пения в исполнении клиросов наших коми церквей и монастырей.
С низким поклоном – Ольга Попова, Игорь, Антон, Алексей Фомины.
ОТ РЕДАКЦИИ
Вот такой диалог получился. Каждый человек может иметь свое частное мнение по
отдельным вопросам – не было бы расхождения в главном. Соборность и есть «единство в многообразии». Можно согласиться с В.В. Трудовым, что телепередача «Собор» не во всем совершенна. Так будем же молиться, чтобы Господь даровал ее авторам силы и разумение сделать передачу лучше. Вопрос, «строить или не строить» Стефановский собор, также понятен. Точно такие же вопросы еще год назад вставали в связи с началом восстановления Храма Христа Спасителя в Москве. Да и здесь у нас в прошлом веке, когда брались за строительство Стефановского собора, дело казалось неподъемным. Усть-сысольское священство в самом начале сомневалось в целесообразности строительства, благочестивые же миряне, градоначальствующие, купцы, крестьяне собирали средства – и храм был построен. Все произошло в согласии, по Промыслу Божьему, соборному делу не помешали частные мнения. Дай Бог и в наше время такого согласия.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий