Общая судьба

Рубрика • Память •

 

Тамара РОМАНЬКОВА

О трагической истории Русской Православной Церкви (после 1917 года) в массовой печати почему-то предпочитают молчать и теперь. Страшно, но это правда: только первая волна послереволюционных репрессий поглотила и уничтожила свыше 18 тысяч священнослужителей. Только в Петрограде на Смоленском кладбище сорок из них были закопаны живьем.

Страдания, унижения, муки (физические и нравственные), перенесенные репрессированными православными, можно сравнить с мученичеством разве что первых христиан. Нужно было иметь веру и духовную силу апостолов и древних святых, чтобы посреди крови и разрухи написать в Совнарком в октябре 1918 года так, как написал Патриарх Тихон: «Вы разделили весь народ на лагеря, которые враждуют между собой, и загнали его в небывалое по жестокости братоубийство… Никто не чувствует себя в безопасности: все живут под непрерывным страхом обыска, ограбления, выселения, ареста, расстрела…»

«Чем больше представителей реакционного духовенства удастся… расстрелять, тем лучше», – инструктировал В. Ленин в марте 1922 года органы местной и центральной печати. И стреляли… Десятки тысяч человеческих жизней – итог насильственного изъятия церковных ценностей, 90 процентов которых, как теперь стало известно, пошли (почему-то) не на поддержку голодающих Поволжья, а оказались за рубежом.

«Усилить террор!» «Повесить! Не стрелять, а непременно повесить! Подберите людей покрепче…» Такие секретные приказы В. Ленина, передаваемые телеграфистами, несли смерть во все уголки России. Знаменитая 58-я статья была придумана им – Лениным.

Свыше 25% всех заключенных страны прошло через лагеря в Коми крае. Среди них было много священников. Вначале их просто ссылали сюда на поселение. А затем стали отправлять в лагеря на мученическую смерть. Вся Республика Коми покрылась густой сетью ГУЛАГа. В 1932 году, готовясь к празднованию двадцатой годовщины революции, советская власть издала декрет, согласно которому к 1 мая 1937 года имя Бога не должно было даже произноситься на территории СССР. Снова начались аресты и отстрелы священнослужителей. Вот один только пример. Весной 1933 года в Сысольском районе Коми АССР были арестованы (по ложному и весьма распространенному обвинению: «свержение советской власти путем вооруженного восстания…») следующие священнослужители:

  1. Белокопыльский Н.А., 1878 г.р., русский, уроженец Воронежской области. 2. Лапенко В.Ф., 1878 г.р., белорус, уроженец Белорусской ССР. 3. Никифоровский С.В., 1874 г.р., русский, уроженец Псковской области. 4. Мустюлев Г.И., 1892 г.р., русский, уроженец Брянской области. 5. Попов Н.В., 1888 г.р., русский, уроженец Харьковской области. 6. Захаров М.И., 1882 г.р., русский, уроженец Архангельска. 7. Русаков Т.Н., 1875 г.р., русский, уроженец Брянской области.

Трижды водили на расстрел священника Бориса (Савинова Бориса Александровича). Вот как это было. Беда пришла в большую и дружную семью Савиновых. Сначала сослали на Соловки деда – священника Иоанна. В 1935 году расстреляли его родного отца, тоже священника. А в 1937 году попал в подвал тюрьмы и сам священник Борис.

Глубокой ночью лязгало железо, и грубым голосом приказывали: «Савинов, на выход!» «Воронок» вез его на кладбище, где на краю ямы священника Бориса заставляли раздеваться. А мороз был за тридцать градусов… К затылку подносили наган. Отец Борис чувствовал леденящий душу холод металла – дуло пистолета, упиравшегося в его затылок. «Отрекайся от Бога или расстреляем!» И выстрелы за спиной. Пока в воздух. «Ты должен в церкви публично отречься от Бога, заявить, что ошибался, что Бога нет!» И снова выстрелы.

Продержав священника Бориса несколько часов на морозе, везли его, окоченевшего, в полубессознательном состоянии снова в холодный подвал тюрьмы. И так трижды…

Начавшаяся в 1941 году война на некоторое время приостановила разгул сталинских репрессий, вопиющего беспредела. По данным архива МВД Воркуты и Ухты, после окончания войны репрессии возобновились с новой силой. Среди тех служителей Бога, которые пополнили лагеря ГУЛАГа Коми АССР в послевоенное время, был и священник Куценко Захар Семенович. Я хочу подробнее рассказать о его судьбе. Родился он в 1899 году в селе Литвиновка Дымеровского района Киевской области в крестьянской семье. Отец его работал кузнецом. Богомольные бабушка и мать, идя на богослужение в храм, всегда брали с собой Захарку. После окончания духовной семинарии в 1921 году он получает сан священника, начинает служить в дымеровском храме. В 1937 году дымеровский храм закрыли, а затем и разрушили.

В 1941 году на оккупированной территории немцы разрешили открывать церкви и проводить богослужения. Священник Захарий стал служить в Преображенском храме в городе Белая Церковь. Как и до войны, к доброму, милосердному пастырю снова потянулись люди, которые теперь-то еще больше нуждались в помощи и поддержке.

В 1943 году Белую Церковь освободили от немцев, а в 1945 году священника Захария арестовали. Военный трибунал Киевского военного округа приговорил Куценко Захара Семеновича по статье 54-1а к 10 годам лишения свободы с поражением в правах на 5 лет, с конфискацией имущества. В архивных документах МВД Воркуты на Куценко З.С. в графе «категория преступности» написано: «немецкий шпион». Вся-то и вина его, что не уехал на Запад с немцами, а остался, по догадке НКВД, «шпионить». И кому теперь докажешь, что не уехал и остался на родной земле пастырь потому, что не чувствовал, не знал за собой вины ни перед Родиной, ни перед народом.

oтец Захарий (Куценко). Снимок из Дела

В Киеве «опасного преступника» посадили в вагон с решетками на окнах и под усиленной охраной повезли через всю страну в Сибирь. В Красноярск о. Захария привезли поздней осенью. Навигация на Енисее уже закончилась, так что единственный путь в особорежимный Заполярный Горлаг, в Норильск, по Енисею был закрыт до весны. И номерного зека Захария Куценко оставили в Красноярском ГУЛАГе (Краслаг), отправили на лесоповал. Голод, сибирские морозы до сорока градусов, непосильный труд сделали свое дело. В декабре 1945 года о. Захарий тяжело заболел. Гулаговская медкомиссия диагностировала тяжелые заболевания самых важных органов – сердца, почек, сосудов, легких, желудка – и дала ему инвалидность второй группы и четвертую категорию к труду. Находясь в лагерях Краслага, о. Захарий думал, что хуже, тяжелее, чем здесь, уже не может быть. Но он ошибался.

Близился к концу 1949 год. Прошло уже четыре года мучений о. Захария в лагерях Сибири. И однажды, когда он, вконец измученный, лежал на нарах в холодном бараке, его вызвали «с вещами». Заключенный обрадовался. Он подумал, что наконец-то вняли его просьбам и мольбам, его переводят в другую местность с теплым климатом.

Священника посадили в товарный вагон и повезли. Но увы… Его везли не туда, где тепло. Это почувствовал о. Захарий, когда спустя несколько дней, очнувшись утром, с трудом оторвал примерзшую за ночь к полу вагона одежду… Поезд вез его на Крайний Север, в Коми АССР. 30 ноября 1949 года номерной зэк Куценко прибыл в новый пункт назначения – поселок Абезь.

Пургой и морозом под сорок градусов встретила его Абезь. Зима в тот год была ранняя и очень суровая. Неимоверно тяжело было всем заключенным в лагерях. И все же, пожалуй, труднее всех было священнослужителям. Издевательства, насмешки подстерегали их на каждом шагу. Когда священников спрашивали, за что они сидят, они смиренно отвечали: «Страдаем за веру Христову». Начальству это не нравилось. Полагалось называть статью Уголовного кодекса.

Абезь, как и Воркута, известна своим исключительно суровым климатом: морозы, метели, сильные ветры, долгие полярные ночи. Лагеря Абези и Воркуты «славились» своим свирепым режимом, непосильным трудом, голодным пайком, цингой. Если к этому добавить вопиющие факты издевательства над заключенными неисчислимого лагерного начальства, переполненность бараков, нехватку воды и тепла, плохое медицинское обслуживание… «Крематорием» прозвали Абезь заключенные. Из этой ледяной каторги возвращались немногие.

 

Лагерное кладбище. Абезь

Потекли тяжелые лагерные будни. Однажды, хмурым морозным утром 29 сентября 1950 года, больной, обессилевший Захарий не смог подняться с нар, чтобы идти на работу. Резко обострились все болезни. В последнее время ноги у него так отекли и опухли, что приходилось даже разрезать «обувку», чтобы снять ее с ног. Ворвавшись в барак вохровцы сбросили о. Захария с нар и избили его. А затем потащили в штрафной изолятор. «Адом в аду» называли заключенные это место.

 «Пять суток ареста с заключением в штрафной изолятор» – таков был нeyмолимый приговор больному, умирающему священнику… Очнулся о. Закарий от страшного холода, который пронизывал все его тело. Огляделся вокруг. На стенах камеры, насквозь промерзших, – толстый слой изморози. По углам камеры – наледь. Заключенный в камере ШИЗО (шириной четыре шага) не должен был ни сидеть, ни лежать, а только подпрыгивать, чтобы окончательно не закоченеть. Священник понял, что его бросили сюда умирать. «Вот и пришел конец», – обрадовался он. Посиневшие, бескровные губы шептали молитву: «Господи, прости их, ибо не ведают, что творят…»

Каждое слово молитвы давалось ему с трудом. Каждое движение причиняло боль. Временами он терял сознание. Превозмогая муки, пять суток о. Захарий творил молитвы, взывая ко Всевышнему. Когда через пять суток явились охранники, чтобы отнести тело к морг, то, к великому своему удивлению, обнаружили, что в истощенном, высохшем о. Захарии все еще теплилась жизнь… Начальство никак не могло понять, каким чудом з/к остался жив, пролежав пять суток в каменном мешке на ледяном полу, больной и голодный. Другие всегда отправлялись на номерное кладбище. А этот «доходяга», пройдя через все круги ада, еще жив…

Им не дано было уразуметь, каким образом совершилось такое невероятное чудю. Свет усердных молитв, обращенных к Богу, согрел душу и тело священника.

«…Заключенный Куценко З.С. все осознал (непонятно, что «все»? – Р.Т.) и сказал, что не будет больше нарушать лагерный режим», – свидетельствует запись в одном из архивных документов МВД. Но слуги дьявола не успокоились, они стали перебрасывать зека с одного лагерного отделения в другое. И начались новые хождения по мукам о. Захария. С л/о № 6 его перебрасывают л/о № 1. Не успел страдалец освоиться на новом месте, как его перебросили в л/о № 5. С пятого лаготделения его, в конце концов, перевели в л/о № 1. Спустя тридцать один день мученика «знакомят» с л/о № 2. Затем…

Семь «новоселий» в лаготделениях Абези отметил о. Захарий. Заключенные хорошо знают, какое это мучение – частая смена лагерных отделений, особенно для больного человека. Это пытки, издевательства и физические, и моральные. Это один из методов убийства в человеке – номерном зэке – всего человеческого, превращая его в зомби, в робота.

Через десять лет нечеловеческих страданий и мучений о. Захарий, полуживой, беспомощный инвалид, не способный самостоятельно передвигаться, был выброшен из пасти ГУЛАГа Коми АССР. Ненасытный вампир высосал из него все жизненные соки, но веру его не убил. В мир иной священник Захарий отошел, будучи свободным человеком, вскоре после возвращения из ГУЛАГа.

Репрессиям подвергались не только служители культа, но и простые верующие. Молоденькую девушку Анну Кулаковскую привезли в столыпинском вагоне в Воркуту из далекого украинского села Симонов в октябре 1952 года. «Десять лет за АСА (антисоветскую агитацию)» – таков был приговор Ровенского облсуда. В своем заявлении на имя прокурора Анна Владимировна написала: «Никакой антисоветской агитацией я не занималась. Просто я ходила в церковь в соседнее село и Киев…»

В 1932 году арестовали, а затем уничтожили священника Петра Крестовоздвиженского. В 1938 году арестовали его жену Елену Сергеевну. Восемь лет она находилась Ухтпечлаге (Коми АССР). Затем арестовали Василия Крестовоздвиженского – сына священника Петра, его осудили и доставили в Воркутлаг (из Санкт-Петербурга). В 1956 году Василия Петровича Крестовоздвиженского реабилитировали. И примеров таких множество.

Живет в Воркуте хороший человек и поэт Андрей Попов, он преподает в воскресной школе. В своей статье «Может, кто вспомнит?..» («Заполярье», 27.11.1993 г.) Андрей написал: «Возможно, кто-то вспомнит и о моем деде, Модесте Михайловиче Попове…»

Модест Михайлович был сыном священника Михаила Константиновича Попова (1849-1932) из села Кибра. Репрессировали его в 1940 году, и его судьба родственникам не была известна до настоящего времени.

Я хочу сообщить Андрею Попову, что мне удалось, работая в архивах Республики Коми, узнать о судьбе его деда следующее: «Попов Модест Михайлович, 1890 года рождения, уроженец Сысольского района, села Кибра, Коми, умер 29 июня 1942 года. Смерть наступила от пеллагры. Место захоронения – отведенное кладбище 1-го лазарета, 1-го отделения Печорлага МВД, п. Абезь, номер могилы Ж-37».

Теперь внук Андрей Попов будет знать место захоронения деда Модеста и может приехать в поселок Абезь, что+бы поклониться праху своего деда и положить цветы на его могилу «Ж-37».

Трагична судьба и Ивана Михайловича Попова, педагога, ученого, исследователя (имевшего духовное и три высших светских образования) – второго сына священника Михаила Попова. Иван Михайлович был арестован и осужден ОСО за КРА (контрреволюционную агитацию) на три года. Срок он отбывал в Воркуте и бесследно исчез…

Был репрессирован и третий сын священника – Степан (1873-1945), который служил священником в селе Зеленец Сыктывдинского района. Вместе с ним была арестована и его жена, матушка Людмила.

Впервые за всю историю Воркуты по поименному списку, составленному мною, священник Михаил отслужил молебен вечной памяти мучеников за веру Христову репрессированных священнослужителей. Недавно, в конце октября, панихиду о репрессированных священниках (по моему списку) отслужила и братия Троице-Стефано-Ульяновского монастыря. Списки новомучеников за веру, сведения о которых я по крупицам собирала целый год в Коми крае, оставила в православном молитвенном доме Воркуты и в Ульянове.


 

Упокой, Господи…

иерея ГРИГОРИЯ Алексеевича Бронникова (1876 г.р., уроженца с. Пыелдино Сысольского района Коми, проживал в с. Селиб Удорского района. Расстрелян 31.08.1937 г.),

иерея ФЕОДОРА Андреевича Веселкова (1886 г.р., ур. д. Захарино Котласского р-на Северной обл., проживал в г. Сыктывкаре. Расстрелян 25.08.1937 г.),

иерея НИКОЛАЯ Николаевича Доброумова (1875 г.р., ур. с. Небдино Сторожевского района Коми, проживал в с. Дон Усть-Куломского р-на. Осужден 23.08.1937 г., расстрелян),

иерея МИХАИЛА Петровича Ерегодского (1878 г.р., ур. с. Важгорт Удорского р-на Коми, проживал там же. Осужден 28.08.1937 г., расстрелян),

иерея СТЕФАНА Васильевича Ермолина (1891 г.р., ур. с. Часово Сыктывдинского р-на Коми, проживал в г. Сыктывкаре. Расстрелян 15.09. 1937 г.),

иерея ПЕТРА Тихоновича Колегова (1865 г.р., ур. с. Гайна Чердынского р-на  Свердловской обл., проживал в с. Часово Сыктывдинского р-на. Осужден 13.08.1937 г., расстрелян),

иерея МИХАИЛА Яковлевича Коновалова (1863 г.р., ур. с. Глотово Удорского р-на Коми, проживал там же. Осужден 27.05.1931 г., расстрелян),

иерея СТЕФАНА Афанасьевича Куратова, 1886 г.р.,  ур. с. Визинга Сысольского р-на Коми,  проживал там же. Расстрелян 31.08.1937 г.),

иерея ИОАННА Степановича Лыюрова (1868 г.р., ур. с. Зеленец Сыктывдинского р-на Коми, проживал в с. Выльгорт. Осужден 13.08.1937 г., расстрелян),

иерея ПАВЛА Васильевича Малиновского (1874 г.р., ур. Шелота Верховажского р-на Северной обл., проживал в с. Усть-Вымь. Осужден 23.08.1937 г., расстрелян),

иерея АМВРОСИЯ Фадеевича Морозова (1878 г.р., ур. с. Межадор Сысольского р-на Коми, проживал в г. Сыктывкаре. Осужден 19.08.1937 г., расстрелян),

иерея ИОАННА Григорьевича Мысова (1877 г.р., ур. с. Выльгорт Сыктывдинского р-на Коми, проживал в с. Черныш Прилузского р-на. Осужден  23.08.1937 г., расстрелян),

иерея ИОАННА Петровича Павловского (1876 г.р., ур. с. Попонаволоцкое Архангельской обл., проживал в с. Галово Ижемского р-на. Осужден 16.09.1937 г., расстрелян),

иерея ИЛИИ Алексеевича Попова (1888 г.р., ур. с. Кичмень Городецкого р-на Северного края, проживал в с. Турья Усть-Вымского р-на. Осужден 29.08.1937 г., расстрелян),

иерея ИОАННА Петровича Попова (1863 г.р., ур. с. Бурзуково Грязовецкого р-на Вологодской обл., проживал в с. Керчомья Усть-Куломского р-на. Осужден 21.09.1937 г., расстрелян),

иерея ПАЛЛАДИЯ Ивановича Попова ( 1879 г.р., ур. с. Устье Никольского уезда Вологодской губ., проживал в с. Гам Ижемского р-на. Осужден 21.09.1937 г., расстрелян),

иерея НИКАНДРА Егоровича Порфирьева (1873 г.р., ур. г. Архангельска, проживал в с. Ласта Ижемского района. Осужден 10.09.1937 г., расстрелян),

Порфирьев Никандр Егорович с женой Екатериной Степановной

иерея Николая  Осиповича Распутина (1896 г.р.,  ур. д. Бакур Ижемского р-на,  проживал там же. Расстрелян 06.10.1930 г.),

епископа ГЕРМАНА Степановича (Ряшенцева) (1876 г.р., ур. г. Тамбова, находился в ссылке в д. Кочпон близ г. Сыктывкара. Расстрелян 15.09.1937 г.),

иерея АЛЕКСАНДРА Степановича Сахарова (1869 г.р., ур. г. Сыктывкара, проживал там же. Осужден 29.09. 1937 г., расстрелян),

иерея НИКОЛАЯ Афанасьевича Селиванова (1864 г.р., ур. с. Верхонское Обоянского района Курской обл., проживал в п. Ындин Усть-Немского с/с Усть-Куломского р-на. Осужден 21.09.1937 г., расстрелян),

иерея ФАДДЕЯ Дмитриевича Смирнова (1883 г.р., ур. Северной обл., проживал в с. Додзь Сыктывдинского р-на. Расстрелян 15.09.1937 г.),

иерея ИОАННИКИЯ (в миру – Лука Дмитриевич Татара, 1861 г.р., ур. с. Долга Золотоношенского р-на Полтавской губернии, проживал в д. Кочпон г. Сыктывкара, ссыльный. Расстрелян 15.09.1937 г.),

иерея АЛЕКСАНДРА Ильича Тюрнина (1873 г.р., уроженец с. Палевицы Сыктывдинского р-на Коми, проживал там же. Арестован 11.07.1937 г., расстрелян),

иерея ПРОКОПИЯ Николаевича  Шаламова (1876 г.р. ур. с. Вотча Сысольского р-на Коми, проживал там же. Расстрелян 28.05.1931 г. в 24 ч. в местности Дырнос дор, в 1,5 км от окраины города),

епископа СЕРАПИОНА  (Серафима Макаровича Шевальевского) (1873 г.р.,  ур. села Паревки Кирсановского уезда Тамбовской губернии, проживал в г. Сыктывкаре, ссыльный. Расстрелян 15.09.1937 г.),

иерея НИКОЛАЯ Николаевича Шумкова (1886 г.р., ур. с. Слудка Сыктывдинского р-на Коми, проживал в с. Иб Сыктывдинского р-на. Осужден 19.08.1937 г., расстрелян).

Священномученик Николай Шумков

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий