Дачный храм

Лето, дачный посёлок Морово в двух десятках километров от Сыктывкара. Первого августа здесь престольный праздник святого Серафима, Саровского чудотворца. И храм полон! Об истории возникновения этой церкви в дачном посёлке мы рассказывали в газете («Где помолиться дачнику?», «Вера», № 613, июнь 2010 г.), и вот спустя восемь лет хотим вернуться к теме. Удалось ли «выжить» дачному храму? Что для этого нужно? Сохранился ли костяк прихожан?

 Как на Афоне

Впервые попала сюда на литургию лет шесть назад. Это был скорбный день – отпевание Валерия Елисеева, много потрудившегося для того, чтобы этот храм появился. Он сам был и вдохновителем, и первым капитало-вкладчиком храма, и строителем его, и активным прихожанином. Помню, меня поразили стены в новеньком, ещё пахнувшем древесной смолой храме: на каждом брёвнышке-брусе почти от пола до потолка были написаны имена людей, внёсших посильную лепту на строительство: Сергий, Василий, Нина, Татиана… С улицы, позади алтаря, стоит Поклонный крест, освящённый 6 июня 2010 года, – его тоже изготовил Валерий.

Задумка о строительстве церкви пришла двум светлым людям одновременно в Пасхальную седмицу. Отец Игнатий гостил у Валерия на даче в Морово. Такая радость: Христос воскресе! И батюшка, увидев стопку новеньких брусьев, предложил Валерию: «Из них можно хорошую часовню построить!» – «А храм можно, батюшка?» – «Строй храм!»

Но, как часто бывает в богоугодных делах, без трудностей не обошлось. Не с первого раза удалось выбить место под возведение Божиего дома – пришлось побегать по инстанциям. Трудно было собрать приход – постоянно проживающих тут мало.

Одна из первых прихожанок, Екатерина Ивановна Франк, вспоминает:

– Работала на грядках и вдруг слышу звон – громко по железяке бьют. Что случилось? Пожар? Прибегаю, а это на молебен людей созывают.

Старые «колокола»

Тогда ещё на улице молебны и акафисты Серафиму Саровскому читали. Стала приходить с тех пор постоянно. Очень захотелось помочь хоть чем-то. Взялись с Татьяной Васильевной, супругой Валерия Елисеева, готовить в трапезной для батюшки и всех, кто на службы приходит, а когда подняли храм – и за ним стали ухаживать: прибирали, благоукрашали. Познакомилась с отцом Игнатием, он тогда первые службы проводил. Потом сюда назначили отца Димитрия Проценко, позже – отца Романа Каратаева. Помогали кто чем мог: кто стройматериалы привозил, кто фундамент клал, кто деньгами, а кто и своими профессиональными знаниями делился – как архитектор.

– И сейчас уже не било, а настоящие колокола людей созывают?

– Два года назад наконец-то выкупили пять колоколов. Мы с Татьяной Гуцалюк, моей соседкой по даче, венчавшейся с мужем, кстати, первой в этом храме, вдвоём по крутой лесенке поднимаемся на колокольню и звоним.

– Вот так звонари! А что, мужчин нет?

– Есть, но батюшка нас благословил. Вот с Божией помощью и научились.

В прошлом году скоропостижно скончался настоятель храма протоиерей Роман. На какое-то время церковь осталась без отопления и света. Но Господь, конечно же, не оставил это намоленное место. У прихода появился хозяин: осенью прошлого года заступил на должность настоятеля иерей Олег Дёмин.

Отец Олег причащает юного прихожанина

– Батюшка у нас великий труженик, – говорит Екатерина Ивановна. – Как только выдаётся свободное время, отец Олег сразу сюда приезжает и всё сам старается делать. Средств, конечно, не хватает. А надо как-то приходу существовать. Все церковные праздники, каждую субботу и воскресенье – службы. Бабулечки приносят со своих огородов кабачки, капусту, морковку, рассаду для цветов. Хорошеет храм!

– В своё время, – рассказывает отец Олег, – этот приход начинал создавать игумен Игнатий (Бакаев). Под его присмотром шло строительство храма. Он постоянно приезжал, служил молебны, литургии. Причём при любой погоде, даже на улице под дождём и снегом. Благодаря отцу Игнатию и возрождаться стал приход после упадка. Он мне немало дельных советов давал, да и сейчас даёт.

Тоже за советом к отцу Игнатию

 

Исповедь на свежем воздухе

Много зависит от финансовых возможностей. Это дачный посёлок. Люди приезжают в основном летом. Заходят свечку поставить, о чём-то своём помолиться. Основной костяк прихода совсем небольшой. Хорошо хоть, клирос постоянный есть – моя матушка Ирина поёт, регент Фотиния. Бывает, до восьми человек на клиросе, больше чем стоит народу в храме!

– Чем вам запомнилась первая служба в Морово? – спрашиваю батюшку.

– Здесь всё было в плачевном состоянии. Храм и территория неухожены, отопления и электричества нет. Храмы нельзя оставлять в запустении, без литургии. Как только начнёшь служить, в каких бы то ни было условиях, сразу Господь начинает помогать. С Божией помощью я привёз из дома и установил здесь металлическую печку. С электричеством было сложнее. На первое время я напокупал много-много фонариков на батарейках – чуть ли не коробку – и установил везде: в алтаре над престолом, над Царскими вратами, на клиросе… Полумрак, свечи горят – так было здорово! Как на Афоне!

– Или как на собраниях у первых христиан, которые в катакомбах молились при мерцании огня…

– Да. Уютно, ничего не отвлекает от молитвы. Нашим бабушкам-прихожанкам очень нравилось! Говорили, что так лучше молиться, Господь ближе.

– Кто вам помогал?

– Первое время никого не было. Две прихожанки всего: Татьяна Васильевна и Екатерина Ивановна – та, что сейчас в лавке помогает. Потом один человек попросился, пенсионер-инвалид, у него жилья не было. Я его взял – он снег чистил, охранял. Затем к нам присоединились инок Дамиан и послушник Нило-Столобенской пустыни Дионисий. Начали служить. Храм заметно преобразился. Прихожан прибавилось.

Благодаря нашим добротворителям сделали ремонт внутри и снаружи, обшили сайдингом трапезную, крышу покрыли. Цветник разбили. Устанавливаем забор – храм находится возле автобусной остановки, поэтому огородиться нужно обязательно, чтоб не мусорили здесь. Сам вкапываю столбы, делаю забор. Погасили долг за электроэнергию. Слава Богу, нашлись неравнодушные люди. Очень помог храму наш прихожанин Сергей Миронович Афанасьев.

«Пророк пророчит, а Бог как хочет»

Ещё не прошло и года, как отец Олег в священном сане. До этого он служил диаконом в Стефановском кафедральном соборе, а ещё раньше шестнадцать лет был алтарником, выполняя при этом обязанности старосты, заместителя председателя прихода в храме Святителя Николая Чудотворца в селе Вильгорт.

– Как вас туда Господь привёл?

– Правильно вы сказали – Господь привёл! Было Вербное воскресенье. Ранним утром поехал в один храм, потом в другой – никуда душа не лежит. Сел на автобус, и он привёз меня в Вильгорт, точнее, в село Пичипашня, в народе его просто называют Птицефабрикой. Я увидел храм, зашёл. Уже было окончание службы, батюшка – а это был настоятель храма протоиерей Владимир Вопиловский – читал отпуст. Вдруг он подходит ко мне и спрашивает: «Хочешь стать батюшкой?» А я об этом никогда и не помышлял. Работал в РЭУ сантехником, ходил на вызова, трубы чинил. Отец Владимир дал мне первоначально послушание – читать на клиросе. Так я стал два раза в неделю ходить в этот храм. Пять дней я сантехник, а в субботу и воскресенье – на службе. Мне понравилось. Окончил Ярославскую семинарию. Отец Владимир дал мне рекомендацию в диаконы. Семья у меня уже была – супруга Ирина и дочь Елена, сейчас она уже взрослая, работает и живёт отдельно, в Рязани. Диаконом в кафедральном соборе я прослужил около года, и вот в прошлом году я принял сан священника. Рукополагал меня во иереи игумен Серафим (Лапиев) в старинном каменном храме Святителя Николая Чудотворца, что в посёлке Семуково.

– Вы крещены в детстве?

– Так получилось, что святое крещение я принял уже взрослым, в возрасте Христа, в 33 года. Сразу после этого я поехал в Пажгу, зашёл там в молитвенный дом и как вкопанный остановился возле иконы преподобного Серафима Саровского – такую неизъяснимую благодать источал образ батюшки Серафима! Никогда до этого не знал и не чувствовал, что так может притягивать икона… Через полгода, Великим постом, Господь меня привёл в Троице-Сергиеву лавру. В Трапезном храме ежедневно после молебна вёл приём архимандрит Наум (Байбородин), ныне почивший старец. Народу было много. Духовные чада, ученики и просто паломники приезжали к нему со всей России и из зарубежья. В первую очередь он принимал игуменов, священников, а потом уже мирян. А тут он исповедовал, потом ушёл в алтарь. И вдруг меня кто-то окликнул по имени, позвал. Пригласили войти в алтарь. В этом храме несколько приделов – я вошёл в придел преподобного Серафима Саровского. Архимандрит Наум будто поджидал меня, сразу благословил. Теперь я настоятель храма в честь святого Серафима Саровского. Такой вот знак мне был.

– У вас есть духовный наставник?

– Однажды в Пафнутьево-Боровском монастыре в Калужской области я повстречался со схиархимандритом Власием (Перегонцевым), который стал моим духовником и благословил меня принять сан священника, даже назвал точную дату рукоположения.

– Вот это да! Это же известный старец. К нему столько людей приезжает, что очередь надо ждать несколько дней.

– Ему 84 года, он уже устаёт от посетителей, поэтому на зиму, вернее, поздней осенью он куда-то уезжает, никому не говорит куда, а в конце весны – начале лета возвращается. Народу к нему приходит очень много.

– А вы как часто к нему ездите?

– По несколько раз в год. Наставляет, благословляет сделать то или другое. Бывает, я ещё не успею ему задать вопрос, а он уже отвечает. Зачастую говорит о чём-то, о чём я не могу понять, иносказательно. Шутит. Приятно с ним общаться.

– И по телефону тоже?

– Нет, по телефону он не общается. На письма не отвечает, хотя, может, и читает их. К каждому человеку у него индивидуальный подход. Когда я иду к нему решать какой-то вопрос, в уме, разумеется, прикидываю какие-то варианты: так поступить или вот так. Но отец Власий вдруг мне говорит совсем не то, что я хотел бы услышать – какой-то третий или четвёртый вариант, то, что я вообще не мог предположить. То есть против моей воли…

– Например?

– К примеру, задумал уйти с работы, что-то лучшее присмотрел, уже настроился на новую должность. А он говорит – не уходи. С чем труднее смириться, то он и советует. Он любит повторять: «Пророк пророчит, а Бог как хочет». Воля Божия – самое трудное, но и самое верное. Много ропота у каждого из нас: почему всё не по-моему происходит? А потому и происходит, что должно быть по-Божьему, а не по-нашему. А ропщем мы по своеволию, гордости. Но Господь ведь никогда нам не подаст змею и камень вместо рыбы и хлеба.

За благословением

Незаконченная канавка

Сегодня на приходе престольный праздник. Съехались отцы, собралось много гостей. После литургии всех пригласили на концерт и трапезу. На свежем воздухе накрыты столы, а у стены храма примостилась самодельная сцена под шатром. Какой замечательный концерт! И сценки из жития преподобного Серафима, и хореографические новеллы с ангелочками, и запуск в небо красных воздушных шаров в память об ушедших, аккордеон, флейта и бардовские песни… Зрители с удовольствием подпевали артистам.

Праздничный концерт

Фотиния Дмитриева, регент клироса, на сегодня превратилась и в сценариста, и в режиссёра, и в ведущую концерта. Тут же, «за кулисами», проходит занятие воскресной школы – детки что-то вырезают, красят, пришивают (как оказалось, это подарки для всех присутствующих – яркие мягкие сердечки! – они и были вручены каждому).

На сцене бардовский дуэт, а я подхожу к игумену Игнатию (Бакаеву) и тихонечко на ушко шепчу:

– Вы довольны, как идут здесь дела, приходом, новым настоятелем?

– Очень доволен. Доволен людьми, настоятель без прихода долго не продержится. А тут, вижу, полная гармония.

– Какой в дальнейшей перспективе вам видится эта обитель?

– Процветающей. Вон там, чуть ниже, где овраг, – отец Игнатий взмахнул рукой влево, – будет амфитеатр, сцена, палатки будут стоять. Здесь будет проводиться фестиваль православный. «Христос воскресе!» летом будут петь, как заповедовал преподобный Серафим.

Вместе с вдовой строителя храма Валерия Елисеева (о нём – «Человек, освещавший путь. Памяти Валерия Елисеева», «Вера» , № 668, сентябрь 2012 г.), Татьяной Васильевной, вспоминаем былое:

– Два года храм строили, заканчивали в 2012-м. Когда он серьёзно заболел, сразу принял решение: продать всё лишнее и вложить в храм. Валера очень спешил закончить строительство именно к 1 августа, к престольному празднику. Так и произошло. За месяц до кончины он с помощниками ещё поднимал и устанавливал купола. На Серафима Саровского состоялась первая служба и первое венчание. И сразу после окончания стройки Валера умер. 23 августа его отпевали здесь. Оставил о себе вот такую память – храм.

– Только добром его вспоминаю, – соглашаюсь с ней. – Зачинателем городского крестного хода 12 июня он был – того, что сейчас стал ежегодным. А какие экспромты замечательные выдавал! Помнится, после трапезы в Максаковке, когда уже хором была сказана речёвка: «Спасибо нашим поварам за то, что вкусно варят нам!», отец Игнатий возглашал: «Валера, давай!» И Валерий тут же выдавал четверостишие. Именно на ту тему, о чём батюшка говорил за трапезой. Жаль, не записывала их… Одну фразу припоминаю, когда смехом все разразились: «Чем вечно слушать Пугачёву-чертовку, все приезжайте в храм в Максаковку!»

Концерт закончился на очень светлой нотке. Исполнительница песен Ольга Бартоломей (она принимала активное участие в строительстве храма и пела здесь на клиросе) призналась:

– Мне как-то приснился Валерий. Он был весь в побелке, с кистью в руках – такой живой и радостный. Он продолжал белить храм. Он славил Бога!

Аплодисменты со слезами на глазах…

Праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Если на вашу долю выпала честь строить Дом Божий, примите это как великий дар Творца, ибо десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи простит тому Господь».

Завершился чудесный праздник. Окидывая взором храм, купола, небеса, лица дорогих батюшек и гостей, напоследок ещё раз подхожу к отцу Олегу под благословение.

– Здесь, возле Поклонного креста за алтарём, начата канавка, наподобие Дивеевской…

– Это ещё отец Игнатий предложил вокруг храма вскопать неглубокую канавку, люди бы ходили и молились. Надо бы продолжить…

В эту минуту кто-то тронул металлический баллон.

– Это наши первые «колокола». (Фото на стр. 10.) Слава Богу, удалось установить настоящую колокольню, теперь колокольный звон собирает всю округу на моления. Даже и просто так приходят послушать колокола. А ещё я мечтаю, даст Бог, соорудить здесь купель, чтоб полным погружением крестить людей. Надо найти жилу воды. Помолитесь за нас, чтоб Господь услышал наши мольбы и помог нам.

– Помоги вам Господи.

Фото автора

* * *

Православный приход храма в честь прп. Серафима Саровского пос. Морово обращается ко всем любящим Бога с просьбой оказать посильную помощь. Приветствуется крепкая мужская сила. Пожертвования можно отправить на карту СБ священника Дёмина Олега Вячеславовича – 2202 2003 1009 7397.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

1 комментарий

  1. Клим:

    Прочитал с интересом. Пенсионер, москвич, но живу в деревне. У нас нет коренных жителей, только дачники. Под старость лет волею судьбы четыре года занимаюсь строительством храма-часовни вместе с дачником – энтузиастом, который приезжает только не месяц.
    https://ridero.ru/books/khram-chasovnya_v_derevne_khabary/
    https://www.youtube.com/watch?v=H7v_FikCncQ
    В конце лета, наконец водрузили какас купола и крест. И покрестили маленького сынишку моего партнера.
    https://www.youtube.com/watch?v=0uT-HqyQonQ
    Слава богу! Храм-часовня стоит, можно помолиться, можно слуужить литургию
    Но мне 84 года. Что то недо делать, чтобы храм жил! А я программист, ученый, коммунист. Ладно, 4 года отдаю на стройку все свое время и пенсию. Но кто вдохнет жизнь в наш храм, если дачники здась только летом, а зимой тишина и безмолвъе? Я втянулся окончательно в это богоугодное дело, но в растерянности. Что делать дальше? Хоть принимать православие, креститься, садиться за литературу, обращаться в епархию за помощью. Но пока не смею.

    Опыт возрождения жизни храмов, именно жизни, а не архитектуры, так сегодня необходим! Спасибо за публикации.

    Сегодня есть богатые люди, им построить часовню не трудно. Но мы с Лешой выбрали трудный путь. Собираем трудовые копейки, свои, друзей, не уговариваем соседей, обращаемся к спонсорам, не открываем сайты с лицевым счетом. Ждем искренней заинтересованности от людей. Может это на правильно, но так получается. Одна соседка, москвичка сказала, вы бы лучше дорогу отремонтировали, перед гостями стыдно.
    https://www.proza.ru/2017/08/28/1228
    Но бог с ними. Людей много, и среди них есть верующие. Как объединить их за короткое лето? Наверное надо изо всех сил налаживать регулярные службы и прочие мероприятия, где присутствует господь. Может организовать хор и церковне пение, хотя бы летом. Люди и молодежь вообще-то любят петь.
    ризласть профессионалов, устроить глубокое изучение церковной музыки?
    Знаменное пение, Партесное пение? Сейчас можно найти любые нооты, любые записи. Есть история, мировой опыт, записи выдающихся исполнителей?
    Право не знаю. Но душе неспокойна. Что-то надо делать. А лето короткое, Хозяйство, огород, козы. Да статьи надо писать научные. МОжет кто-то откликнеться?

Добавить комментарий