Красота и грусть

Максим Третьяков


03_Uchkhisar_Krepost

Давно я собирался посетить Каппадокию. Место, где, по одной из версий, принял мученичество святой Георгий Победоносец. Земля, прославленная отцами-каппадокийцами: Василием Великим, Григорием Богословом, Григорием Нисским.

И вот я в Турции. Ещё затемно выезжаем из Сиде на автобусе. Первая остановка – Кония. Мечеть вращающихся дервишей. На ум пришла мысль: «Неслучайно здесь появилось такое неординарное для ислама духовное движение. Дух Каппадокии не вмещался в классический ислам».

Вся Каппадокия покрыта толстым слоем туфа. Туф – слежавшийся вулканический пепел с вкраплениями магматических базальтов. Туф мягок, пока не обветрился. Его можно легко резать. Потом на воздухе туф твердеет.

Саратлы – подземный город. Пещеры, в которых древние христиане прятались во время нашествий. Есть здесь и подземная церковь. Но только от неё осталось лишь название. Гид говорит, что здесь живут странные люди: не мусульмане, так как в посёлке нет мечети, но и не христиане.

04_Uchkhisar_Zhilaya_komnata

Учхисар. Жилые комнаты

Учхисар. Красивейшие места, удивительные туфовые наслоения с вырубленными пещерами. Как муравейник. В туфовом пласте можно спокойно вырезать себе комнату прямо в горе. Нужна полочка? Элементарно… Вырезаем в стене небольшую нишу, и всё готово. Стол? Скамья возле стола? Также вырезаем из туфа. Получается комната с уже готовой мебелью. Очень просто и удобно. Одна трудность: нижние этажи уже заняты, придётся примоститься наверху, а значит, нужно делать лестницу. Во времена христианства эта местность была излюбленной у монахов: немного труда – и готова келья. Можно забраться повыше, подальше от мирских забот. Удивительно, но в некоторых туфовых комнатках до сих пор живут. Конечно, христиан здесь уже нет. Если комната занята, то обязательно над дверью будет развеваться турецкий флаг.

Наконец, попадаем в национальный парк Гёреме. Женский монастырь «Мерие Манна», церковь Св. Василия, Яблочная церковь, церковь Святой Варвары, Змеиная церковь, Тёмная церковь, Церковь с сандалиями. Вода разрушает туф. Многие кельи древнего монастыря уже не имеют одной стены. Храмовые помещения, вырубленные в туфе, очень крохотные, рассчитаны на несколько монахов. Больно видеть фрески с выцарапанными глазами. А вот келья-трапезная: стол и лавки вырезаны прямо из туфа. Внизу, в ущелье, находится баптистерий.

08_Gyoreme_Trapeznaya

Трапезная. Стол и лавки вырезаны из туфа

Хотелось увидеть хотя бы крохотную искорку христианства – но нет, полная тишина. Оттого становится грустно, среди всей этой красоты.

Задумался: почему народ, живший здесь, отказался от христианства? Принято считать, что, мол, пришёл другой иноверный народ и всё захватил. Но это не совсем так. Ещё когда я в первый раз очутился в Турции, то обратил внимание на то, что турки очень похожи на наших кавказцев. И как выяснилось, неслучайно. Изначально в Анатолии обитали хатты – народ, родственный нашим адыгейцам. Собственно, они и являлись автохтонным (коренным) населением. Затем пришли хетты. Это были воины-завоеватели, с индоевропейским языком. Но они пришли не переселением, а как войско. Хетты стали князьями у хаттов. Сменилось название, сменился язык, но народ остался прежним.

Хеттское государство существовало почти тысячу лет. И Каппадокия всегда была сердцем хеттского мира.

В 1200 г. до Р. Х. в Анатолию вторглись родственные грекам племена с Балкан. Это был уже не приход воинов-завоевателей, а настоящее переселение народов. Они создали собственные государства – Фригию и Лидию. Пришедшие занимали приморские земли и организовывали колонии. Они не ассимилировали местное население, а оттеснили его на восток Анатолии. С этого времени и произошло разделение народов Анатолии на греческий мир и бывших хеттов.

Завоеватели прокатывались волнами по землям Анатолии – киммерийцы, персы, селевкиды, – и хетты присоединялись ко всем ним, противостоя грекам. Потом был Александр Македонский. Затем пришёл Рим.

09_Gyoreme_Baptisteriy

Баптистерий в ущелье

Русскоязычный гид, сопровождавший нас в экскурсии, рассказывал историю этих мест. В его рассказе были хатты, хетты, киммерийцы, персы, Византия и, наконец, сельджуки. При этом ни слова о Лидии и Фригии. История в его устах была явно обрезана. Оказалось, это неслучайно. Есть история Турции, и есть история Анатолии. Греческие государства есть только в истории Анатолии, а в истории Турции их нет. Такова сегодняшняя официальная позиция государства.

В своё время Римская империя, став христианской, сумела объединить народы Анатолии – и греков, и бывших хеттов, коренных жителей этой земли. Христианство было той силой, что примирила народы. Но после того как империя перестала быть Римской, а превратилась в греческую Византию, снова возникли разногласия между греками и бывшими хеттами. В это время негреческие народы империи переходили в монофизитство (Армения, Египет, Эфиопия) или несторианство (Сирия) – такое впечатление, что народы шли на всё, лишь бы не быть с греками в единой Церкви. Когда пришли арабы, эти негреческие народы стали принимать ислам.

Арабы не смогли вторгнуться в Анатолию, но это сумели турки-сельджуки. Хеттское население приняло турецкий язык и ислам. И уже турки-османы окончательно выдавили греков из Анатолии – последние греки были полностью депортированы в начале ХХ века.

05_Uchkhisar_Poselok

Каппадокия

Турки ненавидят греков, и, похоже, их отношение к грекам распространяется и на греческую веру – православие. Если в Турции и встречается православная церковь, то там будут только греки. Правда, в последнее время у турок стал появляться интерес к православию, но к православию русскому. Я заметил, что, общаясь с русскими туристами, турки интересуются вопросами нашей веры.

Так отчего же коренное население нынешней Турции приняло ислам и отказалось от христианства? Каковы глубинные причины этого? У меня нет ответа на этот вопрос. Возможно, это связано с исключительным национализмом греков, а может, просто сказалось желание освободиться от бремени имперской власти. Одно несомненно: перед этим было угасание христианского духа. С такой мыслью я покидал Каппадокию, возвращаясь обратно на побережье.


←Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий