Колокольчик

Сундук отца

Восточная сказка

узбекЖил на свете кузнец, трудолюбивее которого на свете не было. И был у него сын, высокий, статный, до еды охочий, но в работе ленивый. Вот однажды стал отец сыну говорить, что он уже стар, а сын даже таньгу* в дом заработать не может. И чтобы как-то приучить сына к труду, он пообещал за заработанную им самим таньгу подарить сундук с самым большим своим богатством. Загорелись у сына глаза, не терпится ему сундук получить, да негде таньгу взять. Работать неохота. Сидит вздыхает. Пожалела мать сына, дала ему таньгу. Взял лентяй деньги, до самого вечера провалялся в холодке под деревом, а вечером отдал отцу денежку. Взял кузнец монету, повертел в руках и швырнул в горн.

Расстроился сын, что не видать ему сундука, всю ночь ворочался с боку на бок. Опять мать пожалела сына, вдруг похудеет от переживаний, и снова дала ему таньгу. На этот раз сын решил притвориться, обежал вокруг дома, вспотел с непривычки. Вбежал в дом, отдаёт отцу таньгу, весь в поту, как будто весь день работал. Взял кузнец монету, повертел в руках и швырнул в горн.

Взяла сына досада, что не заполучить ему сундука с богатством. А мать на этот раз посоветовала сыну честно потрудиться. Весь день юноша таскал брёвна на стройке, к вечеру с ног валился, а получил только десятую часть таньги. Десять дней трудился парень, радостный домой вернулся. А отец взял заработанную таньгу и бросил в огонь. Не стерпел сын, выхватил деньги из огня и на отца обиделся.

Обрадовался отец. Понял он, что эта таньга на самом деле заработана. Ведь когда чужие монетки в огонь бросают, их не жалко. Вынес кузнец свой сундук и раскрыл. А лежали в нём рабочие инструменты, с помощью которых можно было в кузнечной мастерской чудеса творить. Это и было семейное богатство. Засмеялся сын и с радостью принял отцовское наследство.

(Из книги «Ларец духовной мудрости»)

* * *

СЛОВАРИК

*Таньга – серебряная монета в некоторых странах Средней Азии. Именно от этого слова происходит русское слово «деньги».

Таньга_сундук


Мастерская “Колокольчика”

Derevyanny_xilofon

Ребята, а как бы вы распорядились богатством из этого сундука, о котором рассказано в сказке? Наверно, что-то смастерили бы? Вот и правильно, а «Колокольчик» подаст вам пару идей. Начинается лето, многие из вас поедут в деревню к бабушке или на дачу. Чтобы не скучать, можно сделать деревянный ксилофон: напилить брусков, разных по величине, и соединить их верёвками. Только пусть вам в этом помогут папы или дедушки!

* * *

Risuem_molotkom_2Рисовать можно не только кистью и красками, но и… молотком! Вот эти букетики нарисованы именно таким способом. Нужно на акварельную бумагу положить какой-нибудь цветок или листик, накрыть его бумажным полотенцем и сильно постучать по всей поверхности. Во многих растениях достаточно их собственной краски, чтобы получились яркие отпечатки!


Мир вокруг нас

Что за лесенка лежит? Паровоз по ней бежит.

Лето – счастливая пора путешествий. До чего интересно ехать в поезде! Попивать чаёк, беседовать с попутчиками и делиться с ними бутербродами и житейскими историями, смотреть в окошко и замирать от восхищения, когда поезд несётся по мосту над широкой рекой… А знаете ли вы, ребята, когда появились железные дороги? Нет? Тогда вам сейчас поведает об этом Паровозик из Ромашково.

Паровозик– Да-да, друзья, охотно расскажу, только вот понюхаю во-он тот цветок! Так вот. Началось всё 190 лет назад в Великобритании. Как в задачке по математике: из города Стоктон в город Дарлингтон, расстояние между которыми 50 км, вышел поезд. Это был первый грузопассажирский поезд в истории. Локомотив для него изобрёл и построил Георг Стефенсон, он же и управлял машиной. Поезд состоял лишь из шести вагонов, а «пассажирами» были мешки с мукой – Стефенсон думал, что из людей никто не отважится прокатиться. Но на всякий случай в вагонах поставили несколько скамеек – и правильно сделали, потому что, когда поезд добрался до конечной остановки, на нём успели прокатиться порядка шестисот человек.

Трудно поверить, но всего за сорок лет до этого знаменательного события, и тоже в Англии, было совершено одно из величайших изобретений человечества – Джеймс Уатт придумал паровой двигатель. Без этого открытия никогда не появились бы ни автомобили, ни поезда. С тех пор и рабочему человеку, и лошадкам-тяжеловозам жить стало легче – машины пришли им на помощь. Говорят, идея паровой машины осенила Джеймса ещё в детстве, когда он наблюдал за прыгающей крышкой кипящего горшка. Но справедливости ради надо сказать, что самый-самый первый паровой двигатель придумал наш соотечественник – русский инженер И. И. Ползунов. За двадцать лет до открытия Джеймса он представил публике паровую машину для подачи воздуха в плавильные печи. Двигатель Уатта был универсальным, то есть подходил к любому производству, потому и завоевал мир.

Narod_privetstvuet_pervy_parovoz_v_Rossii

Первые паровозы были диковинкой для народа

pamyatnik_parovozu_Cherepanovykh_v_Tagile

Памятник паровозу Черепановых в Нижнем Тагиле

Вскоре и Россия переняла передовой европейский опыт, и 12 ноября 1837 года была открыта дорога С.-Петербург – Царское Село. Проектировал её профессор Франц Герстнер, приглашённый для этого из Австрии. Что же, спросите вы, не нашлось у нас своих мастеров? Нашлись! Пока профессор-немец только чертил на бумаге будущую дорогу, на Урале, на Нижнетагильском металлургическом заводе, уже три года как бегал по рельсам паровоз. Хотя путь, который он проделывал, был совсем невелик – всего 800 метров, но это была самая настоящая железная дорога. И её, и два паровоза построили крепостные умельцы-самородки Ефим Черепанов и его сын Мирон. Пассажиров по этой дороге не катали, а только руду – сырьё для производства металла.

Со временем вся огромная Россия покрылась сетью железных дорог. Даже широкие реки не были препятствием для стальных магистралей. Вот Енисей в Сибири – уж на что своенравная и бурная река, но всего за три года был построен железнодорожный мост над ней. В апреле 1899 года его окропили святой водой и под оглушительные крики «ура» пустили по нему поезд.

В наш век высоких скоростей наскучила людям неспешная езда. Мечтают уже о том, чтобы состав мчался со скоростью самолёта, не касаясь рельсов, и газеты пишут, что через 15 лет в России эту мечту воплотят… Ну а мне, друзья, намного милей всё же старый добрый поезд. Ведь я как-никак Паровозик из Ромашково: люблю потихоньку пробираться по лесу, нюхая цветы, и набирать скорость на просторе, чтобы поспеть в срок на станцию назначения – железная дорога любит точность и порядок.

Letayuschy_poezd_sozdanny_v_Yaponii_nabiraet_skor

“Летающий” поезд, созданный в Японии, разгоняется до 581 км/ч!


 

←Предыдущая публикация     Следующая публикация→
Оглавление выпуска

Добавить комментарий