Болезнь и отношение к ней

ИСТОЧНИК ФОТО: @pravoslavie_rf

Каждая болезнь имеет свой смысл. Господь посылает болезнь, а вернее, попускает в том месте, органе или системе, где страсть, поражающая душу человека, проявляется максимально. Болезнь же тогда является лекарством, пресекающим дальнейшее развитие страсти.

 

Смысл онкологии

Онкологическое заболевание, тем более злокачественное, с религиозных позиций имеет своим назначением «извещение» человека о том, что ему предстоит путь в Царствие Небесное, время жизни его исчислено, отмерено и Господь принял решение отозвать душу этого человека к Себе в вечность. При этом неважно, сколько времени пройдёт с момента гистологического исследования, подтверждающего раковый характер опухоли до момента смерти: месяц или 15 лет (на фоне хирургического, лучевого лечения и химиотерапии). Важно, что Свыше прозвучал удар в колокол, призывающий к покаянию за всю прожитую жизнь. Почему мы имеем право считать это «извещением»? Потому что существует множество заболеваний, в результате которых наступает скоропостижная смерть, когда вследствие истощения от заболевания, особенностей его, человек уже не в состоянии прибегнуть к Таинствам церковным, не может осмысленно ни говорить, ни видеть, ни слышать, ни анализировать. Любое Таинство церковное зиждется на том, что человек, желающий приступить к нему, должен быть в состоянии ясного сознания или незначительного оглушения сознания, но обязательно должен иметь место самоанализ человека, иначе невозможно будет ни высказать свои мысли, ни выразить всё то, что является предметом покаяния.

«Извещение» не подразумевает медленное умирание от посланного заболевания, не исключён вариант, что наступит и излечение (как религиозного, так и нерелигиозного характера).

Больная И. со II стадией рака желудка была предупреждена о необходимости хирургического лечения. Переосмыслила свою жизнь и дала обет Богу, что, если останется живой, оставшееся время жизни посвятит Церкви. Вскоре при предоперационном обследовании врачи с удивлением обнаружили исчезновение опухоли. Больная впоследствии приняла участие в восстановлении шестнадцати православных храмов.

В 80-х годах XX века газеты острова Кипр обошло сенсационное известие об излечении от рака IV степени мужчины преклонного возраста, молившегося об исцелении святому Архангелу Рафаилу. Исцеление прошло в течение одной ночи.

А вот один из наиболее ярких примеров «извещения» с отсрочкой.

Больная М. была второй год прикована к постели из-за деструкции позвонков вследствие метастазов злокачественного новообразования. Несмотря на беседы со священниками, постоянное общение с сёстрами милосердия, больная не предрасположилась к покаянию, исповеди и причастию. Стала выражать сомнения в существовании Бога и заявила, что не поверит, пока не удостоверится лично в реальности загробного мира и не пообщается с умершими. Видя такую дерзость по отношению к Богу и безуспешность добиться хоть какого-то понимания, духовное окормление больной прекратили.

Прошло около месяца, и священник был экстренно вызван самой больной. Когда он вошёл в палату, он увидел лицо совершенно другого человека: исчезли окаменелое нечувствие и складки гордости, высокомерия и пренебрежения. Больная жадно впитывала каждое слово, сказанное священником. Когда он попытался выяснить, что произошло, то оказалось, что в ночь перед праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы Господь забрал душу больной в загробный мир, а затем вернул обратно. На «том свете» она общалась со сродниками, ей были открыты некоторые тайны в отношении будущих смертей её близких, сотрудников по больнице (что потом и оправдывалось). Ей была показана важность поминовения усопших как молитвой, так и приношением пищи на канун. Она видела двери рая и ада, привратников. Но к райским воротам не была даже и близко допущена, так как не знала ни одной молитвы. Ей было дано краткое молитвенное правило, которое она должна была творить до смерти. После этого были исполнены некоторые её просьбы, и она опять оказалась в больнице.

Утром отделение взбудоражил крик больной: «Верьте, люди! Бог есть!» Встревоженный медперсонал пытался её успокоить, но она твердила постоянно эту фразу и просила записать слова молитв, сказанные ей привратниками рая. Больная старалась что-то пояснить, но окружающие подумали, что это или передозировка лекарственных средств, или реактивное состояние на фоне длительно протекающего онкологического заболевания. Видя, что к её просьбе никто серьёзно не отнёсся, она попросила позвать священнослужителя. Во время спокойного разговора с ним рассказала, что видела и что узнала.

Некоторое время после этого события больная чувствовала себя хорошо и не нуждалась в ежедневно принимавшихся ею до того препаратах и обезболивающих средствах. Через четыре месяца, в апреле 1996 года, она умерла глубоко верующим, покаявшимся в грехах человеком. Перед кончиной совершенно сознательно соборовалась и причастилась.

Психология болезни

В последнее время психологические проблемы в онкологии приобретают новые черты в связи с успехами диагностики и лечения. Появившиеся условия для выявления заболеваний в доклиническом периоде и возможность полного излечения выдвигают на повестку дня необходимость широкого обсуждения проблемы психологии человека, не чувствующего себя больным, но вынужденного идти на лечение, сопряжённое с риском для жизни.

Больные с клиническим проявлением онкологического заболевания на первых этапах пытаются объяснить свои ощущения случайными причинами. Они ожидают, что болезненные ощущения пройдут, предпринимают попытки лечиться домашними средствами. Появившиеся мысли о возможности онкологического заболевания больные или отбрасывают как неприемлемые, или, принимая их, уходят в себя, ожидая с тревогой дальнейшего развития событий. Для этого периода заболевания характерна склонность больных к самоанализу, скрытности. Меньшая часть больных быстро впадает в паническое состояние и сразу обращается к врачу. Большинство выжидают обычно несколько месяцев, до тех пор пока не появятся новые симптомы заболевания, которые и вынуждают обратиться к врачу. У больных, невнимательных к себе или, наоборот, пугающихся возможного «страшного» диагноза и избегающих посещения врача, обращение за медицинской помощью совершается под влиянием окружающих.

После первого посещения врача психологическая обстановка меняется. Настроение больного с этого периода во многом зависит от впечатления, которое на него произвёл врач.

В этот период можно ожидать в основном два типа реакций на развёртывающиеся события. Одни больные склонны к испугу, панике и на предложение госпитализации впадают в состояние депрессии. Другие больные, не проявляющие внешних признаков беспокойства, также нуждаются во внимании. Под маской внешнего спокойствия у замкнутых по натуре людей может скрываться тяжёлая психическая реакция на окружающую обстановку.

Для неверующих людей диагноз «рак» звучит как гром среди ясного неба и, как правило, становится настоящей трагедией жизни. Верующие люди реагируют по-разному, в зависимости от того, насколько они воцерковлены, укреплены, подготовлены к тому, чтобы войти в Царствие Небесное. Христианин ещё с пелёнок стремится через соблюдение заповедей Божиих обрести Царствие Небесное.

Человек, у которого развилось онкологическое заболевание, может пойти по одному из трёх путей:

разгульный: взять за оставшееся время от жизни всё, что только возможно. По этому пути, как правило, идут люди неверующие, так как считают, что за порогом этой жизни уже ничего нет, только небытие.

рациональный: больной приходит к врачу, осуществляет попытку излечения, верит врачу, верит в его руки, профессионализм, т.е. стремится помочь своему телу.

духовный: больной воспринимает своё заболевание именно как извещение о времени подготовки к вечности, не как наказание, а как милость Божию, как предупреждение Божие о грядущей вечности.

Ведение беседы с онкологическими больными требует выполнения определённых правил. Прежде всего, до тех пор, пока диагноз не подтверждён морфологически, не должны иметь место никакие высказывания о сущности болезни ни родственникам, ни тем более самому больному. Среди больных, направляемых на консультацию в онкологические учреждения, диагноз рака подтверждается не более, чем у одного из трёх.

Следует помнить, что, даже если рак будет идентифицирован положительно, относиться к этому необходимо взвешенно.

Больной К. в 1984 г. был поставлен диагноз «рак желудка и пищевода», неопределённая форма. Врачом составлен прогноз возможной жизни всего на 4–5 недель. Больной не проводилось никакого лечения, т. к. ожидался летальный исход в ближайшее время.

Через 1,5 месяца после пребывания в больнице началось неожиданное улучшение состояния. Врачи опять расценили это как временное явление, однако дочь больной, увидев, что мать окрепла, забрала её домой. После этого больная прожила пять с половиной лет в удовлетворительном состоянии до 1989 года. За это время успела нормализовать отношения со всеми ближайшими родственниками, примириться «с ближними и влиться в полноценную жизнь пенсионерки и бабушки».

Другой случай. Больной Н. был поставлен диагноз «рак груди». Её не оперировали по причине множественного метастазирования опухоли. После помазания св. елеем в церкви прекратился рост опухоли, исчезли болевые ощущения, больная прожила полноценной жизнью ещё 6 лет и умерла от бронхиальной астмы.

Диагноз «рак», особенно висцеральных локализаций, труден, почти всегда требует применения специальных достоверных методов исследования. В то же время направление на дообследование к онкологу или в онкологическое учреждение очень часто пугает больных и даже порождает канцерофобию.

Н. А. Краевский описал трагический финал жизни одной такой больной.

Она была направлена на обследование в онкологическое учреждение с подозрением на злокачественное новообразование. Подозрение оказалось необоснованным, а отсутствие рака было доказано современными и вполне достоверными методами исследования. Не поверив в истинность благополучного диагноза, больная начала добиваться консультации у разных специалистов, но всюду получала один и тот же, безусловно, правильный ответ. Клиника, которой в то время руководил Н. А. Краевский, в её представлении была последней диагностической инстанцией, и, получив такой же ответ и здесь, женщина, не поверив, выбросилась из окна и погибла. При вскрытии никаких признаков рака у неё установлено не было.

До морфологического подтверждения диагноза, как уже отмечалось, ни в коем случае нельзя с определённостью говорить о диагнозе, потому что диагностические ошибки бывают достаточно часто.

Мать одного из крупнейших хирургов Москвы жила в г. Горьком. Она заболела, и рентгенологически был поставлен диагноз «рак желудка». Операцию делал опытнейший профессор в присутствии сына больной и ещё двух профессоров – друзей сына. Во время лапаротомии были обнаружены опухолевое поражение всего желудка, увеличенные и плотные лимфатические узлы во всех бассейнах метастазирования и обсеменение брюшины. Всем присутствующим на операции диагноз представился настолько ясным и достоверным, что биопсия взята не была. Больная прожила более десяти лет и погибла от другой причины. При вскрытии была обнаружена почти полная регрессия процесса, а при гистологическом исследовании установлен туберкулёз желудка и брюшины.

Здесь уместно обратить внимание на то, что подобного рода наблюдения широко используются в корыстных целях шарлатанами и «врачевателями». Каждый из них умеет рассказать о случаях чудесного излечения и показать таких излеченных людей. Слухи о них быстро и широко распространяются среди населения.

Врачи при медицинском обследовании онкологических больных, беседах с ними и их родственниками в зависимости от характерологических особенностей нередко впадают в две крайности. Здесь имеется в виду неоправданный оптимизм и запугивание, резко пессимистическое отношение врача к возможному исходу болезни. Ни то ни другое не должно иметь места, особенно при разговорах с больными. Если врач заподозрил у больного злокачественную опухоль, то и пациенту, и его родственникам должна быть сразу дана в незапугивающей форме ориентировка на серьёзность положения и необходимость дообследования. Ориентировка на серьёзность болезни никак не должна сама по себе вызывать естественную для онкологического больного реакцию страха. К сожалению, это происходит весьма часто.

Женщина 43 лет, профессор-математик. У неё несколько месяцев назад появились небольшие боли в обеих молочных железах, они стали как бы плотнее на ощупь. Минуя обычные этапы обследования, она сразу пошла к известному хирургу, не занимающемуся профессионально заболеваниями молочной железы. Профессор после трёхминутного осмотра рекомендовал женщине операцию, поскольку заподозрил двусторонний рак молочных желёз. Легко представить степень испуга активно живущей и работающей женщины. Она пришла за советом в другое учреждение в состоянии крайней депрессии – производила впечатление приговорённой к смерти. При детальном клиническом обследовании, включавшем, кроме подробного осмотра, рентгенологическое и цитологическое исследование, была диагностирована двусторонняя диффузная мастопатия, требовавшая только длительной лекарственной терапии. Прошло 7 лет. Женщина здорова, успешно работает. Этот высококультурный и образованный человек рассказала о тяжёлых переживаниях в тот период, когда её запугали, и сообщила, что она не согласилась на операцию и стала искать другого врача именно из-за мимолётного осмотра и пугающих выводов профессора.

Многие жалобы возникают из-за неполной информации, которую больные и их родственники получают от средних медицинских работников, санитарок, соседей по палате. Отсутствие информации при крайней в ней необходимости у больных со злокачественными новообразованиями, переживающих естественный для этой категории пациентов страх, вынуждает их искать новые источники информации, часто совершенно некомпетентные, из которых больные получают извращённую характеристику лечащих их врачей, фантастические сведения о якобы необыкновенно эффективных лекарствах, которые начинают срочно «доставать», и т.д. Начинаются поиски дополнительных консультантов, иных методов лечения. В результате вокруг больного создаётся крайне нервозная обстановка, мешающая проведению запланированного и тщательно продуманного обследования и лечения.

В 1881 г. медицинская общественность торжественно отмечала полувековой юбилей врачебной и научной деятельности выдающегося хирурга Н. И. Пирогова. В небольшое украинское село Вишня, где жил «старый врач» (так Пирогов назвал себя в «Дневнике», над которым работал как раз в те дни), со всех концов России поступали приветственные послания. Различные медицинские общества и институты избрали Николая Ивановича своим почётным членом; в его честь открыли мемориальные палаты, были учреждены именные стипендии. Николай Иванович давно не испытывал такого духовного подъёма. И если бы не язвочка во рту, которая иногда саднила и тем давала о себе знать, всё было бы великолепно. «Не раковая ли это штука?» – иногда спрашивал жену Пирогов и тут же гнал от себя эту страшную мысль.

Приближалось 21 мая – круглая дата и кульминация торжества. Николай Иванович прибыл в Москву, почётным гражданином которой он стал в эти дни. Его чествовали в университете. Художник И. Е. Репин изъявил желание писать портрет хирурга, и Пирогов несколько раз позировал ему.

Занятый юбилейными торжествами, он совершенно забыл о ранке во рту и только через несколько дней после приезда в Москву показал её профессору Н. В. Склифосовскому. Язвочка тем временем успела увеличиться. Диагноз не вызывал сомнений: рак верхней челюсти. На следующий же день собрался авторитетный врачебный консилиум, который принял решение оперировать знаменитого хирурга.

Весть эта тяжело травмировала Пирогова. С трудом высидев на грандиозном банкете в Дворянском собрании, который проводился в его честь, он по настоянию жены и близких уехал в Вену к знаменитому европейскому хирургу Теодору Бильроту. Бильрот категорически отверг поставленный ранее диагноз и успокоил своего гениального пациента. По свидетельству сопровождавшего Николая Ивановича в этой поездке доктора С. С. Шкляревского, «расположение духа Н. И. Пирогова в Вене резко и быстро изменилось: из убитого и дряхлого старика, каким он был во время дороги от Москвы до Вены, он опять сделался бодрым и свежим… Н. И. и сопровождавшие его были полны счастья».

Бильрот подарил на память Пирогову свою фотографию с такой надписью на обороте: «Уважаемому учителю Николаю Пирогову. Правдивость и ясность мыслей и чувств как в словах, так и в делах являются ступеньками лестницы, которая приближает человека к богам. К Вам, который должен следовать по этому не всегда безопасному пути как надежный вождь, всегда мое ревностное стремление. Ваш искренний почитатель и друг – Бильрот».

Николай Иванович по возвращении домой выслал ему свой портрет. Бодрое и хорошее настроение, вызванное категорическим заключением Бильрота о доброкачественной природе язвы, продержалось у Пирогова почти до самой смерти.

Ошибся ли Бильрот в диагнозе? Из опубликованных эпистолярных материалов известно, что он знал об истинном характере заболевания. Однако преклонный возраст больного и запущенность процесса не позволяли ему предлагать операцию. «Вряд ли он перенёс бы операцию; но даже и при благоприятном исходе её надо было бы опасаться очень скорого рецидива», – писал он в Россию доктору Выводцеву. Бильрот использовал свой непререкаемый авторитет, чтобы внушить Пирогову надежду на благоприятный исход болезни и тем самым обеспечил ему душевное успокоение. «…Мне хотелось отвлечь внимание больного от характера его болезни, поддержать в нём твердость духа и терпение… Я поступил так, как мне предписывали мой долг и многолетний опыт…» – объяснял он своё поведение тому же адресату.

Сердцевину медицины составляет милосердие, и если нельзя помочь больному радикально, то надо всеми силами стремиться облегчить его страдания.

Таинства и излечение

Возможно ли излечение онкологических заболеваний при совершении Таинств церковных? Возможно, хотя это бывает нечасто. Обычно излечение связано с внутренними изменениями человека, наступающими в Таинстве покаяния. Очищение души ведёт к выздоровлению тела. В результате соборования (Таинство елеосвящения) Господом прощаются человеку грехи, совершённые им по неведению или забытые им в течение жизненного пути за давностью лет. Соборование – Таинство, во время или после которого происходит укрепление душевных сил больного и улучшение его физического состояния, вплоть до самоликвидации опухоли.

Случаи помощи Божией в виде исцелений возможны после молитв перед иконами Божией Матери, мощами святых угодников Божиих и другими святынями. Иногда бывает, что после молитв человек не исцеляется от опухоли, а она как бы «застывает», «замораживается» в той стадии, на которой человек пришёл с просьбой к Богу. Есть группа больных, которые переходили все сроки, у которых должно было произойти и метастазирование, и переход в другую стадию, но всё «остановилось». Это проявление действия благодати Божией, укрепляющей душевный и телесный состав человека, по силе его веры и упования на Создателя.

Нередко пациент может получить существенное улучшение своего состояния и даже, возможно, выздоровление при погружении в воды святых источников. Около древних русских монастырей и по сей день бьют источники, обладающие, кроме благодатной силы, природными целебными свойствами вследствие уникального химического состава воды, в них находящейся. В каждой епархии, в каждой российской губернии есть свои местные святыни, о которых можно узнать и к которым можно и нужно прибегать.

Однако врачу-онкологу и онкологическому больному следует знать, что возможен и другой процесс – быстрое озлокачествление («малигнизация») опухолей. Причиной этому является воздействие экстрасенса, колдуна, биоэнергетика и проч. во время обращения к ним. Проявляется действие другой силы – сатанинской, противной по характеру действию благодати Божией. Расплата за это – малигнизация.

Из кн. «Православный взгляд на онкологию»
протоиерея Сергия Филимонова, председателя Общества православных врачей С.-Петербурга

 ← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий