Становление школы, становление души

Рубрика • Учёба •

Закончен второй год занятий Сыктывкарской городской православной воскресной школы. Задумывалась эта школа прежде всего как курсы по истории религии для учителей средних школ на базе Института усовершенствования учителей СГУ. Учителя не собрались. Пять человек первых слушателей хотели заниматься, руководитель не отказывался преподавать, а вот за аренду помещения платить, конечно, впятером было не под силу. Тогда один из слушателей, Егор Павлович Тетерин, тогда бывший проректор ИУУ Лесотехнической академии, предложил нам помещение для занятий бесплатно.

В скором времени священником кирульского храма о. Михаилом был отслужен молебен об учащихся воскресной школы, преподаватель Елена Анатольевна Чучкалова получила благословение на ведение занятий. Религоведческие светские курсы за два месяца превратились Промыслом Божиим в городскую православную воскресную школу.

Елена Чучкалова с сыном. 2013 год

На второе занятие пришло уже около пятнадцати человек, на третье – около тридцати. С тех пор через школу прошло больше ста человек, сорок из них на протяжении двух лет регулярно посещают занятия.

Школа сразу задумывалась как двухгодичная, с обычной для воскресных школ программой: Священная библейская история, катехизис, догматика, литургика… Конечно, одному преподавателю не под силу охватить такой круг духовных дисциплин, но мы уверены, что с нашими помощниками нам удастся со временем превратить нашу маленькую школу в настоящее училище православного благочестия.

Пока что школа, в силу общей инертности современной жизни, всего два раза встречалась на занятиях со священством края, но слушатели ее горят желанием более частых и глубоких по содержанию встреч и надеются, что будут достойны в будущем серьезного разговора на духовно-нравственные темы и услышат изложение литургического Предания Церкви из уст богослова.

Очень быстро оказалось, что учить людей внешнецерковным знаниям – далеко не самое главное. Новопросвещенный православный христианин, открывая для себя сферу духовной жизни и ее сокровища, склонен думать, что уже достиг степени духовности, что знания сделают его причастником Духа Христова. Это тяжелое заблуждение – упование на силу знания, интеллектуального постижения христианских истин – приводит человека к самодовольству, самоуверенности и чувству собственного превосходства, которые, по словам схиархим. Софрония (ученика прп. Силуана Афонского) есть и паралич души, и даже смерть. Ошибка эта стала очевидной уже к пятому занятию.

Нам нужна была срочная духовная помощь. Нам нужно было окунуться в непосредственную духовную жизнь, почувствовать дух христианского смирения и кротости. Нам нужно было старческое слово. И тогда мы прослушали на занятии магнитофонную запись Духовного завещания архимандрита Софрония (Сахарова), одного из величайших русских подвижников XX века.

Сказано много о том, что в последние времена уже не будет явных чудес. Да, но чудеса внутренней, сокровенной жизни человека Бог являет в жизни каждого христианина всегда. То, что произошло с нами в течение слушания духовного завещания – это и есть обыкновенное чудо духовного прозрения, избавления от духовной слепоты. Нет, нет, конечно, мы не превратились в один момент в кротких и послушных подвижников, но мы поняли, как безмерно далеки мы в своем гордом невежестве от цели христианской жизни – смирения Христова и молитвы за врагов, от того, чтобы считать себя худшими тех, которые стоят вне врат Церкви, от памятования о суде, от заботы о соблюдении чистоты помыслов и совести…

Как много раз приходилось замечать момент духовного рождения человека – время, с которого человека посещает животворящая печаль о собственной греховности, когда человек просыпается утром – и вот, он не тот, что вчера: сегодня он видит, что все люди лучше, чище, правдивее, православнее его, а он-то считал себя чего-то достигшим, вставшим на какую-то духовную ступень! Какое заблуждение! Оказывается, я-то все это время был слеп и глуп, и не возрастал, а падал от собственной гордости. Господи, прости меня, грешного, дай же мне зрети моя согрешения и не осуждати брата моего… Эта печаль впервые посетившего душу блаженного духа смирения и сокрушения – она есть первый вздох, первый крик новорожденной души. С нами это рождение произошло. Поэтому имя нашего небесного молитвенника, архимандрита Софрония († 1991 г.), – это имя нашего духовного отца, хотя восприемников нашего рождения много, в первую очередь это, конечно, духовники учащихся нашей школы, иереи кирульского и кочпонского храмов, настоятель Ульяновского монастыря, а также молитвенный покров старцев Троице-Сергиевой Лавры, под который мы прибегаем во всякой скорби и печали.

Скорби же начали нас посещать очень скоро: мы лишились помещения. Мне, как руководителю, казалось немыслимым взымать плату со слушателей школы за аренду помещения. Конечно, представители протестантской церкви, иеговисты и другие платят, и платят в долларах, но на земле равноапостольного Стефана Пермского школе Слова Божьего не найти благотворителя – это совсем уже никуда не годится.

Мы прибегли и всегда прибегаем к старческому поучению в деле духовного воспитания, в земных же скорбях упование возлагаем на Заступницу Усердную. И упование наше не было посрамлено. Нам благословлено было читать акафист Божией Матери, и мы читаем его во всех нуждах.

У нас не было аудитории, но после общей молитвы на акафисте Бог послал нам благотворителя – декан филологического факультета СГУ А.Н. Власов решил для нас эту проблему. К концу первого года обучения стало ясно, что школа не может жить без духовника. Строгое соблюдение устава и чина церковного о. Андреем Паршуковым, выпускником МДА, давало нам гарантию в четком, непослабительном духовном руководстве. Но о. Андрей колебался, и тогда мы снова прибегли к Божией Матери. Читали акафист в воскресенье, а уже через несколько дней батюшка

изъявил согласие окормлять учащихся школы. Это не значит, что ученики школы – все чада о. Андрея, нет, мы чада разных духовных отцов. Но у меня, как руководителя школы, возникает много вопросов, разобраться в которых может помочь нашим слушателям только священник. Общий дух школы зависит от духовного здоровья каждого из ее членов, и нам, конечно, нужен «общий врач».

Мы верим в то, что послушание духовнику (пока неофициальному, это как бы наш духовный эксперимент) есть исполнение воли Божией, а потому и все сказанное и сделанное для нас о. Андреем безусловно идет нам на пользу, даже и епитимии, которые достаточно регулярно слушатели школы получают. Конечно, все это дается трудом, терпением, лишением себя в чем-то привычном, но эти трудности приобщают нас к святой жизни Церкви, и мы смиряемся, понимая, что если стольких усилий требуют маленькие духовные действия, то что же претерпевают подвижники и молитвенники за род христианский.

Сейчас в нашей школе уже нет людей, которые бы не причащались, не соборовались, не исповедались. Все учащиеся школы стали убежденными церковными православными, все осознают необходимость и незаменимость молитвенного участия в воскресной литургии, стараются работать над своей совестью. Конечно, все получается не всегда и не сразу, но есть полное доверие Церкви и решимость жить в исполнении ее духовных предписаний.

Невозможно приобщиться к настоящей высокой христианской жизни, если не видел ее примеров. Мы видим реальный выход в этом случае – посещение духовных центров православной жизни. Так, стали уже обычными паломничества в Сергиев Посад, Дивеево, Антониево-Сийский и Ульяновский монастыри; недавно вернулись наши паломники из Киева, посетив там святыни; думаем, география этих поездок будет расширяться.

Контингент слушателей школы разнообразен: от домохозяйки и уборщицы до главврача, юриста Верховного суда, преподавателя СГУ. С конца второго года обучения начались посещения школы студентами КГПИ. Для нас последнее особенно радостно, так как молодых людей в школе мало. Средний возраст – 35 лет.

В силу того что для руководителя школы подобное преподавание – первый опыт, мы значительно выбились из намеченной программы. За два года проработали только Священную библейскую историю Ветхого и Нового заветов, постаравшись обратить сугубое внимание на церковную и нравственную жизнь, приложили много усилий, чтобы понять, что есть духовная брань с помыслами и почему без этой брани невозможно исправление жизни по заповедям.

Мы надеемся, что школа вырастит постепенно не только духовно грамотных православных христиан, но и учителей Закона Божия, тем более что многие учащиеся – 16 человек – выразили желание заочно учиться в Свято-Тихоновском богословском институте, если в Сыктывкаре будет выездная учеба и экзамены института. Дай Бог, чтобы это желание наше было услышано, вернее, увидено владыкой Пантелеимоном и отцом благочинным, потому что, конечно, краю нужны профессиональные катехизаторы и учителя Закона Божия.

Е.А. ЧУЧКАЛОВА

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий