Живой кладезь

– В последнее время очень много разговоров об Апокалипсисе и его предвестниках. Я много видела и роликов в Интернете. В принципе, стараюсь сохранять спокойствие и не впадать в панику, но всё же гложет вопрос… Мы недавно приняли гражданство Российской Федерации… Неужели вся Россия, Православная Русь, Святая Русь приняла число имени антихриста? Все эти СНИЛСы и прочие карты, без которых в России действительно никуда не ступишь, как говорится… Кого слушать? Святые отцы предрекали Руси хоть и на короткое время, но духовное просветление и что стоять будет даже до прихода антихриста… Но, как почитаешь Откровение, холодно на сердце становится от осознания того, что вдруг мы уже по грехам нашим и правды-то уже не способны увидеть и идём в погибель? Страшно… Помогите хоть немного в этом хаосе информационном разобраться.

– В Апокалипсисе, несмотря на все его грозные видения и откровения, последние слова звучат обнадёживающе: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Апок. 22, 20). Для христиан в прежние века было вожделенным и радостным ожидание Второго Пришествия Спасителя. Но, как точно заметил один современный православный богослов, «сегодня мы стали ждать больше антихриста, чем Христа», что является признаком духовной болезни, искажения направления конечной цели нашей христианской жизни.

Одним из последствий этой болезни и является необоснованная боязнь многих православных незаметно для себя получить печать антихриста, боязнь налоговых номеров, штрих-кодов, электронных карт, чипов и прочего. Им везде мерещатся три шестёрки, мнимо или действительно присутствующие в этих документах. А причины происходящего – в упадке правильной духовной жизни и элементарная богословская необразованность, незнание учения святых отцов по этому вопросу. Как ими, например, толкуется символика числа 666? В Третьей книге Царств говорится, что ежегодная дань, получаемая царём Соломоном с соседних народов, составляла 666 золотых талантов (3 Цар. 10, 14). Это число в святоотеческой традиции стало обозначать власть денег, и принятие так называемой антихристовой печати понимается как состояние, в котором главной жизненной ценностью становятся эти самые деньги. Кроме того, для святых отцов принятие печати антихриста выражается в совершении человеком любого греха. Грех, сам по себе, уже отлучает от Бога и запечатлевает своего совершителя этой печатью. Для некоторых отцов, например преподобных Ефрема Сирина и Амвросия Оптинского, возложение антихристовой печати будет выражаться в невозможности осенять себя крестным знамением: кто не крестится – уже духовно принял эту печать. А почему она будет полагаться именно на чело (лоб) и на правую руку? Лоб – символ вместилища ума и возможности познания Истины. Правая рука – символ деятельной жизни по Евангелию. Итак, запечатление антихристовой печатью чела и правой руки означает такое нравственное состояние человека, при котором он добровольно откажется от познания Бога и деятельной духовной жизни. Такое истолкование мы встречаем у святителя Андрея Кесарийского.

Все святые отцы считали, что наложение печати антихриста его лжепророком будет происходить в те 3,5 года царствования антихриста, которые будут непосредственно предшествовать Второму славному Пришествию Господа нашего Иисуса Христа. Другие события этого времени — построение Соломонова храма, воцарение в нём антихриста, проповедь пророков Еноха и Илии и убиение их в Иерусалиме, проповедь лжепророка и другие. Как видим, все эти важные элементы Апокалипсиса пока в исполнение не пришли, так что говорить об антихристовой печати ещё рано.

Возможно ли несознательное принятие печати антихриста, без отречения от Христа, путём каких-либо технических или медико-биологических технологий? Некоторые святые отцы вообще не поясняют это, другие дают вполне определённый отрицательный ответ. В древнем сочинении, приписываемом святителю Ипполиту Римскому, говорится о способе принятия этой печати следующее: «Таково будет (начертание) и печать во время этого ненавистника добра (антихриста) — та печать, которая будет гласить: «Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от крещения; отрекаюсь от служения моего (Богу) и присоединяюсь к тебе и в тебя верую». Как видим, принятие печати будет обусловлено сознательным отречением от Бога, служения Ему и от крещения. Наиболее ярко этот вопрос раскрывает святитель Феофан, затворник Вышинский, в толковании на 2 Сол. 2, 9-13: «Успех он (антихрист) будет иметь однако ж только в кругу тех, кои одного с ним духа, т. е. отпали от Бога и Господа, сердцем презирают Его заповеди. И погибающие эти погибнут не по определению Божию, а потому, что возлюбили пагубный образ жизни и нрав».

Возвращаясь к вопросу об ИНН, паспортах, штрих-кодах и других документах, имеющих антихристианскую символику (мнимую или действительную), можно сказать, что печатью антихриста они названы быть не могут. Хотя, с другой стороны, нетрудно понять, к чему идёт дело: человечество постепенно загоняют в электронный концлагерь, создавая систему тотального контроля и давления. Но это не наш грех. Это грех мирового правительства и проводников их воли. Также и антихристианская символика сама по себе не отлучает человека от Бога. Вспомним, что в советское время и миряне, и священники имели паспорта с изображением Ленина и пентаграммы, спокойно пользовались деньгами с этими же антихристианскими знаками. Апостол Павел пишет: «Идол в мире – ничто», то есть бесовская символика для христиан ничего не значит и не страшна (иначе, например, в Библии нужно вырвать страницу под номером 666). Так же, как нельзя сделать христианами людей, если тайно, без их ведома, начертать на них крест или надеть нательные кресты. Бог хочет сознательной любви и служения Себе от человека. Так же диаволу и антихристу нужно будет сознательное отречение человека от Бога.

– Будем ли мы помнить об этой жизни, когда уйдём в вечность? Будем ли помнить наших сродников, друзей, приятелей?

– Ответ на этот вопрос мы можем найти в Евангелии от Луки, в притче Иисуса Христа о богаче и нищем Лазаре. В ней говорится о том, что на земле однажды жили два разных человека: безымянный богач и нищий по имени Лазарь. Скупой и бездушный богач каждый день пиршествовал блистательно и не замечал нищего, лежавшего в гнойных нарывах у ворот его дома. Но когда прошло время и земная жизнь этих людей завершилась, в загробном мире с ними произошла разительная перемена: добродетели терпения и незлобия, выработанные Лазарем за годы болезней и лишений, возвели его на лоно Авраамово, а пороки низринули богача в бездну ада. И богач «в аде, будучи в муках, поднял глаза свои и увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк. 16, 24).

Из сказанного мы видим, что память о прежней жизни у богача сохранилась: он помнил нищего Лазаря, некогда лежавшего у ворот его дома, помнил и патриарха Авраама, о котором слышал из Ветхозаветных писаний. Когда богачу в его просьбе было отказано по причине «великой пропасти, утверждённой между раем и адом», он обращается к праотцу с другой: «Так прошу тебя, отче, пошли его (Лазаря) в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» (Лк. 16, 27–28). На что Авраам ответил: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» (Лк. 16, 29). Слова богача говорят о том, что помнил он и братьев своих, оставшихся в земной жизни, и, не желая им своей участи, просил послать к ним Лазаря, то есть чтобы мёртвый воскрес и явился им, таким образом заставив переменить греховный образ жизни. Но психология падшего человека такова, что он – в силу богоподобной свободы – может отрицать даже явное чудо. И Авраам ответил: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лк. 16, 31).

– Правда ли, что Церковь во избежание произвольных толкований Апокалипсиса определила «никогда не читать» эту новозаветную книгу за богослужением?

– Апокалипсис действительно не читается за богослужением. Это связано и с тем, что его легко превратно истолковать (очень мало святых отцов дерзали толковать эту книгу), и с тем, что его содержание не вписывается в общий строй богослужения, — книга пророческая и созерцательно-мистическая, а на службах читаются писания в основном поучительного характера, в некоторые праздники – историческо-повествовательные.

– Что такое «шум Земли», который был слышен во многих участках мира? Не Иерихонские ли это трубы, предвещающие Апокалипсис?

– «Шум Земли» – феномен низкочастотного гула, раздающегося под земной поверхностью, вызывающий у людей панический страх и звучащий одновременно в разных частях света. Особую известность «шум Земли» приобрёл в 2011-м, 2012-м, 2013-м годах, когда его слышали в Бразилии, США, Канаде, России, на Украине, в Австралии, в Европе и в Азии. Записи видеороликов этого шума выложены в Интернете. Мне показалось, что он похож на звук огромной металлической конструкции, которую, периодически останавливаясь, волочат по металлической же поверхности.

Версий объяснения феномена много, но все они имеют недостатки. Например, техногенная версия предполагает, что необычный гул происходит по причине промышленных разработок земных недр либо из-за частоты колебаний тока на линиях высоковольтных ЛЭП, совпадающей с частотой естественных литосферных токов (60 Гц). Однако если причиной шума был «производственный» фактор, то как объяснить, что звук был слышен в разных уголках планеты практически одновременно? Второй недостаток: если верить, опять же, всё тем же очевидцам, то ЛЭП, ТЭЦ, заводы, стройки и прочие технические объекты далеко не всегда находились поблизости от того места, где был слышен «стон». Геофизическая версия утверждает, что «шум Земли» происходит в результате литосферного движения тектонических плит и предвещает крупные землетрясения. Например, накануне землетрясения в Японии 2011 года под землёй слышался гул, или «плач», Земли.

Но, увы, не все «крики» Земли можно объяснить надвигающимися землетрясениями. Ведь там, где их якобы слышали в последние два года, никаких сейсмических событий не было и быть не могло – часто это были районы, где их не бывает в принципе. Выдвигалась и апокалиптическая версия происходящего. Например, согласно верованиям иудеев конец света будет предвещён звуком так называемой Иерихонской трубы, от гласа которой когда-то пали стены Иерихона. В Первом послании апостола Павла к Фессалоникийцам говорится о трубе Архангела, вызывающей всеобщее воскресение умерших (1 Фес. 6, 16). На это можно ответить, что ведь воскресения умерших после звучания «шума Земли» не произошло! С большой долей осторожности, опираясь на евангельские пророчества Господа Иисуса Христа о необыкновенных природных катаклизмах, предшествующих кончине мира (Мф. 24, 29), можно предположить, что «шум Земли» – одно из таких предвозвещений. Однако сказать об этом определённо трудно. Как говорят об исполнении апокалиптических пророчеств святые отцы, «лучший толкователь – время». Поэтому не будем его торопить и предвосхищать события.

Отвечал протоиерей Димитрий Шушпанов

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий