НОЧЬ, КОГДА МЛАДЕНЕЦ ДИВНЫЙ ВОССИЯЛ
Откуда появилась дата празднования Рождества Христова? Почему мы празднуем Рождество 25 декабря по старому стилю, то есть 7 января по новому?
Существует распространённое мнение, будто дата Рождества была назначена на 25 декабря (7 января) ради того, чтобы угодить идолопоклонникам
Дело в том, что в Римской империи 25 декабря официально праздновался день зимнего солнцестояния. Он был посвящён индоарийскому богу Митре, который, как полагал основатель древней персидской религии Зороастр, был существом, сотворённым Богом, кем-то вроде Архангела Михаила. Под влиянием вавилонских язычников Митру объявили покровителем солнца и планет. В первом веке римские воины заимствовали митраизм у киликийских пиратов и постепенно создали культ, имевший мало общего с восточными. При этом они перенимали из запрещённого в империи христианства всё что понравится. Поразительно, но сегодня широко распространено мнение, будто всё было наоборот, что это последователи Сына Божия что-то заимствовали из митраизма.
Вот, например, что заявляет астролог Павел Глоба:
«Сейчас практически никто не станет отрицать влияния зороастризма на христианство посредством мистериального культа Митры. Среди митраистских идей, родственных христианству, можно отметить легенду о народившемся боге и пастухах, пришедших поклониться новорождённому, окропление святой водой, празднование воскресения, как дня, посвящённого богу, причащение хлебом и вином, а также веру в вознесение богочеловека на Небо. Жрецы культа Митры так же, как и христианские богословы, сулили митраистам воскресение и бессмертие души».
Митра для римлян действительно был человекобогом, родившимся в пещере, но только не от Девы, а из расколовшегося камня, его символом был крест в круге и так далее. В 274 году император Аврелиан провозгласил Митру, как бога-солнце, главным покровителем Римской империи. Празднование же ему пришлось на 25 декабря – день зимнего солнцестояния. И есть историки, которые уверяют, что христиане назначали Рождество на этот день, чтобы привлечь в Церковь многочисленных митраистов. На самом деле христианами двигали совсем иные мотивы.
Ещё до рождения императора Аврелиана и широкого распространения митраизма православный писатель и историк Секст Юлий Африкан (даты жизни: 160–240 гг.) задумался над датой рождения Христа. Она была неизвестна Церкви.
Есть предположение, что Захария был первосвященником и что явление Архангела Гавриила произошло ему за завесой в Святая святых, куда священник входил один раз в год, в День очищения. Этот день приходится по нашему календарю на 23 сентября – его, кстати, и стали считать днём зачатия Предтечи.
Спустя шесть месяцев после этого, то есть в конце марта, Архангел явился уже Пресвятой Деве, возвестив о зачатии от Духа Святого: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами». Ещё через девять месяцев, приблизительно 25 декабря (7 января), родился Христос.
Праздновать Рождество христиане начали, очевидно, вскоре после открытия Юлия Африканского, примерно на рубеже второго и третьего веков, во всяком случае святитель Иоанн Златоуст в четвёртом веке называл праздник «древним, очень древним». Как отнеслись к нему язычники? Историк церковный Евсевий Кесарийский рассказывает о страшном преступлении, которое они совершили в 303 году, в день Рождества Христова. Убиты были – сожжены в Никомидии – 20 тысяч христиан, собравшихся, чтобы порадоваться празднику.
В свете всех этих фактов говорить, что Рождество имеет какое-то отношение к почитанию Митры, совершенно немыслимо.
Всё это не отменяет вопроса о точном дне Рождения Спасителя. Достаточно сказать, что в прошлом различные христианские секты вычисляли до 136 различных дат для Рождества.
Почему же Господь скрыл дату Своего Рождения от любопытства богословов? «Преславну бо сущу зачатию, Чистая, непостижен есть образ рождения», – поёт Церковь. Тайна Боговоплощения и Рождения Богочеловека непостижима человеческим умом, это – первая проверка крепости нашей веры и упования. Именно тут Бог показывает, что Он открывается лишь тем немногим, которые принимают Его «в простоте сердца», не пытаясь исследовать пути Божии.
Владимир ГРИГОРЯН
Добавить комментарий