Рождество в Вифлееме

Десять лет назад Рождество Христово Господь сподобил меня встретить в том месте, где родился Спаситель – в Вифлееме (об этом я рассказывал на страницах “Веры”). Иногда перелистываю фотоальбом той поездки. Как быстро пролетели годы! И вот сегодня вдруг решил вам, дорогие читатели, показать и прокомментировать некоторые мои впечатления от той поездки. Я понимаю, что немало читателей наших побывало в храме Рождества Христова, видели всё своими глазами – но и им, быть может, будет приятно вспомнить это.

 

Площадью Яслей называется вымощенная камнем, огороженная полицией и разными заборчиками сравнительно небольшая площадка перед храмом Рождества Христова в Вифлееме. До праздника по ней слоняются без цели, фотографируются туристы и местные жители. Стоит огромная украшенная ёлка, точнее, кипарис. Здесь, у входа в храм Рождества Христова, начнётся празднование.
Палестинская служба безопасности скучает наверху, оглядывая собравшуюся толпу на площади, - на самом деле терактов и каких-то крупных происшествий на праздновании Рождества, слава Богу, не случалось...
...скучает охрана и внизу, но у этих вся работа ещё впереди - им предстоит ночью создавать бесчисленные оцепления вокруг храма.
И в городе тоже особо заняться стражам порядка, как можно заметить, нечем. Но - бдят. Особенно любят проверять документы водителей автобусов - делают это не спеша, с расстановкой.
Улочка Вифлеема, расположенного на холмах. Отсюда до Иерусалима рукой подать, 8 км, и раньше в этот праздник крестный ход шёл оттуда в Вифлеем пешком. Но теперь эти города расположены в разных государствах (Иерусалим в Израиле, Вифлеем - в Палестине), и крестный ход совершается на автомобилях через пропускной пункт в стене. Перед Мировой войной христиан в Вифлееме было 9/10 населения, теперь, дай Бог, пятая часть. Люди получают образование и знание языков благодаря многочисленным благотворительным школам, которые тут имеют европейские миссии, и потом уезжают из депрессивного, в общем-то, региона в страны Европы.
Базилика Рождества шестого века - это единственный христианский храм в Палестине, сохранившийся со времён крестоносцев и не разрушенный мусульманами, хотя, конечно, значительно перестроенный. Это вид на храм с обратной, противоположной площади, восточной стороны. Слева видны строения православного монастыря, справа - колокольня католической обители. В глубине есть ещё строения армянского монастыря. Все они находятся внутри комплекса здания Храма Рождества Христова.
От католического адвента до Рождественских святок - время, которое год кормит в этом небольшом (около 30 тыс. чел.) городке. Вот такие рождественские композиции из оливы расставляют в лавках местные ремесленники. Довольно дорогие, это и понятно - ручная работа.
А кукольные сценки с вертепом на Святой Земле можно увидеть практически возле каждого храма.
Наконец на площади появляется глава Иерусалимской Православной Церкви Блаженный Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III с крестом в руках. Перед ним идут кавасы в малиновых фесках, с посохами в руках, со значками-эмблемами Святогробского братства на обшлагах. Процессия из духовенства, местных правителей, бизнесменов входит в храм через маленькие "врата смирения" - приходится нагибаться, чтоб пройти,- у нас такие крошечные двери в старых избах да в банях. При крестоносцах эти врата были гораздо шире, но потом их уменьшили, чтобы османы не могли въезжать в храм на лошадях, что они любили делать, чтобы продемонстрировать власть.
Начинается шествие скаутов из разных христианских учебных заведений Палестины. Перед каждым отрядом - тамбурмажоры с жезлами, задающие ритм музыке.
Барабаны, трубы, литавры. Звучит оглушительно! Выглядит всё это красочно и весело. Девочек в колоннах очевидно больше, чем юношей. Куда подевались молодые люди?..
Праздники Входа Господня во Храм и Пасхи в Иерусалиме, Благовещения в Назарете тоже сопровождаются такими парадами христианских скаутов. Волынки - как напоминание о долгих годах владычества британцев над этими землями (после распада Османской империи).
У каждого отряда - своя форма, головной убор и свои эмблемы. На зажимах галстуков, а у девушки и на поясе изображены лилии - символ скаутского движения.
Днём в храме не так тесно. Можно спокойно помолиться у одной из моих любимых икон Божией Матери - Вифлеемской, кстати, написанной в России и подаренной храму нашей царицей Елизаветой.
Вифлеемская, как говорят, единственная в мире чудотворная икона, на которой Богородица улыбается.
Серебряная звезда из 14 лучей на месте рождения Спасителя. На ней по кругу написано: «Здесь дева Мария родила Иисуса Христа 1717" (по-латински). Над звездой горят 15 серебряных лампад: 6 принадлежит православным, 5 армянам, 4 католикам. И это - непреложное правило. Всё в храме строго поделено между Церквями во избежание конфликтов.
А вот пещера, в которой, как правило, застаёшь группу русских паломников: читают акафист, причём находятся в шаге от алтаря - вот эта полка над звездой и есть алтарь, на котором совершается литургия.
В храме на одной из колонн изображена икона Нерукотворного Спаса с закрытыми глазами, вернее, то закрытыми, то открытыми глазами - об этом необычном эффекте наша газета рассказывала. Спаситель на этой иконе плакал в 1996 году. О ее таинственных свойствах писал Михаил Сизов.
Впереди - ночное богослужение. Площадь Яслей горит всеми огнями. На снимке - светится огнями колокольня над Армянским монастырём.
Примерно к часу ночи народ собирается около храма Рождества. Служба будет идти наверху - в большом храме, и в пещере - ровно до трёх часов ночи, после чего православных священников в крипте сменят армянские. На снимке - арабская христианская молодёжь. От русских паломниц их отличает не только возраст, но и отсутствие платков на головах. Платки в Вифлееме - это для мусульманок, и называются они хиджабами. А если ты ходишь без головного убора – значит, ты христианин. Атеистов тут нет.
Патриарх обходит крестным ходом по древнему храму, среди сопровождающих его немало священников из России. Они не спеша, с песнопениями идут возле колонн аж IV века - вот древность-то: они исписаны-исцарапаны автографами ещё крестоносцев!
Впрочем, они чаще всего не писали своих имён, а гравировали крестики в камне - вот пример.
Столпотворение желающих в рождественскую ночь попасть в крипту и причаститься у звезды. Но пещерка мала, и удаётся это немногим счастливчикам.
А ещё мне понравилась Молочная пещера недалеко от площади Яслей, на маленькой улочке. Согласно преданию, в ней скрывалось Святое Семейство, спасаясь от воинов, направленных царём Иродом убить всех младенцев в Вифлееме.
Этот подземный храм принадлежит католикам. Стены пещеры белые и состоят из извести. Красивая легенда гласит о том, что капля молока Богородицы, кормившей Младенца грудью, упала на пол и стены пещеры стали белоснежными.
И вдогонку – лица праздника.
 
 
 
 
 

 

С Рождеством Христовым вас!