Память земли

Рубрика • Древности •

Судьба распорядилась так, что святитель Стефан Пермский почил за пределами своей епархии, в Москве. В житии рассказывается, как пермяне умоляли вернуть им тело их апостола – и просьба эта возобновлялась в течение веков. В прошлом столетии зыряне на свои средства пытались устроить в Москве приличествующую святителю гробницу.

***

В моей жизни было несколько событий, обративших меня к молитвеннику и небесному покровителю нашей земли св. Стефану Пермскому. Началось это, когда я стал председателем приходского совета Вознесенского храма, который восстанавливается. Но расскажу по порядку.

Вознесенский храм в Красной Слудке современный вид

В селе Красная Слудка, что недалеко от г. Перми, на берегу реки Чусовой, есть храм, заложенный здесь потомками Строгановых 4 октября 1853 года. Так случилось, что в том году началась Крымская война, и поводом ее было отторжение от православных в пользу католиков храма Вознесения Господня в Вифлееме. Так что новопостроенный храм в Слудке освятили в честь Вознесения… Но первоначально он строился в память о других событиях. Потомки купцов Строгановых – князь Сергей Михайлович Голицын и княгиня Варвара Петровна Бутеро-Родали – этим храмом хотели ознаменовать 300-летие рода Строгановых, а также 270-летие присоединения Сибири к России (в селе Красная Слудка Ермак провел первый успешный бой с войсками хана Кучума) и 460-летие крещения Перми святителем Стефаном Пермским.

Если вдуматься, то эти три даты слитны и неразрывны. Собственно, Строгановы и присоединяли Сибирь к России, они же и экспедицию Ермака снаряжали. В этой экспедиции проводниками были крестники св. Стефана – зыряне, впоследствии они целыми родами поселялись в Сибири, торили туда дороги. Освоение огромных сибирских просторов православными людьми нельзя представить без подвига святителя Стефана – он был в начале этого пути. Известно, что святитель проповедовал не только в Перми Вычегодской среди нынешних коми, но и дошел до Перми Камской, где издревле живут коми-пермяки. Древнее село Красная Слудка (в переводе с коми-пермяцкого: крутой, высокий красный берег, обнажение красной глины) и было, наверное, оконечной точкой, куда простиралась проповедь святителя. Далее за рекой Камой – уже земли остяков, хантов, среди них спустя несколько веков проповедовал уже другой святой, Трифон Вятский. Так что потомки Строгановых строили храм в исторически обусловленном месте – на восточном форпосте древней епископии Стефана Пермского.

Ровно через 140 лет после закладки храма, 4 октября 1993 года, провидением Господним вновь был зарегистрирован приход слудской церкви. Меня избрали председателем приходского совета. За годы советской власти здание пообветшало, колокольня и купола были снесены. Работы невпроворот… Но был нам знак, который ободрил и не дал впасть в отчаяние.

Моя жена, Валентина Григорьевна, первый помощник в восстановлении слудского храма, 4 сентября прошлого года поехала в Косинский район Коми-Пермяцкого округа за клюквой. В районе деревни Усть-Силайки в лесу она нашла белый камешек с изображением лика святого. Мы его показали бабушке Евфросинье Сергеевне, с которой познакомились во время восстановления Вознесенского храма. Судьба у нее удивительная…

Когда-то в приходе нашей церкви была часовня Стефана Пермского. Рядом с ней жила девушка Фрося. Когда большевики сносили часовню с лица земли, девушка подобрала и спрятала у себя несколько металлических образков. Всю жизнь она молилась святителю Стефану, как бы заменяя собой разрушенную часовню. Не раз ей во сне являлся сам Стефан… И вот, когда она увидела нерукотворный образ святого на камешке, то признала в нем образ святителя, который являлся ей.

После этого с нами стали случаться поистине чудеса. В итоге, если быть кратким, мы решили найти мощи св. Стефана, находящиеся где-то в Москве. Как мы это сделаем – я не представлял. Ведь надо ехать в столицу, куда-то идти… Но в январе нынешнего года в нашем Пермском архиве я обнаружил документы (фонд 37), которые многое мне объяснили. Документы эти широко не известны, поскольку в начале века из Петербурга были отправлены в Пермь и поныне здесь хранятся, а в центральных архивах их нет.

Вот выписка из журнала Святейшего Правительствующего Синода от 1 декабря 1820 года: «По доношению преосвященного Иустина Пермского… о единодушном и усердном желании их украсить устроенный вновь и освященный кафедральный тамошний собор приобретением драгоценных останков равноапостольного просветителя

Пермской страны, первого архипастыря оныя Стефана, коего нетленные мощи почивают в престольном граде Москве… ходатайствует наградить его паству, если не встретится в том непреодолимых препятствий, милостивым по сему предмету разрешением». Это намерение пермян не смогло осуществиться. Почему? Смотрим более поздние документы.

В 1909 году владелец Соликамских заводов князь С.Е. Львов по благословению Петербургского митрополита вновь поднял вопрос о перенесении мощей св. Стефана в Пермь. Из обращения к обер-прокурору Святейшего Синода С.М. Лукьянову: «Доложенное Вам князем Львовым намерение Пермских людей… есть горячее и заветное желание поколений, передаваемое от одного к другому… мы глубоко верим и надеемся, что согласно выраженному Вами намерению Вы найдете возможность доложить Его Величеству Государю Императору по настоящему делу и узнать, последует ли всемилостивейшее соизволение… о возвращении и водворении Великого Святителя нашего… для нового служения на великую радость и счастье нашего Севера и смежной Сибири». Также было послано «Прошение Пермских людей» за подписью 12 019 человек. В ответ на это указом царя Митрополиту Московскому (а также благочинному Московских придворных церквей прот. Иванцову, священнику Пермского кафедрального собора прот. Воскресенскому и князю Львову) было поручено произвести «в потребном размере соответствующие расследования в Кремлевском соборе Спаса-на-Бору».

храм Спаса-на-Бору

Что дало это расследование, можно узнать из документов, хранящихся в Петербургском историческом архиве. Вот выписка из дела Святейшего Синода: «Обращаясь к истории честных останков Св. Стефана, мы припомним, что… положены были в соборе Спаса-на-Бору, причем указано было место погребения, подтвержденное позднее надписью на иконе Святителя… Канонизация Св. Стефана последовала в 1549 году, и с тех пор уже Святые Мощи его почивали открытыми, поэтому в епархиях Томской и Вологодской ныне встречаются частицы Святых мощей Св. Стефана. Затем через 65 лет наступает смутное время, занятие Кремля поляками, а с их уходом Святые мощи уже почивают не вскрытыми, а под спудом. Очевидно, было обстоятельство… в силу которых они стали сокрытыми: до настоящего времени история надлежащего разъяснения по этому делу не имела…»

18 июня 1909 года прот. Иванцов и ключарь Спасского собора прот. Марков произвели негласные раскопки. По удалении серебряного надгробия они обнаружили обломки плит древнего чугунного пола, далее – слой земли с осколками белых и красных кирпичей, а на глубине более трех аршин – человеческие кости «в виде кучки квадратной формы». Отслужив панихиду, священники восстановили могилу в прежнем виде. 28 июля раскопки по настоянию князя С.Н. Львова были повторены, но уже гласно, при свидетелях. Из докладной князя Львова: «…На глубине аршина встретился фундамент, выступающий вовнутрь Собора, согласно чертежу:

При извлечении костей из глубины для осмотра внимание останавливало разрушенное их состояние: большинство костей было переломлено косыми изломами, кости имели явные следы насилия, дробления». В результате этих повторных раскопок под надгробием, в углу северной и западной стен, были обнаружены останки минимум семерых человек. Их уложили в один гроб, обитый белым глазетом, запечатали сургучом и опустили на прежнее место.

Были ли там мощи святителя Стефана? Многие отметили, что в могиле «не нашлось ни какого-либо креста, ни Евангелия, ни какой-либо иконы, ни чего-либо такого, что принадлежало бы к священнослужительскому облачению». Впрочем, все это могло быть похищено поляками-кощунниками, когда они дробили кости, пытаясь уничтожить мощи. Также возможно, что мощи св. Стефана были спрятаны от изуверов в другое место.

По результатам расследования 3 декабря 1909 года был издан указ Синода. В нем отмечалось, что «…наряду с жителями Пермской губернии также поступил ряд ходатайств от жителей г. Устьсысольска о перенесении честных мощей Святителя Стефана в сей последний город». Синод постановил: «Так как самый Собор Спаса-на-Бору за время своего многовекового существования неоднократно переделывался и ремонтировался… а Акт произведенного осмотра показывает нахождение костей от скелетов нескольких лиц. Святейший Синод не может получить твердой уверенности в том, чтобы в числе обретенных… находились честные останки просветителя зырян Святителя Стефана и поэтому не считает возможным дать своего благословения на перенесение сих костей в г. Устьсысольск или в г. Пермь». Царь скрепил это решение собственноручной надписью: «Согласен с заключением Священного Синода».

Такова история честных останков св. Стефана. Частицу их пермяне все-таки получили. Еще раньше, в 1907 году, по инициативе епископа Пермской епархии из Томского мужского монастыря была привезена частица мощей святителя, взятая из гробницы до нашествия поляков. Святыню эту вложили в ковчег-сион – миниатюрную копию церкви Спаса-на-Бору, так она и хранилась в Перми до революции. Частица мощей была и в Ульяновском монастыре у зырян… Где теперь эти святыни? Неужели так же безвозвратно исчезли?

С благоговением держу я в руках белый камешек, так чудесно найденный в коми-пермяцком лесу. Не в утешение ли нам послан этот камешек? Вглядываюсь в лик святого Стефана Пермского, отпечатавшийся на камне… Нет! Не стереть память о нашем апостоле, учителе, отце – Стефане! Не только люди, но и сама земля, где он святительствовал, хранит ее.

В. РОГАЛЬНИКОВ

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий