«А теперь пребывают эти три…»

Анна Данилова


30 сентября – память святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

мощи веры нажеды любови

Ковчег с мощами мучениц в католическом храме Св. Трифона в с. Эшо (Франция)

Из публикации «Паломничество в Эшо»

Фидэс, Спес, Каритас – так в начале второго века по Рождестве Христовом святая София назвала своих трёх дочерей, в честь христианских добродетелей. Вдова, она воспитывала дочерей одна. Трудностей материальных не испытывала, т. к. была знатных кровей. Воспитывала хорошо: девочки были и красавицами, и умницами – всё, как полагается по таким прекрасным именам. Мало ли хороших и умных девочек? Видно, таких – немного, потому что про Веру, Надежду и Любовь стали говорить все: от соседа к соседу недоумение и восхищение добралось до губернатора – начальника области Антиоха. Тот быстро смекнул, что девочки необычные. Хоть и прекрасны, и умны, но они христианки. То есть проповедуют запрещённую религию.

В тот вечер София была с дочерьми дома и рассказывала им о жизни, о мире, о Боге. Когда раздался глухой стук в дверь, все подумали об одном – и никто не подал вида. К царю? Всё ясно. Спокойно София попросила несколько минут на сборы. О чём молиться? «Господи, защити»? Не меня, но их? Или бежать? И кто бы осудил Софию за это? Но её молитва была другой: «Чтобы не испугались мы страшных его мучений и не пришли в ужас от смерти, Господи». Потом она взяла дочерей за руки и повела их к царю. Она знала, что это последний путь, что она повела дочерей умирать.

Наверное, сначала царь Антиох не хотел мучить девочек. 12, 10 и 9 лет – что могут ещё они понимать. Надо сломать мать. Что проще? Одного человека сломать не так просто, а когда у тебя дети, то ты уязвим не втройне, а в три тысячи раз…

Она вошла во дворец со словами: «Помоги нам, Боже, Спаситель наш, прославления ради Твоего святого имени». Она похолодела, когда сказала: «Дочери, не жалейте юной вашей плоти; не жалейте красоты вашей и молодости. Он пребудет с вами во всех ваших муках».

– Я назову вас своими дочерьми, – сказал Антиох.

…Антиох не просил их отрекаться от Христа, хулить Его имя или публично признаваться в своих «неверных взглядах». Не перед таким эпохальным выбором стояли мать и три девочки. Перед ними на подносе держали щепотку ладана – совсем крохотную. Надо просто взять кусочек и положить на тот постамент. И уйти – и всё, ты свободен. Ты можешь быть и дальше христианином, хорошим человеком, помогать людям. Просто вот этот маленький кусочек положи на тот постамент. И снова – твоя весна, весь этот мир, всё солнце – всё с тобой! Ты – дочь императора, скольким ты сможешь помочь! И он не так плох – работа у него такая. Вот этот маленький кусочек, и твой кошмар закончился. И никто тебя не осудит, у тебя же трое малышей.

Только один кусочек.

Антиох быстро понял, что в этой битве он слабее. Что сила за 10-летними девчонками. Что они смотрят насквозь и прямо ему в душу. Значит, я покажу вам, за кем сила.

Веру раздели. Избили. Отрезали сосцы. Положили на раскалённую решётку. Принесли меч. Она стала первой.

Надежду раздели, били. Потом бросили в огонь, потом строгали тело железом. А она стыдила Антиоха за слабость. Убить мало, уничтожить – пульсировало в висках у Антиоха. Её бросили в кипящую смолу, смола остыла. Снова внесли меч.

– Любовь, просто скажи, что Артемида велика, – и я пощажу тебя, – цеплялся за последнюю соломинку Антиох.

– Велик Бог мой Иисус Христос, – ответила 9-летняя Любовь и сама вошла в печь. И снова всё повторилось. И снова внесли меч.

Но самое страшное мучение ждало Софию.

Потому что с ней не сделали ничего, её не тронули и пальцем.

Её просто оставили в огромной зале с растерзанными телами трёх дочерей.

Из залы вышли все.

Ей предстояло собрать головы и тела тех, кто ещё утром были самыми ласковыми, самыми лучшими дочерьми. Заказать гроб. Сложить. Похоронить.

Она прожила три дня после похорон.

Есть ли более русские святые с такими ясными, полностью переведёнными именами? Есть ли более радостные женские православные праздники, когда храмы переполнены благодарными именинницами? Есть ли более страшная история мученичества?


← Предыдущая публикация     Следующая публикация 
Оглавление номера

Добавить комментарий