Минуя мытарства
Рубрика • Невидимая жизнь •
Существует старинное предание Православной Церкви о том, что те православные христиане, что скончались на Пасху или в Светлую Седмицу, минуют мытарства загробные. Основывается это Предание на неизреченной милости Господней, по которой распятый на кресте вместе со Христом разбойник, воззвавший к Нему,получил обетование в тот же день быть со Спасителем в раю. Существует множество свидетельств , подтверждающих это Предание.
У Сергия Нилуса в книге «Сида Божия и немощь человеческая» читаем о том, как в 1906 году после Пасхальной службы утонули в реке Жиздре паломники Оптинского монастыря. Среди них оказалась и девица Екатерина, отца которой С. Нилус утешал в скорби так:
– Ну, разве тебе это не в радость? В Великий Четверг причастилась, а в первый день Пасхи Бог ее взял к Себе. А знаешь, чем Церковь-то наша святая утешает? Кто, сказывает она, помрет на Пасху, того душа прямо, минуя все мытарства, идет ко Господу.
Более того, Нилус приводит свидетельства странницы, которой мать утопшей девицы Катерины говорила, что во сне видела не раз свою дочь, которая ей наказывала: «Не плачь, маменька, мне хорошо у Господа».
Православные христиане верят в то, что самая смерть на Страстной седмице или в Светлую Пасхальную седмицу уже говорит о милосердии Господа к усопшей душе, так как случайного ничего не бывает, тем более нет, по убеждению православных чад и их пастырей, и случайной смерти. Если умер в это время человек-грешник, значит, за какие-то тайные добродетели умилосердился над ним Господь; кончина же праведника в это время подтверждает богоугодность его жизни.
Свидетельства С. Нилуса, с церковной точки зрения, не подлежат сомнению и являются авторитетными, т.к. все свои сочинения этот писатель публиковал по благословению старцев Оптиной пустыни, а книги его проходили через их редакторский контроль, что для авторского самолюбия не всегда было безболезненно. Приведем еще свидетельства духовного отца С. Нилуса, Оптинского старца о. Варсонофия, о блаженной кончине на Пасху монахини Евфросинии, глубоко чтимой о. Варсонофием за высоту духовной жизни.
«Нынче дни Святой Пасхи, самого великого праздника в Христанской Церкви, праздников праздник и торжество из торжеств. Каждый день Церковь оглашается радостными песнями Пасхального канона. Помню, как восхищалась каноном матушка Евфросиния.
«Вот, – говорила она, – прошла моя жизнь, ничего не знаю за собой хорошего, с чем предстать перед Престолом Божиим, а услышу пение «Воскресения день, просветимся, людие», и радостно, спокойно становится на душе. «От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас приведе».
Господь исполнил желание матушки Евфросинии, и скончалась она на Пасху. Когда подняли гроб с ее иссохшим тельцем 80-летней старицы, хор запел «Воскресения день» вместо «Святый Боже», широко раскрылись двери церкви, с улицы волною хлынул свет, и ушла она к вечному, незаходимому Свету. Да сподобит и нас Господь такой блаженной кончины. Молитесь об этом и, когда диакон возглашает: «Христианской кончины живота нашего безболезненны, непостыдны, мирны», не забывайте положить поклончик, да упокоит вас Господь со святыми Своими.
А вот свидетельство С. Нилуса о праведной кончине замечательной подвижницы в миру Елены Андреевны Вороновой, посвятившей свою жизнь благотворительности материальной и духовной среди заключенных:
«С начала Великого поста Елена Андреевна стала себя чувствовать очень плохо, припадки грудной жабы усилились и участись до того, что бедный друг наш, несмотря на все свое ангельское терпение, вынуждена была громко стонать и жаловаться Богу на нестерпимые муки. Стонет она в своих невыразимых страданиях и все причитывает:
– Господи, прости меня! Тяжело мне, Господи! Но я не ропщу, не ропщу я, Господи, пошли мне, нетерпеливой, терпенья!
И в таких минутах она неисходно пребывала от первой недели Великого поста до Великого Понедельника Страстной седмицы. В этот день, после особенно тяжелого припадка, она вся точно просветлела и говорит подруге всей своей зрелой жизни, с которой под одной кровлей скоротала не менее тридцати лет:
– Нет, Соня, в Великую Пятницу я умру непременно.
– Откуда ты это знаешь?
– Мне это Сам Господь сказал, я Его видела. Он явился мне и сказал: «У тебя доброе сердце, так потерпи до Пятницы: в день Моего распятия умрешь и ты.
Как сказала, так в Великую Пятницу и умерла».
***
Имеем мы и современные свидетельства о том, что кончина на Пасху блаженна. В Псково-Печерском монастыре подвизается в старчестве архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Приведем отрывки из его проповеди «Слово в 1-ю годовщину смерти Святейшего Патриарха Пимена»:
«…Мы много говорили уже о значении его жизни и трудов, но еще ни разу не касались сокровенного, последнего подвига Святейшего Патриарха – его умирания в Господе. А ведь именно смерть – логическое завершение всей прожитой жизни, отражение ее. И если смерть грешника люта, то для праведника и «жизнь – Христос, и смерть – приобретение».
И говорить о смерти Божиих людей надо, и знать, и помнить о блаженной кончине их нам с вами необходимо.
В Великий пост 1988 года последний раз проникновенно прозвучала в алтаре Богоявленского собора молитва Первосвятителя нашего: «Да исправится молитва моя».
Болезнь все прогрессировала и вела свое наступление быстро, а Святейший продолжал трудиться с той же исключительной ответственностью, что и раньше, только перенеся труды свои на молитвенный подвиг в затворе и к письменному столу, за которым неукоснительно сам решал все дела. Силы его питало Святое Причастие.
На Страстной седмице, во вторник, Святейший попросил его пособоровать, и к нему был приглашен духовник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кирилл, который его поисповедовал. Таинство Елеосвящения совершали соборно во главе с Архиепископом Зарайским Алексием.
Торжественно прошло ночное Пасхальное богослужение. Звонкие детские голоса учеников воскресной школы Богоявленского собора радостно восклицали: «Воистину воскресе!»
А Святейший, уже совсем слабый, молился, лежа в постели, в последнюю пасхальную заутреню в своей жизни, на глазах у него были слезы.
Второго мая вечером Святейший попросил причастить его Святых Тайн. И в 8 часов утра 3 мая владыка Алексий начал последнюю в жизни Святейшего Патриарха Пимена Божественную литургию. Причащался Святейший как-то особенно сосредоточенно.
После литургии Святейший благословил назначенное на 10 часов утра этого дня заседание Святейшего Синода. И собрались «преемники апостолов от конец», благословленные на труды последним его Первосвятительским благословением, благословением Божиим собрались к смертному одру того, кто 19 лет был Отцом Отцов и благословлял их дела и начинания.
В 3 часа дня Святейший встал, ему помогли пересесть в стоящее рядом кресло. Он трижды глубоко вздохнул и затих. Так мирно отошел ко Господу 14-й Патриарх Московский и всея Руси Пимен на 19-м году своего Первосвятительского служения.
Крестный путь завершен, и Воскресший Христос принял душу его от великих трудов и подвигов в вечную радость.
Кончина в Светлую седмицу через несколько часов после причастия в тишине и мире духа навсегда отделила Патриарха Пимена от злоречия современников и подтвердила богоугодность его жизни.
***
Итак, Церковное предание говорит о том, что те, кого Господь удостоил скончаться в день Святой Пасхи, минуя мытарства, отходят ко Господу. Но подчеркнем здесь слово «удостоил»; будем помнить духовное указание нам о. Варсонофия Оптинского о том, что о блаженной кончине нужно просить, молить Бога, готовиться к смерти подлинно христианской всей своей жизнью, так как по грехам нашим не стоит уповать нам на то, что смерть наша, быть может, внезапная, придется на Великие дни.
Церковное предание свидетельствует о том, что утешением самому умирающему и его близким может служить кончина в дни Страстной седмицы Великого поста, Светлой седмицы, а также двунадесятых праздников. Не забывает, конечно, нас, грешных, и Царица Небесная в дни празднования Своих икон. Может служить утешением и кончина в день своего святого. Жизнь некоторых тайных подвижников и молитвенников тесно связана бывает с помощью тех или иных Божьих угодников, так что смерть в день этих угодников вселяет в них надежду на заступничество во время прохождения мытарств.
Так, например, недавно в г. Сыктывкаре скончалась девяностолетняя раба Божия Ольга, имевшая неложное упование на молитвы духовного своего отца, что и действительно произошло: скончалась она в день святителя Усть-Вымского Питирима, Ангела Хранителя своего духовника. Кончину же ее после жестокой болезни, которую она переносила с терпением и благодарением, можно назвать успением – так тихо, мирно и безболезненно она совершилась. Дивным образом просветлился лик рабы Божией после смерти, как бы удостоверяя покойное восхождение души к Своему Создателю.
Да сподобит Господь и нас молитвами Царицы Небесной, святых угодников и отцов наших духовных такой блаженной участи.
Елена ЧУЧКАЛОВА
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий