Христианское воспитание детей

Рубрика • Православная педагогика •

 

Профессор Николай Пестов

ВЫБОР ДЛЯ ДЕТЕЙ ПРОФЕССИИ

«Одни в почетном, а другие в низком употреблении» (2 Тим. 2, 20)

Вот уходит светлое и безмятежное детство. Отцветает юность… Перед молодой душой встают жизненные задачи, вопросы и трудности.

Вот первый и серьезный вопрос – выбор профессии, определение себя на какое-либо занятие в течение большей половины каждого трудового дня.

Царь Давид говорит: «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд болезнь…» (Пс. 9, 10).

Итак, доля и роль труда в жизни велики. Бог заповедал Адаму, а с ним и его потомкам после грехопадения в качестве наказания: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19).

Но характер труда может быть различным. Для одних этот труд может быть благословенным, хотя может быть тяжелым для тела, и служить главной цели – спасению души. Для других труд может оказаться тяжелым и быть в какой-то мере препятствием к достижению Царства Небесного.

Выбор профессии – очень серьезный вопрос, который часто приходится один раз и на всю жизнь решать. Перемена профессии доступна лишь для наиболее простых видов труда, не требующих длительной подготовки.

Если же для приобретения последней затрачено много лет, то перемена профессии практически невозможна. Непременная обязанность родителей – помочь детям правильно выбрать себе профессию.

Для христианина есть один путь для решения всех жизненных вопросов – это искание во всем воли Небесного, Любящero и Премудрого Отца, предание себя Его благому помыслу. Ибо «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126, 1).

Если у решающего есть духовный отец или старец и благочестивые родители, то воля Божия будет говорить их устами. И тогда не может быть места колебаниям или сомнениям: ослушание может принести много скорби, когда поздно уже будет говорить себе: «Маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14, 31).

Но чем должны руководствоваться родители, давая указание детям о выборе ими будущей профессии?

У христианина в жизни нет случайностей, у него «и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10, 30). И, как говорилось уже ранее, Всеблагий Отец премудро направляет ко благу наши пути внешними обстоятельствами нашей жизни, надо их только понимать.

И если юноше или девушке от Бога дарованы особые способности, то они определяют будущую профессию. Так определяются профессии художника, скульптора, музыканта, певца, поэта, писателя и т.п.

Если в молодой душе горит любовь и сочувствие к страждущей и болящей меньшой братии Христа, если ей понятны чистейшие радости земли – отирать слезы несчастным, то пусть идет по пути «врача возлюбленного» (Кол. 4, 14) и апостола Луки-целителя, Пантелеимона, св. врачей Косьмы и Дамиана и друзей человечества – доктора Гааза, Лежко и др. Это благословенная профессия, дающая чувство глубокого духовного удовлетворения.

Следует руководствоваться при выборе для детей профессии склонностью их к чему-либо, например к какому-либо ремеслу или к какой-либо отрасли науки, техники и т.п., при условии, что это давно сложившаяся прочная склонность.

Виктор Попков. Новый дом готов. 1961 год

Но бывают временные, поверхностные увлечения, которые быстро проходят. Поэтому при наличии склонности с решением не надо торопиться, как во всех затруднительных и неясных вопросах, когда воля Господня не так очевидна. И в этих случаях надо прибегнуть к усердной молитве – да откроет Небесный Отец благую волю в видимых для родителей и юной души признаках.

Как осуществляется исполнение молитвы?

Конечно, нельзя ждать ничего чудесного: какого-либо сновидения и т.п., – мы по своей греховности не достойны прямых откровений. Поэтому, как говорилось уже ранее, нам надо учиться распознавать выявление воли Господней по внешним признакам.

Чаще всего случается, что эту волю мы слышим в советах близких и опытных в жизни людей. К словам последних надо быть всегда очень внимательными и чутко к ним прислушаться.

И в том случае, когда совету предшествует усиленная молитва, то Господь Сам положит на сердце тому, у кого мы просим совета, сказать нам Его святую волю. Нет сомнения, что наиболее высокий и достойный путь для христианина – это путь пастырский.

Здесь вместе с тем следует помнить, что, как пишет о. Александр Ельчанинов, «священство – единственная профессия, где люди поворачиваются к тебе самой серьезной своей стороной и где все время живешь «всерьез»».

Здесь христианин и выполняет наиболее великое из предначертаний человеку, которое так определяется епископом Михаилом Таврическим: «Всюду, где только можно, насаждать царство любви и гармонического развития личности в духе и при помощи Христа».

Апостол Павел пишет: «Если кто епископства желает, доброго дела желает» (1 Тим. 3, 1). Но здесь неуместно побуждение. Пастыри избираются Самим Богом. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил», – сказал Господь апостолам (Ин. 15, 16). И Своих избранных Господь приведет к Себе, и ничто в жизни не заглушит у Божьего избранника внутреннего зовущего голоса – настойчивого стука Высокого Гостя (Откр. 20).

Часто думают, что умственный труд – это высший и наиболее почетный труд для человека, а физический – низкий. Так ли это?

Какую профессию выбрал на земле Сам Строитель и Творец мира и занимался ею до тех пор, пока не вышел на свое верховное служение? Как мы знаем, Он был плотником (Мк. 6, 3).

А из кого Он выбрал Себе первых учеников и апостолов? Можно было бы думать, что их следует выбирать из мудрецов, книжников, учителей. Но нет, это были простые неучёные рыбаки. И ап. Павел пишет: «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, а немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное, и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1 Кор. 1, 27-28).

Есть вместе с тем одно преимущество у простого физического труда или ремесла перед умственным трудом. Последний требует всего человека – и его рук, и ума, а через ум завладевает чаще всего и сердцем. Физический труд занимает прежде всего руки, оставляя в значительной мере ум и не затрагивая сердце. И если в человеке есть склонность к молитве, то такой труд менее другого мешает ему заниматься молитвой и богомыслием, оставляя свободу отдавать ум и сердце Единому и Вечному.

Правда, для Господа нужны Свои рабы во всех слоях общества. Но тем, кому на долю выпал умственный труд с необходимостью непрерывного совершенствования в какой-либо специальности и постоянной заботы следить за новейшими достижениями в данной отрасли науки или техники, тем можно повторить слова ап. Павла: «А мне вас жаль» (1 Кор. 7, 28).

Вместе с тем таким христианам надо знать, что книжная мудрость и эрудиция – богатство познания в науке и технике – представляют ту же опасность, как и всякое богатство (Мф. 19, 23). Они чаще всего овладевают человеком и его сердцем. Святые отцы даже опасаются утонченного ума. Так, св. Исаак Сириянин пишет: «Ходи перед Богом в простоте, а не в мудрствовании ума. За простотой следует вера, а за утонченностью и изворотливостью мудрования – самомнение, за самомнением же – удаление от Бога».

Следует предостеречь также и от часто напрасной затраты времени и сил у девушек, стремящихся к профессии, требующей длительной подготовки. Если девушка имеет склонность к семейной жизни, а таких большинство, то их подготовка, помимо изучения Закона Божия, должна быть направлена более всего к воспитанию детей и к мудрости ведения всех дел семьи и семейного хозяйства. Для этого от них требуется умение хорошо шить, готовить пищу, хорошо разбираться в медицинских вопросах и т.п. И если даже такие девушки остаются одинокими, то и в этом случае незачем им затрачивать много сил и времени для подготовки к трудным профессиям. Для одинокой много ли надо в жизни? Ведь «жизнь человека не зависит от изобилия его имения», – сказал Господь (Лк. 12, 15). И почему бы девушке не выбрать скромное ремесло медицинской сестры или даже швеи, которых всюду ждут. Такие специальности дают верный кусок хлеба и опыт, который может быть полезен и в семейной жизни.

Часто при выборе профессии стоит принимать во внимание и состояние здоровья: в современной промышленности есть много предприятий, на которых атмосфера такова, что и крепкое здоровье быстро разрушается.

Поэтому родителям и самим юношам необходимо предварительно хорошенько разузнать про те условия работы, которую они выбирают.

Александр Дейнека. Текстильщицы. 1927 год

От ряда профессий следует решительно предостеречь. Со званием христианина в современных условиях вряд ли совместима, например, профессия артиста. В Древней Руси считалось позорным надевать на себя «личину». Ведь человек сотворен по образу и подобию Божию (Быт. 1, 26), а христианин призван быть в чине «царственного священства» народа святого (1 Петр. 2, 9).

Надо помнить слова ап. Павла о сосудах, из которых «одни в почетном, а другие в низком употреблении» (2 Тим. 2, 20). И поскольку это в нашей воле, зачем избирать себе путь для более «низкого употребления»?

Пусть избегают также юноши горделивых мечтаний о высоком положении в мире. «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом», – говорит Господь (Лк.16, 15). И чем ниже наше земное поприще, чем ниже стоит человек, тем ему бывает легче. Чем выше стоит человек на земном поприще, тем опаснее это для его души, а иногда и для тела. «Подальше от царей – голова целей», – говорит пословица. На высоких постах требуется или высокая мудрость, которой может не хватить, или же требуется «прислуживаться», то есть кривить душой, лицемерить, льстить, а это все неправда перед Богом, это может привести к гибели души.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий