Символы и сигналы

Святитель Николай Сербский (Велимирович)


У Господа невозможно силой отнять никакую тайну, покуда Он Сам её не откроет. Между тем пред нашими очами непрестанно находится целая Энциклопедия символов. И предметный указатель этой чудесной Энциклопедии символов – Священное Писание, Откровение Божие – всегда у нас под рукой.

Глава 5. Растения как символы

  1. Чтобы дерево могло расти, оно должно укорениться в земле. Точно так же душа должна укорениться в Царстве духовном, Небесном, ибо это её почва, которая её питает, из которой она растёт.
  2. Чтобы дерево могло развиваться, оно должно пить воду. Точно так же и душа должна быть напоена благодатью Духа Святого, чтобы быть здоровой и сильной. Святой Антоний говорит: «Как дерево не может расти, не напившись чистой воды, так и душа не может расти, не испив небесной сладости. Только те души растут, которые приняли Духа Святого и напоены сладостью небесной».
  3. Чтобы дерево могло плодоносить, ему нужны свет и тепло солнца. Точно так же и душа должна быть освещена и согрета Господом, Солнцем вечной правды, ибо душа может жить, расти и плодоносить только в сиянии и в тепле от Бога Живого и Животворящего.
  4. Лилия есть символ беспопечительности. Посмотрите на полевые лилии, как они растут, не трудятся, не прядут… (Мф. 6, 28). Они так изысканно одеты, как не одевался даже царь Соломон во всей славе своей. Нил Синайский в своём творении «О сребролюбии» пишет о значении символа-лилии так: «О совершенной душе сказано, что она – как лилия среди чертополоха, а это означает душу, которая живёт без суетных забот среди заботящихся о многом».
  5. Маслина есть символ благодатной избранности. Господь избрал народ израильский, как плодоносящее дерево среди дичков, и сравнил его с маслиною. Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь (Иер. 11, 16). Кроме того, маслинами были названы пророк Илия и Енох, два свидетеля Господних, которые явятся как предтечи Второго Пришествия Христа. В Откровении Иоанна Богослова говорится, что они «суть две маслины… стоящие пред Богом земли» (Откр. 11, 3). Маслина, как дерево, дающее елей, и к тому же самое долгоживущее из деревьев земных, символизирует любого добродетельного человека, сияющего милостью и истиной от Духа Святого, который верой своей, как корнями, прикрепился к вечной жизни. И Псалмопевец, в свою очередь, свидетельствует: «А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием… вечно буду славить Тебя» (Пс. 51, 10-11).
  6. Семя есть символ слова Божьего. «Поле есть мир; доброе семя – это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого» (Мф. 13, 38).
  7. Пшеница означает науку Божью, науку Христову. Доброе семя противопоставлено плевелам, которые символизируют семя дьявольское. «Когда же люди спали, пришёл враг Его и посеял между пшеницею плевелы» (Мф. 13, 25). Христиане, носящие в себе Бога Христа и взрастившие Его в душе своей до жатвы, будут спасены; в то время как беззаботные, взрастившие васильки вместо пшеницы, погибнут. Об этом свидетельствовал ещё святой Иоанн Предтеча, упоминая, что Господь вычистит гумно Своё и соберёт пшеницу Свою в житницу, а сорняки сожжёт огнём вечным. Именно поэтому пшеница символизирует православных, сохранивших в себе семя Божье, а плевелы означают безбожников. Прорастание пшеничного зерна под землёй есть образ смерти и Воскресения Господа, а также картина умирания ветхого и рождения нового человека в каждом из нас.
  8. Виноград и тернии, смоквы и репейник – это символы добродетельных и дурных людей. «Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их» (Мф. 7, 16-20). О ком здесь говорит Господь? О растениях или о людях? Очевидно, о людях. Деревья являются лишь символами людей либо праведных, либо неправедных.
  9. Виноградная лоза есть символ Христа, а ветви – символ Его последователей. «Я есмь лоза, а вы ветви» (Ин. 15, 5), говорил Господь ученикам Своим. Ствол бывает отчасти виден, а отчасти не виден. Так и Сын Божий деяниями Своими иногда известен, а подчас неизвестен. Ветви без ствола не могут ни расти, ни плода принести. Поэтому Господь и говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (там же). Добродетельные люди черпают из Христа животворящий сок, питаются Им и приносят добрый урожай, как добрый виноградник. А неправедные люди отсекают себя от Христа и остаются сухими и бесплодными, как обрубленные ветви. Поэтому первых будут беречь и лелеять, как плодоносящий виноградник, а вторых бросят в огонь, как бросают засохшие ветки.
  10. Горчичное семя есть символ Царства Небесного, в смысле его возрастания от малого к великому. Спаситель, предлагая народу притчу о Царстве Божием, говорит, что оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своём, и оно возросло и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его (Лк. 13, 19). Значит, Царство Небесное в душе человеческой станет больше чего бы то ни было, что в душе растёт. Ветвями своими оно достигнет небес, и ангелы Божьи опустятся на его ветви.
  11. Пальма и кедр ливанский есть символы праведников. Праведник цветёт, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане… они и в старости плодовиты, сочны и свежи (Пс. 91, 14-15).
  12. Базилик и бессмертник (особенно базилик) – самые почитаемые растения у православных народов Балкан. Они есть символ души праведной, которая со старением и увяданием тела сильнее благоухает, потому что эти два цветущих растения обладают более приятным запахом, когда засыхают, чем когда они свежи. Базилик используют и при освящении воды. В этом случае он символ благодатного благоухания вышнего мира, который через силу Креста хранит воду от порчи.
  13. Трава и цветы вообще есть символ бренности телесной жизни и преходящей славы человеческой. Об этом апостол Пётр говорил так: «Всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве, засохла трава, и цвет её опал» (1 Пет. 1, 24). Согласно Псалмопевцу, судьба травы есть- символ судьбы безбожника. Нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть навеки (Пс. 91, 8). А в другом месте говорится так: не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут (Пс. 36, 1-2). Праведники уподобляются траве только с точки зрения телесной, а нечестивцы с любой точки зрения подобны недолговечной траве.

Глава 8. Предметы и орудия как символы

  1. Гумно, лопата, житница. «Гумно» олицетворяет мир Божий. «Лопата» символизирует Суд Божий, а «житница» – Царство Божье. Праведников Господь собирает в Царстве Небесном, как зерно в житнице, а грешников бросает в огонь, как мякину и плевелы.
  2. Город на вершине означает тех людей, которых прежде я назвал «солью земли» и «светом». Как город на вершине невозможно скрыть от глаз людских, так же нельзя спрятать и возвышенных духом последователей Христа.
  3. Свеча под спудом и свеча на подсвечнике. «Свеча» – это символ человека, просветлённого Господом. «Свеча под спудом» олицетворяет собой просветлённого Божьего человека, который или сам смиренно прячется, или окружающие из зависти наводят на него тень. Однако и то и другое напрасно. Господь Бог отмечает и поднимает его, как «свечу на подсвечнике», чтобы светить людям.
  4. Келья – это, в общем смысле, комната инока или небольшая потайная комнатка в доме. Внутри человека тоже есть «келья», это – сердце. И ты, когда молишься, войди в келью свою и там помолись, а не так, как лицемеры, которые молятся на улицах, чтобы их люди видели. Войди в сердце своё разумом своим, и там, где только ты один, отбросив все внешние ощущения, предайся целиком в молитве Господу Богу.
  5. Врата, дверь – это тоже символ Христа, согласно Его собственным словам: «Я есмь дверь. Кто Мною войдёт, тот спасётся». Никаким другим путём невозможно войти в Царство Небесное. Причём «врата» те узкие, опять же по словам Иисуса Христа. Почему они узкие? Да потому, что человек, с трудом протискиваясь через них, должен содрать с себя, как змея старую кожу, облик природного, ветхого человека, иначе ему в рай не войти.
  6. Путь тоже означает Иисуса Христа. «Я есмь Путь, Истина и Жизнь», – сказал Он о Себе.
  7. Здание, построенное на камне, олицетворяет Церковь Христову, утверждённую на вере в Сына Божьего, а также символизирует воспитание молодёжи на евангельской основе. Напротив, «здание, построенное на песке» означает любое духовное и моральное созидание, основанное на противоположных взглядах.
  8. Новое вино и новые мехи символизируют Христову науку и новых людей. Люди покаянием очищаются и обновляются, становясь другими, новыми. И только такие люди смогут вместить в себя новую науку Христа. Фарисеи были подобны «старым мехам», поэтому в них нельзя было влить «новое вино» великой науки Иисусовой.
  9. Новая заплата на старом платье. Это выражение указывает на внешний, нехристианский метод обновления, когда человек внешне что-то в себе изменит, отчасти прикроется чем-то новым, но по сути не меняется и остаётся прежним. Это же относится и ко всем попыткам исправить состояние в обществе «латанием старого» вместо обновления его снизу доверху через Христа. Подобно тому, как новые заплатки вскоре отрываются от старого платья, лишь увеличивая число жалких лохмотьев, так и от старых грешников отлетает новая наука Господня, открывая старые раны, ещё более уродливые и страшные, чем были до попытки скрыть их.
  10. Ярмо, иго есть символ рабства. Два самых тяжёлых вида рабства – быть в рабстве у язычников и у страстей, причём первое следует из второго. Христос предлагает заменить тяжкое ярмо земной жизни бременем Своего ига, которое ничуть не тяжело, говоря: «Иго Моё есть благо, и бремя Моё легко есть».
  11. Крест есть символ спасения через добровольное страдание внешнего человека ради внутреннего, и всё из любви к любящему Христу. Крест – безумие для гибнущих и сила Божья для спасающихся. Сказал Господь: «Кто не берёт креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 38). Наши «кресты» малы и легки по сравнению с Его Крестом, ибо любой из нас несёт свой «крест» за свои грехи, а Он понёс претяжкий Крест за грехи всего человечества. Поэтому Господь и говорит: «Креста своего, а не Моего».
  12. Чаша мук Христовых – символ нашего спасения. Чаша Крови Христовой означает Новый Завет Бога с людьми, как записал апостол Павел. Господь, подав ученикам чашу, сказал: «Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета» (Мф. 26, 27-28). Ветхий Завет был основан на крови бессловесных животных, а Новый Завет зиждется на Крови Праведника, на крови Того, Кто есть единственное истинное Слово Божье.
  13. Чаша и блюдо. Обычные чаша и блюдо означают греховность человеческую, причём «чаша» символически представляет человека чистого, а «блюдо» – греховного. Важнее вымыть чашу и блюдо изнутри, чем снаружи. Точно так же гораздо важнее держать в чистоте душу, чем тело. Евангелие гласит: «Фарисей слепой, очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23, 26).
  14. Побелённые и окрашенные гробы – символ лицемерия людского. Напрасный труд – украшать гробы снаружи, если они внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты (Мф. 23, 27). «Кости мертвецов» – это символ окаменевшего сердца и заблуждающегося разума человеческого, не поддающегося влиянию Духа Святого. «Нечистоты» олицетворяют дурные пороки и страсти. Все свои пороки лицемерные люди скрывают за притворной набожностью и добродетельностью, как красивый гроб скрывает в себе мертвеца.
  15. Сума и сокровища – символ ризницы небесных сокровищ, как сказано в Евангелии, «приготовляйте себе сумы не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах… ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 13, 33).
  16. Горящий светильник и чресла препоясанные есть символ разума, просветлённого верой в Христа, и страстей плотских, обузданных воздержанием.
  17. Дом – это символ небесной обители. «В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14, 2). Дом как здание храма обозначает тело человеческое. «Разве не знаете, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа?» (1 Кор. 6, 19).
  18. Посох, жезл – это знак власти и старшинства. Кроме того, это и трость Ангела Хранителя, удерживающего человека с правой стороны, чтобы тот не пал в грязь греха.
  19. Меч и семя есть символы слова Божьего, причём «семя» означает произнесённые Господом слова, а «меч» – силу слова Господа, как сказано в Откровении святого Иоанна Богослова: «И из уст Его выходил острый с обеих сторон меч» (Откр.1, 16). И апостол Павел указывает: «Возьмите меч духовный, который есть Слово Божье» (Еф. 6, 17).
  20. Щит означает веру, как сказано в Новом Завете, «а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого» (Еф. 6, 16). И правда, вера защищает человека в этой жизни сильнее всего остального.
  21. Стрелы – это символ искушений, которым подвергается человек. Особенно это относится к невидимым нападениям на наши души со стороны незримых духов тьмы. Духи тьмы внедряют в наши души злые помыслы и недобрые желания так же быстро и неожиданно, как стрела охотника поражает оленя, мирно пьющего воду у ручья, не подозревая о беде. Апостол Павел завещал верующим стоять на страже с терпением и молитвой, чтобы отразить стрелы лукавого.

(Фрагменты из книги, 1932 г.)


←Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий