ПАРАСКЕВА–РУКОДЕЛЬНИЦА

ЖЕНСКАЯ ЗАСТУПНИЦА

«Параскева Пятница», XV в., Вологодский музей

«Параскева Пятница», XV в., Вологодский музей

За более чем 600-летнюю историю христианства на Коми земле здешние народные обычаи тесно переплелись с православными традициями и обрядами, образовав своеобразную культуру. Именно она во многом и помогла сельчанам сохранить православие на бытовом уровне в самый пик гонений. Можно закрыть храм, «отменить Бога», но жизнь-то народную не отменишь… И нет ничего удивительного, что в некоторых коми сёлах в советское время обычные крестьяне совершали богослужения мирским чином и продолжали ходить в крестные ходы.

Например, праздник в деревне Кривое Удорского района. Он всегда проводился в девятую пятницу после Пасхи – в честь Параскевы Пятницы, которую здесь считают «женской» святой и заступницей. Паломники приезжают не только из ближних сёл, но и с Мезени, с Печоры и Пинеги. В последние годы к ним присоединились верующие из городов республики. Если раньше в крестном ходе участвовали в основном пожилые женщины и больные люди, то теперь с иконами в руках идут и мужчины, и подростки. От местной часовни Параскевы Пятницы шествие направляется к реке Кер-ю, где у Обетного креста совершается ритуал омовения икон глухариными крылышками. В последнюю очередь в реку опускали образ самой мученицы Параскевы, и с этого момента вода в реке считалась целительной в течение трёх дней. Освящённой водой умывались, омывали детей и больных, купались в ней и набирали её домой.

Традиции народного почитания Параскевы Пятницы оказались настолько сильны, что, когда в 2008 году на праздничные мероприятия приезжал священник, он не смог изменить их. Тогда писатели в Кривом проводили День коми книги как раз на Параскеву Пятницу и решили поучаствовать в народном празднике. Пройдя крестным ходом, они наблюдали такую картину: после совершения батюшкой водосвятного молебна и освящения воды женщины продолжали мыть свои иконы в Вашке. После замечания батюшки, что этого делать вовсе не обязательно, потому что вода и так уже освящена, а иконы от этого только портятся, женщины прекратили их мыть. Но как только священник ушёл, снова принялись за своё. Традиция есть традиция. Считается, что Параскева «открывает» воду, после чего на Вашке можно купаться.

В деревне отмечают случаи исцелений по молитве к святой: неплодным женщинам Господь дарует детей, а девушкам – хороших мужей. Ещё молятся ей о даровании семье мира и благополучия. На Удоре до сих пор верующие люди стараются не работать в эту пятницу: не стирать бельё в реке, не плотничать – чтобы Параскева не лишила своего покровительства. Когда после Дня коми книги в Кривом сгорел клуб, бабушки посчитали, что это Параскева наказала, потому что нельзя было веселиться в её день. Преданий, связанных со святой, местные могут рассказать великое множество…

Похожая ситуация в селе Турья, где испокон веков на Параскеву Пятницу проводилась трёхдневная ярмарка. Об этой традиции мне рассказала Альбина Егоровна Суворова, уроженка этих мест, которая старается каждый год приезжать на праздничные мероприятия. Она собрала уникальный материал об истории села и говорит, что на Параскеву раньше приезжали охотники, рыбаки, ремесленники и торговые люди с Выми, Ижмы, Печоры. Частыми гостями были и купцы из Великого Устюга – вели торговлю хлебом, тканями, украшениями. На оленьих упряжках с севера добирались самоеды (ненцы). Они гнали с собой оленей и привозили в бочках печорскую сёмгу. Весь этот торг сопровождался состязаниями: гонками на оленях, борьбой силачей. Но это в прошлом…

После закрытия храма женщины продолжали собираться на праздник. Сначала был молебен в частном доме пред местной почитаемой иконой Параскевы, затем – крестный ход в народных костюмах от разрушенной кладбищенской часовни Параскевы Пятницы до храма на другом конце села. Среди местных жителей существует поверье, что если загадать желание и пройти три раза под иконой, то оно обязательно сбудется. Желающих всегда хоть отбавляй! Затем икону ставили в красный угол того помещения, где проходили торжества. Здесь радушные хозяева встречали гостей коми шаньгами и суром – и веселье продолжалось.

В праздничные дни, которые и сейчас длятся три дня, принято навещать могилки умерших родственников и ходить друг к другу в гости. Уже несколько лет, как этот народный праздник стал республиканским и финансируется правительством РК.

ПОД ВЕЛИЧАВОЙ ЕЛЬЮ

Свою историю почитания Параскевы Пятницы имеет и село Иб на реке Сысоле. Давным-давно икону великомученицы нашёл на ёлке крестьянин деревни Ель. Сама святая являлась трижды около ели в три первые пятницы Петровского поста и указала поставить для неё здесь дом. Местные жители вначале срубили часовню и в неё поместили явленную икону. В 1678 году на месте часовни построили деревянную церковь, а ещё через два столетия – большой двухэтажный каменный храм. Чудотворную икону украсили серебряной ризой, которую впоследствии вызолотили в Петербурге. В дни праздников – на первые три пятницы Петровского поста и на великомученицу Параскеву (10 ноября) – к иконе стекались молящиеся из близлежащих и дальних сёл, из Вятской губернии, отдалённых концов Усть-Сысольского и Яренского уездов. В каждом доме на постой в огромном селе останавливались по четыре семьи. В церковь на службы народ не вмещался, многие стояли в ограде. После службы у ограды проходила большая ярмарка. В 30-е годы храм взорвали, но христианки продолжали тайно собираться на праздники в частном доме. Примерно за два года до разрушения церкви с местной жительницей Марией Никифоровной Сямтомовой произошло следующее: как-то она поздно возвращалась с девичьих посиделок и заметила, что в закрытом храме горит свет, теплятся лампады; оттуда доносилось красивое пение – шла служба, на которой стояли люди в чёрных монашеских одеяниях.

Прошло больше полувека. Мария Никифоровна из девочки превратилась в старушку. И вот в 90-х годах прошлого века, накануне праздника Параскевы Пятницы, ей стала являться во сне святая в ситцевом платочке. Мария Никифоровна спрашивала святую, не замёрзла ли она, приглашала к себе в дом. Святая Параскева отвечала, что жила она здесь в своём доме, но её оттуда выгнали и дом разрушили. Теперь ель – это и есть её дом. И действительно, в советское время на праздник святой великомученицы верующие приходили к высокой хвойной красавице, что растёт рядом с разрушенным храмом. Из бывших деревьев она единственная сохранилась до наших дней – другие, на несколько вёрст вокруг, были вырублены или упали от старости. Нижние мощные сучья этой ели, склонившись до самой земли, образуют настоящий шатровый дом, защищённый самой природой от ветра и дождя. В своих неоднократных паломничествах в с. Иб я бывал в этом природном храме. Приезжал сюда и с учащимися православной гимназии, где тогда преподавал. Мы с детьми и педагогами забирались под эту ель, где одновременно может поместиться до 50 человек. Для детей побывать в таком диковинном месте – всё равно что оказаться в настоящей сказке. На нижнем суку висит старинный образ Параскевы Пятницы, на сучьях – многочисленные восковые потёки от свечей. Под живые своды этого природного храма в богоборческое время приходили верующие: читали праздничный акафист, умывались в старинном источнике Параскевы Пятницы, бьющем из-под земли рядом с елью. Сопровождавшая нас и рассказавшая нам об этой истории настоятельница Свято-Серафимовского монастыря игуменья Серафима (Волочкова) сама подавала пример: обливалась из ведра холодной обжигающей водой из источника, а потом с молитвой обливала и всех желающих. Дети с восторгом вставали под холодные целительные струи.

 Марию Сямтомову святая Параскева просила, чтобы её не забывали, приходили к ней. Об этом видении христианка рассказала местному священнику Георгию Модянову. И вот в первую пятницу Петровского поста 1997 года на месте церкви после более чем 60-летнего перерыва был отслужен водосвятный молебен с акафистом. После чего в ночь на Рождество этой же старушке приснился сон: будто ей опять 12 лет, стоит она возле чулибской церкви и удивляется: церковь как новая, ограда цела и в храме снова праздник, а вокруг – ярмарка.

С той поры от ибской Свято-Вознесенской церкви, в которой хранится почитаемый список чудотворной иконы (сама икона утрачена), до бывшего храма Параскевы, где сейчас установлен Поклонный крест, каждый год 10 ноября идёт крестный ход. В нём принимают участие и монахини Ибского Свято-Серафимовского монастыря. На источнике великомученицы Параскевы после водосвятного молебна верующие набирают святую воду и омывают свои лица, а некоторые и обливаются холодной водой с молитвой Отцу и Сыну и Святому Духу. Я слышал о нескольких случаях исцеления больных от воды из этого источника.

ПЕКНИЧА ЛУН

Древняя традиция почитания святой Параскевы Пятницы была и в селе Коквицы, где высился огромный каменный храм в честь святой мученицы… Примеров много. И кому-то может показаться, что у коми народа сложился особый «культ Параскевы». Но это не так. На самом деле коми просто сохранили древнерусские традиции. Ведь на Руси святая Параскева Пятница очень почиталась, не случайно же на обратной стороне общероссийской святыни – иконы Феодоровской Божьей Матери – изображена именно она. Причём святая была не только «женской» заступницей, опекавшей семью и брак, но и покровительствовала торговле и рукоделию. И на ярмарках в её праздник в изобилии продавались всяческие рукоделия, сделанные «на дому». Ведь раньше не только в монастырях были свои золотошвейные, иконописные, гончарные и прочие мастерские, но и среди мирян в каждом селе умельцы способны были и необыкновенный узор, как Василиса Прекрасная, соткать, и блоху подковать. Хотя почему «были»?..

Интересно, что возрождение молитвенного почитания святой как бы совпало с попыткой возродить и рукодельные традиции. 10 ноября прошлого года на месте разрушенной часовни Параскевы в деревне Иппа на Коквицкой горе отцом Николаем (Размысловым) был освящён Поклонный крест с установленным на нём образом святой. В том же году усть-вымские мастерицы к празднику святой впервые провели в Сыктывкаре фестиваль Параскевы-рукодельницы. Вот что рассказала мне мастерица из деревни Иппа Лидия Константиновна Дубленникова:

Лидия Дубленникова с куклами Параскевы

Лидия Дубленникова с куклами Параскевы

– Престольный праздник в нашей деревне был в честь Параскевы Пятницы, назывался он Пекнича лун. Сызмала помню, как женщины вытаскивали из сундуков старинные вещи и наряжались в сарафаны и шёлковые платки. И нас, детей, тоже наряжали во всё старинное и праздничное. Все вместе отправлялись на старинный источник, где бабушки молились. Затем в деревне проходило гулянье, друг к другу в гости ходили. Давно это было… После школы я поступила в институт и переехала в город, стала учителем. Но каждое лето всей семьёй мы проводим на родине, в родительском доме.

Сейчас в нашей деревне Иппа из местных осталась одна-единственная семья Туркиных. Да ещё два стареньких пенсионера живут. Но помаленьку они ещё выходят из домов. Мы молимся об их здравии, чтобы они долго жили. Пока в деревне есть хотя бы один человек, она жива. А летом, конечно, очень много людей с детьми приезжает. Места-то у нас красивые, раздольные… Сейчас уже и посторонние люди свои дома построили, используют их под дачи.

И вот мы всей деревней подумали: хорошо бы нам хотя бы Поклонный крест на месте часовни поставить. Нас в администрации поддержали, Павел Яруков этот крест сделал. Установили его с иконой Параскевы на перекладине. И уже такое ощущение, что деревня оживает. Может, с Божьей помощью и часовню поставим. Старой-то уже больше сорока лет как нет – долгое время она стояла бесхозной, кто-то там картошку хранил, а потом сгорела.

Тот же Павел Яруков, что крест сделал, уж три года как возродил коквицкий крестный ход на древний источник Кирика и Иулитты. Мы и сами в него ходим, и своих внуков водим. На будущий год крестный ход будет заходить в нашу деревню. Молебен около креста Параскевы будет служиться, батюшка освятит всю землю и поля – глядишь, и деревня задышит.

– Лидия Константиновна, вы своё мастерство переняли от родителей?

– Да, мама у меня была рукодельницей: вышивала, вязала и половики ткала. Мне от неё ткацкий стан достался. Он так в нашем деревенском доме и стоит, и теперь я на нём работаю. Мама говорила, что если бы расстелить все половики в одну линию, то от нашей деревни до Сыктывкара дорожка бы протянулась. Она пятерых детей вырастила, хозяйство большое содержала: коров, овечек. Всех нужно было накормить, напоить, а у неё время ещё и на рукоделье оставалось.

Отец у меня тоже был рукастый, всё умел делать. Мастерил поделки из бересты, плёл из ивовых прутьев корзины, сани делал. Дом сам поднял, в котором мы сейчас летом живём. Они с мамой оба верующие, детей своих в раннем детстве втихую крестили. Потом мама и внуков, и правнуков окрестила. Она за этим строго следила…

– А в столице республики, где вы теперь живёте по полгода, традиции длятся?

– При Усть-Вымском землячестве у нас собрались рукодельницы со всего района. Пытаемся продолжать традиции, которые наши мамы и бабушки передали. Собираемся, чтоб не просто поговорить по душам, но проводим и совместные занятия по вышивке, ткачеству, лозоплетению. Маленькие сувенирные валенки валяем, варежки вяжем. Подарок, сделанный своими руками, тепло несёт. Сейчас вот активно осваиваем современные виды рукоделия, например декупаж.

– А что это такое?

– Это когда готовые рисунки приклеиваются на тарелки и другие предметы. Потом всё это лакируется. Получается такой оригинальный сувенир.

– Фестиваль Параскевы-рукодельницы, который вы проводите, – он в память о тех многолюдных ярмарках, проходивших на Коквицкой горе у храма Параскевы Пятницы?

– Всё, что связано с древними обычаями, очень глубоко в нас сидит. И Параскева Пятница проходит красной нитью через всё моё творчество, я уж не одну куклу Параскевы сделала. Прежде мы этот фестиваль проводили в своём центре, а в прошлом году решили выйти на город, на большие выставочные залы: свои работы людям показать, мастер-классы провести. Сейчас уже по всей России подобные фестивали проводятся. И 10 ноября, день Параскевы Пятницы, все рукодельницы считают своим профессиональным праздником.

– На ваших куклах Параскевы нет лица. Почему? И зачем на них так много разноцветных ленточек повязано?

– Традиция такая. Это ведь – по-народному – как бы куклы-обереги. А на них лица не рисуют, чтобы не было связи с каким-то конкретным человеком. Просто символ. С другой стороны, такие куклы использовались как игольницы, для хранения мелких предметов рукоделия. Куклу и украшали, на ручки вешали ленты красные и синие, и для дела использовали: навязывали кусочки тесьмы, жгутики, шнурочки, прикалывали булавочки, пуговички насаживали. В общем, мелочи, которые могут пригодиться в рукоделии. А птички на рукавах означали связь с миром вышним. Когда девушка повязывала на куклу Параскевы свою ленту, то приговаривала: «Параскева, помоги мне выйти замуж по любви!» Наверное, это ещё с дохристианских времён идёт. И есть в этом какая-то связь с куклами, которых сжигают на масленицу. У нас на Севере, правда, такие «общественные» куклы не сжигали, а пускали по реке, украсив лентами, – она уносила с собой загаданные желания. Это была дань традиции, часто просто игра. Но люди всегда надеялись на лучшее…

УЗОРНИЦА

Дохристианские народные мотивы – это ещё не весь мир рукодельного искусства. Многие усть-вымские мастерицы обращаются и к православным темам. Одна из них – Роза Андреевна Амосова – вышивает образы святых Серафима Саровского, Николая Чудотворца, Сергия Радонежского. Ей скоро семьдесят – «дитя Победы», так называла её мама, вышедшая из роддома 9 мая, когда объявили Победу и был салют.

– Почему вы обратились к этой теме? – спрашиваю Розу Андреевну.

– Сама я с Удоры, – рассказывает она. – После пединститута в 70-м году переехала работать учителем в Усть-Вымь. Это святая земля, где жил и проповедовал Стефан Пермский, а после него ещё трое святителей. И хотя при мне храмы были закрыты, сама земля хранила память… В Михайловской церкви действовал тогда клуб, часть других храмов была разрушена, оставшиеся от них руины никто не убирал. Колокол один церковный остался – мальчики в него постоянно звонили. А как только храм снова открыли, я сразу же стала в него ходить.

Всю жизнь я пела в различных песенных коллективах. В Усть-Выми у нас была фольклорная группа «Сударушка». В 1996 году, на 600-летие успения Стефана Пермского, в Усть-Выми были большие торжества, костюмированное представление состоялось прямо на открытом воздухе, на склоне холма напротив Михайловского храма. Наш коллектив тоже принимал участие. А было холодно, дождь пошёл. Мы, как хозяева, после торжеств провожали гостей. И вот уже ближе к вечеру последних гостей проводили, стоим замёрзшие и видим, что из музея выходит Патриарх Алексий II с духовенством. Там для них была приготовлена трапеза. Он подошёл к нам, видит, что мы в лёгких национальных костюмах и насквозь продрогли. Пожалел, поговорил с нами по душам и пожелал здоровья, чтобы не простудились. Взгляд его до сих пор перед моими глазами. Я очень любила Патриарха Алексия, всегда радовалась, видя его по телевизору. А когда узнала о его смерти, то будто родного человека потеряла. Он, думаю, святой человек. Очень хочется вышить его портрет.

– А вышивать иконы когда вы стали?

– Я с детства вышивкой занималась. Когда работала учителем, тогда уже начала вышивать и иконы. А вышла на пенсию, и времени стало больше. Вся квартира у меня в иконах, храмах и ангелах – от них как-то светлей на душе. Когда вышиваю, чувствую себя лучше. Муж у меня умер, дети давно выросли, живут своими семьями, осталась одна. Вышивка да участие в ансамбле «Русская гармонь», где мы поём русские песни, помогают чувствовать себя нужной людям.

СИЯЮЩИЙ СОБОР

Стены центра Усть-Вым-ского землячества уставлены работами мастеров. Тут и картины, и куклы, и поделки из бересты, и вязаные сувенирные валеночки с варежками. Я пришёл сюда в один из предпраздничных дней, когда мастерицы собрались вместе и готовили сувенирные подарки на Рождество.

Хозяйка центра Лидия Константиновна Дубленникова представляет мне авторов работ:

– Валенки валяет у нас Людмила Владимировна. Поделки из бересты Галина Фёдоровна делает. Коврики, подушки и куклы в лоскутной технике – работы Зои Аркадьевны. Ковши и другие изделия из капа мастерит наш земляк из Усть-Выми – Леонид Митрофанович Агеев. Иконы, вышитые бисером, – Людмилы Павловны…

– А это чья работа? – показываю на изображение Стефановского собора на тарелке.

– Надежды Николаевны Быковой. Она, как и я, учитель технологии в школе. Пытается своим ученикам передать мастерство. Я преподаю с 5-го по 11-й классы. В каждом классе в программу включены разные разделы. Мы с детьми и с тканью работаем, и вяжем, и шьём, и вышиваем. Конечно, многие виды рукоделия в школьную программу не включены. Проводим дополнительные уроки с девочками и мальчиками. Делаем с ними подарки родителям на День матери, 8 Марта, День защитника Отечества. Им так нравится, что никто не отказывается от дополнительных занятий. Через них открывают по-новому и историю страны, и свою малую родину.

Надежда Быкова с работой Стефановского собора

Надежда Быкова с работой Стефановского собора

К нам подошла Надежда Николаевна и рассказала, как рисовала собор:

– Эта картина выполнена в технике точечной росписи. Я живу как раз напротив Стефановского собора, мне давно хотелось собор нарисовать. Очень долго к этой работе готовилась. Купила самую красивую блестящую тарелку, какую только нашла, – чтобы картина на ней сверкала. Рисовала с натуры. Но немножко стилизовала, коми узор изобразила, чтобы было понятно, что это наш зырянский храм… Раза два стирала всё своё художество и по новой начинала. Купола у меня долго не получались. Хотелось, чтобы они сияли. А потом нанесла на них четыре точки золотом – и купола засияли. Такая радость на душе…

– Получилась настоящая рождественская картинка! – восхищаюсь.

Работы народных мастеров словно вернули меня в моё деревенское детство, которое протекало в Поволжье. Наши деревенские мужики тоже валяли тёплые валенки, делали быстрые сани, резали нарядные наличники для окон, мастерили всевозможные игрушки для нас, ребятни, а наши мамы и бабушки плели кудель из льна, вязали, вышивали, ткали половики. И рукодельничали с песнями, с рассказами о старине, сказками, так что те тёплые семейные вечера остались в моей памяти на всю жизнь. Всё это я ещё застал, а мои дети уже нет. А как хотелось бы, чтобы и внуки, и правнуки росли на этой уникальной многовековой культуре, которая хранила наш народ и которая передавалась из поколения в поколение.


Предыдущая публикация     Следующая публикация →

Оглавление выпуска

Добавить комментарий