Из Вифании в Иерусалим
Рубрика • Паломничество •
Паломничество ко святыне – традиция древнейшая. Еще в Ветхом Завете Бог повелел избранному народу трижды в год являться в место Своего пребывания: в праздники опресноков, седмиц и Кущей (Втор. 16, 16-17). Присутствие в Иерусалимском храме благочестивыми евреями считалось священной обязанностью хотя бы раз в год, на Пасху, дабы вкусить пасхального священного агнца – и сюда собирались со всей Палестины и из далеких заморских стран.
В паломничестве участвовали мужчины, женщины и даже дети; и только больные, увечные и находившиеся в продолжительной нечистоте, а также те из малолетних, которые не могли подняться на храмовую гору «держась за руку отца», признавались свободными от обязанности посещать святой город. Мы знаем, что и родители Христа по плоти, и Сам Спаситель неизменно исполняли это предписание закона. Так было и в это последнее паломничество Христа с учениками в Иерусалим.
Путь в Иерусалим часто проходил по безлюдным, лишенным воды и растительности пустыням, а иногда и по гористым местностям. Чтобы облегчить для пилигримов трудность путешествия, евреи заблаговременно предпринимали целый ряд мер по приведению в порядок дорог, очистке колодцев и водоемов и др. Требование закона об абсолютной чистоте участвующих в празднике побуждало евреев заранее предотвращать возможность осквернения богомольцев на пути к Иерусалиму. Главную опасность представляли находившиеся около дорог гробницы и надгробные камни, прикосновение к которым по закону оскверняло евреев. Чтобы избежать этого, они окрашивали гробницы известью, и таким образом их белый цвет, заметный издали, предостерегал путников от опасности осквернения. В одной из таких пещер погребен был друг Иисусов Лазарь. Вспомним, что воскресил его, мертвого, Спаситель, несмотря ни на какие запреты ветхого закона: перед тем как отправиться на празднование пасхи в Иерусалим.
Одной из важных предварительных мер к облегчению для евреев трудов паломничества было извещение их о времени празднования Пасхи. С этой целью иерусалимский синедрион посылал по всей стране особых лиц, которые объявляли народу о начале пасхального месяца (Нисана). Иначе уведомлялись об этом иудеи рассеяния, жившие в Вавилонии. В день новолуния месяца Нисана на горе Елеонской зажигались громадные костры. После этого стражи, наблюдавшие за появлением елеонских огней, немедленно зажигали такие же костры на других горах, который в свою очередь служили знаком для зажигания костров на горах отдаленных, и т.д. Таким образом весть о начале пасхально месяца доходила до самых берегов Евфрата.
Путь из Галилеи к Иерусалиму лежал через Самарию, жители которой издавна находились в неприязненных отношениях с иудеями. Последние не вступали ни в какие сношения с самарянами, считая для себя осквернением даже принятие из их рук пищи. При таких отношениях с самарянами галилейские паломники предпочитали идти в Иерусалим окольным путем – по восточному берегу Иордана, т.е. тем самым путем, которым шел туда Господь с учениками на Пасху Своих страданий.
Бросим же и мы взгляд, полный благоговения, на этот путь Его.
***
После торжественного входа Господа в Иерусалим на осле и дня, проведенного в городе, Иисус вновь вышел за стены Иерусалимские, чтобы ночевать в Вифании. Останавливаться во время празднования Пасхи не в самом городе, а за его пределами было в то время самым обыкновенным делом: при населении Иерусалима в 50-60 тысяч человек на праздник прибывало около 200. Многие из тех, кто приветствовал Христа пальмовыми листьями у Золотых ворот в последнее перед Пасхой воскресенье, обретались в шалашах, раскинутых на склоне Елеонской горы.
Здесь, на горе Елеонской, в последний в Своей земной жизни вторник Христос пророчествовал о судьбах Иерусалима, судьбе Его Церкви и Втором Своем пришествии.
***
Сион – это один из холмов, на которых высится Иерусалим, пишет паломник в XIX веке, драгоценная сердцу христианина святыня – это Сионская горница, или дом Тайной вечери. Умилительно-трогательна эта прощальная беседа Учителя с учениками, раскрывшая во всей полноте Божественную Его любовь ко всему миру, за спасение которого принес Он Себя в жертву. Паломники все вообще по местному обычаю должны вскоре по прибытии отправиться в Патриархию, где получают благословение Святейшего Патриарха Иерусалимского. На другой день по их прибытии в Патриархию, во время утрени, после пения «Бог Господь», из церкви приглашают мужчин в одну комнату, а женщин – в другую; здесь они садятся вокруг стен на диванах, входят три инока и совершают по чину обряд омовения – мужчинам омывают ноги, а женщинам – руки. Обряд этот совершается по древнему восточному обычаю, в подражание Господу – ведь Своим ученикам Он завещал творить то же.
Тайная Вечеря, за которой Господь сказал великие и страшные слова на все времена, до скончания века: Примите, ядите, сие есть Тело Мое… – обозначила собой конец Ветхого и начало Нового Завета. Долго здесь беседовал Господь с учениками, предсказывая им вольные Свои страдания, укрепляя их в вере и утверждая в любви: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и Вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 34-35). На вечери этой ничьи взоры не светились радостью; в молчании внимали ученики словам Учителя; сердца их исполнены были скорби – они предчувствовали предстоящую разлуку с Ним.
На Сионе в древности построена была небольшая церковь на развалинах того дома, в стенах которого совершена была Тайная Вечеря. Эта-то церковь, уцелевшая при разрушении Иерусалима, и была названа «первою церковью и матерью всех церквей». Св. царица Елена обновила ее. Спустя столетия церковь была разрушена, на ее месте воздвигнут католический монастырь, а в 1559 году турки (под чьим владычеством еще до нынешнего века находилась Палестина) отняли у францисканцев эту землю под тем предлогом, что на этом месте покоятся кости царей Даниила и Соломона, которых они также почитают.
Именно здесь, в Сионской горнице, на апостолов спустя пятьдесят дней после Воскресения Христова сошел Дух Святой, произошли события Пятидесятницы. Сюда же, по свидетельству св. Епифания, возвратились апостолы с горы Елеонской после Вознесения Господня.
Возле Сионской горницы показывают развалины дома ап. Иоанна Богослова – в нем пребывала Божия Матерь до дня своего успения. На восточной стороне Сионской горы есть пещера – предание утверждает, что св. Петр, отрекшись от Господа, в этой пещере «плакал горько»…
* * *
К востоку от Иерусалима расположена гора Елеонская, или иначе Масличная. Подошва этой горы носит название Гефсимании – здесь, среди масличных деревьев, Господь наш Иисус Христос любил уединяться для отдыха и молитвы. Сюда Он пришел со Своими учениками и перед Своими страданиями, здесь скорбел и молился до кровавого пота: «Отче Мой! Если возможно, да минует меня чаша сия…» (Мф. 26, 39).
Изнемогая под тяжестью креста, Он по естеству Своему человеческому пожелал, чтобы чаша страданий миновала Его; тяжесть предстоящего как бы преклонила Иисуса обратиться от правосудия Божия к Его милосердию – ведь Ему все возможно!.. Но вместе с тем была здесь выражена Им и совершенная преданность воле Отца Небесного, несмотря на противодействие природы: «впрочем, не как Я хочу, но как Ты…» Спаситель во время Своего Гефсиманского борения трижды вставал на молитву и тем дал нам образ, как поступать в важнейших обстоятельствах жизни.
На месте моления Господня в древности был храм, а ныне оно лишь ограждено стеною в виде буквы П. Ниже того горного выступа, где спали отягченные сном Петр, Иаков и Иоанн, показывают пещеру, где находились в это время прочие апостолы…
…Без малого за тысячелетие своих хождений во Святую Землю русские паломники всех званий и состояний оставили нам немало записок об этом. В них, точно в зеркале, отразились самые лучшие, самые возвышенные чаяния и мысли православных людей России. Так всегда бывает, когда оказываешься в месте, где когда-то суждено тебе было родиться. А колыбель, родина Святой Руси именно здесь, на Святой Земле.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий