Все комментарии

  • Комментирует Андрей публикацию Печорский водораздел. 6.

    Здравствуйте уважаемая газета. С увлечением читаю о экспедиции в Северное Приуралье. Но прочитав шестую главу,немного смутился. Разве не запрещено молится с РПЦЗ(В)? На сколько я понял, эта ветвь откололась от РПЦЗ.
    Я воцерковился не давно, по этому пока больше вопросов чем ответов. Объясните если я заблуждаюсь. С уважением Ваш читатель.

    Перейи к записи с этим комментарием
  • Комментирует Соловьева Евгения Михайловна публикацию Соль и яд

    Прочитала и огорчилась…
    Стыдно-то как!
    “Увы, православные копируют чуждые формы поведения, порой ещё и в жалком, карикатурном виде.” Спасибо, брат Игорь, за мудрую статью!

    Перейи к записи с этим комментарием
  • Комментирует Протоиерей Сергий Павлов публикацию «Вы пишите, а мы будем за вас молиться»

    Здравствуйте! Интересная беседа получилась. Только вот несколько грустный осадок остался, причем от слов священника. Если его послушать, так это тогда всем бежать на землю, в село надо. В городе-то уже спасенья нет, там все однообразно, ничего не меняется, и не помолиться толком… В общем, на землю надо! Интересно, все ли смогут уйти? У всех ли хватит духу все бросить и пойти в деревню. Можно подумать их там ждут с распростертыми объятиями, это я о тех неудобствах, с которыми обязательно столкнется горожанин, ведь жилье еще построить надо, а у многих малые дети. Честно признаться, я не замечал, чтобы горожане, верующие, отказывались от молитвы. А уж верующему человеку бежать с того места, где он пребывает, равносильно неверию. Апостол Павел недаром советует: “каждый оставайся в том звании, в котором призван”(1Кор.7.20)
    Что делать верующему человеку живущему в многоэтажке, если он знает, что на этом месте он исполняет волю Божью? По мнению отца Игоря, он душегубец, неважно своей души или чужой. Как это все похоже на призывы спасать душу свою подальше от людей, но в своей общине. Стоит ли называть таких призывателей, ведь их так много стало в последнее время? Особенно больно слышать такие речи от священника. Господь призывает священника служить Пресвятой Троице, на том месте, куда его поставят, а не на том, где ему кажется правильным. Именно служить, и раздавать верующим все потребное ко спасению, а не спасать, потому что спасает Господь Сам. Причем, как в городе, в многоэтажках, так и в деревне. Может быть я и ошибаюсь, но, огульно охаивать нашу жизнь, мол государство нас пытается уничтожить, как-то не поворачивается язык. Адаму еще было сказано, что со скорбью будет питаться все дни жизни своей (Быт.3.), а мы что, уже в раю живем? Эти слова и нас касаются. Не знаю как кому, а мне грустно. Неужели действительно надо бежать в глушь, подальше от людей, государства, и там устраивать себе спасение?

    Перейи к записи с этим комментарием
  • Комментирует александр публикацию Что за этим стоит?

    Бог в помощь!

    Перейи к записи с этим комментарием
  • Комментирует публикацию Святой доктор Боткин

    Интересное и неизвестное изображение Евгения Сергеевича. Правильно ли оно атрибутировано? Где находится эта фотография?. Статья прекрасная, но у нас родились вопросы. Ганф Т.И. tganf@yandex.ru

    Перейи к записи с этим комментарием
  • Комментирует Константин публикацию Что за этим стоит?

    Замечательная статья. Жаль, что анонимка…

    Перейи к записи с этим комментарием
    • Комментирует публикацию Что за этим стоит?

      Нет, автор ее – Владимир Григорян, просто не отобразилось на электронной страничке. В “бумажной” газете автор был указан

      Перейи к записи с этим комментарием
  • Комментирует Иван публикацию Что за этим стоит?

    Автора!

    Перейи к записи с этим комментарием
  • Комментирует Ярослав Брадаускас публикацию Что за этим стоит?

    Слава Богу!

    Перейи к записи с этим комментарием
  • Комментирует Александр Бутов публикацию Что за этим стоит?

    В заключение, уважаемый Игорь Владимирович, посмотрите, пожалуйста, и пусть все Ваши коллеги посмотрят, вот это последнее интервью (17,5 минут) Павла Алексеевича (9 сентября 2016 г.) – https://ok.ru/kontseptsi/topic/65840650458583.
    И вся “мозаика” сложится правильно.
    Божией помощи всем вам!

    Перейи к записи с этим комментарием
  • Комментирует Елена. публикацию Дорога жизни

    Спасибо за рассказ. И очень приятно упоминание Лидии Васильевны Лебедевой.мы жили с ней в одном доме. Это был удивительный человек.А Галине Пансофьевне здоровья.

    Перейи к записи с этим комментарием
  • Комментирует Михаил Сизов публикацию Печорский водораздел. 6.

    Дорогой брат Андрей, об этом я пишу так: “Местечко я себе присмотрел у стенки, к которой прислонён гроб. Хорошо там было молиться… После литургии два иеромонаха ушли, ни слова нам не сказав. Видно, общаться с «внешними» благословлено только отцу Виталию”. Вот и молились “у стенки”, а в Литургии не участвовали. Все-таки мы долго были в лесу, зайти в храм и помолиться на иконы было в радость.

    Там, в скиту, живые люди, с одним из них удалось пообщаться. Я его воспринял как брата во Христе. Хотя раскол их, конечно, не принял, о чем и написал: “В речи о. Виталия заметил я противоречие: говорит, что сплачиваться надо перед грядущим Апокалипсисом, а сам у «витальевцев» пребывает, которые не поддержали соединение РПЦ и РПЦЗ”. Не стоит уподобляться раскольникам, наше сердце все же должно быть открыто отделившимся.

    Перейи к записи с этим комментарием
    • Комментирует Андрей публикацию Печорский водораздел. 6.

      Здравствуйте Михаил. Спасибо за ответ.
      Просто я запутался. С одной стороны молитва с раскольниками осуждаема. С другой стороны в православной газете читаю обратное. Вот и возник вопрос где правда. Я уже писал, что воцерковился недавно. Потому и написал, чтобы хоть не много разобраться.

      Перейи к записи с этим комментарием
      • Комментирует Михаил Сизов публикацию Печорский водораздел. 6.

        Здравствуйте, Андрей! Извините за резкость ответа – мне показалось, что раз Вы новоначальный, то вопрос, можно ли молиться с раскольниками, на самом деле для Вас не столь важный. Если только не попадете в такую же ситуацию – в тайге один храм, в нем раскольники, и больше пойти помолиться некуда в воскресный день. Честно скажу Вам, что не считаю себя знатоком богословия, простой мирянин. Поэтому и молился там на всякий случай “у стеночки”, не участвуя в общей молитве с монахами, которые в Литургии не поминают моего Патриарха. Протоиерей Пётр Перекрестов, живший за рубежом и с которым мы переписывались, говорил о молитве с инославными:

        “Некоторые считают, что запрет на совместную молитву относится только к богослужению, а в начале какого-то общего собрания помолиться можно. Я так не думаю. «Литургия» с древнегреческого переводится как «общее дело». Молитва на литургии — не частная молитва каждого прихожанина, это молитва общая, когда все молятся едиными устами, единым сердцем и единой верой. И для православного любая общая молитва имеет какой-то литургический смысл. Иначе в ней нет силы. Как можно молиться с человеком, если он не почитает Божию Матерь и святых?”

        Но это инославные. РПЦЗ (В) все-таки не еретики, хотя причащаться у них нельзя.

        Перейи к записи с этим комментарием
  • Комментирует manana tuaeva публикацию По обету

    masha, kak vsegda, tak priiatno chitath vashi rasskazi! spasibo!

    Перейи к записи с этим комментарием
  • Комментирует Светлана Терехова публикацию По обету

    Мария!Благодарю за ваше рассказы.Жду новых встреч с Вашим творчеством!Спаси Вас Господи!

    Перейи к записи с этим комментарием
  • Комментирует Надежда публикацию «Налей-ка, Митрич, неблагословлённой»

    Замечательный рассказ, спасибо!

    Перейи к записи с этим комментарием
  • Комментирует публикацию Окно для Бога

    Это ропот…

    Перейи к записи с этим комментарием
    • Комментирует Ярослав Брадаускас публикацию Окно для Бога

      Не суди. Такой вот батюшка,и всё тут. Переживает за нас.

      Перейи к записи с этим комментарием
  • Комментирует протоиерей Борис Прокофьев публикацию Окно для Бога

    Отче Игнатие, дай тебе Господь благодать различать помыслы, возникающие в твоем уме; и умение бороться с теми помыслами, которые всеваются врагом спасения. Помогай Господь!

    Перейи к записи с этим комментарием
  • Комментирует Natalia публикацию По обету

    Mariam,mikvarxar!!!Didi madloba!!!

    Перейи к записи с этим комментарием
  • Комментирует Светлана публикацию По обету

    Дивны дела Твои Господи!радостно на сердце,когда читаю все истории,Господь близ!спасибо Маша!укрепляют веру твои непридуманныетистории!

    Перейи к записи с этим комментарием
  • Комментирует Об опасности прелести публикацию Уроки

    Опасность прелести
    Не только люди, предающиеся порокам и страстям, находятся в вражиих сетях, являются врага нашего спасения пособниками, но и те, которые поставляют себе задачею жить благочестиво, не оставляются в покое тем же врагом; он и этих христиан старается завлечь в свои сети, но уже на почве их благочестия, — именно вовлекает в так называемую прелесть. Прелесть — это извращенное, неправильное внутреннее наше настроение, якобы высокое, духовное, но на самом деле фальшивое, обманчивое, поддельное, показное, — это то внутреннее наше состояние сердца, о котором святой апостол Павел говорит, что можно иметь только образ благочестия и быть лишенным силы его.
    Уже каждый человек при своей немощной, греховной природе бывает в большей или меньшей степени подвержен этой прелести. Ты подумал, что хорошо сказал, хорошо сделал, — вот уже и прелесть. Размечтался о своих дарованиях, способностях — опять прелесть. Принял похвалу, усладился ею — и это прелесть. Святые отцы различают при этом два рода духовной прелести в ее крайнем развитии. Первый вид — это когда человек начинает воображать, что он видит Господа, Божию Матерь, Ангелов, духов и считает себя достойным таких видений. Второй род прелести — это когда человек возомнит о себе, что он высокой духовной жизни, что он необычайный постник, прозорливец, чудотворец, что он способен нести большие подвиги, что он призван учить и руководить людьми. Этот род прелести называется мнением, потому что в этом случае человек мнит о себе.

    Всякий род духовной прелести есть, однако же, пагубнейшее состояние нашего духа. Оно основывается на духовной гордости человека, то есть на том самом грехе, коим пал и первый ангел. Вот почему вовлекать в духовную гордость сатана так стремится и всех рабов Божиих. Духовная гордость — его грех. Возгордившись, сатана удален был от Господа и низвержен в преисподнюю. То же падение ожидает и всех нас, если мы будем вовлечены, чего не дай Бог, в духовную прелесть. Жизненный опыт и писания духовных отцов указывают массу тому примеров; при этом тех, которые вовлекаются в прелесть видения духов, обыкновенно ожидает постыдное посрамление, а вторых, возмечтавших о себе, — нравственное падение и часто даже самоубийство.

    Приведем пример того и другого случая. В одной келий молился инок, и вот, ему начинает казаться, что с иконы выходит ангел и говорит ему: если ты хочешь быть бесстрастным, выжги огнем с лампады свои глаза, чтобы тебе не видеть уже суеты мира сего. И прельщенный инок делает это: выжигает сначала один глаз; тогда голос повторяется и велит ему выжечь второй глаз; но тут инок приходит в чувство: в нем пробуждается мысль, что он, как грешный, немощной человек, и без глаз может быть борим грехом, если не поможет ему Господь. И как только инок так смиренно о себе подумал, прелесть о своем совершенстве быстро у него рассеялась, а вместе с этим исчезло видение, и он услышал только как бы вдали громкий смех и обонял необыкновенный смрад.

    А случаев нравственного падения и самоубийств от прелести духовной, когда человек возомнит о себе, необычайное множество. Есть сектанты, так называемые хлысты и т.п., которые впадают именно в эту бесовскую прелесть и — знаете ли, чем дело их иногда оканчивается? — нравственным падением, развратом. Например, у хлыстов так называемые радения, как доказано, оканчиваются нередко повальным грехом. Или вот пример. Одна женщина говорила нам: «В настоящее время я нахожусь в сильной плотской брани, которая началась у меня после моего падения, тогда как до падения я была религиозна, часто посещала храм, исповедовалась и причащалась». — «А скажите: до падения, когда вы были религиозны, не мечтали ли вы о себе?» — «Да, было. Я по ночам, бывало, долго молилась и воображала себе: какая я счастливая — молюсь и не имею греха, тогда как, быть может, в эту самую ночь сколько совершается разврата, и мыслию о своей чистоте я услаждалась». — «Так вот и причина вашего падения: это — духовная гордость, или так называемая прелесть».

    В одной пустыни жил схимонах, который отличался строгим образом жизни и был среди братии за это уважаем. Однажды он явился к настоятелю и объявил ему, что он был восхищен в рай, но, к сожалению, там увидел только себя и никого из братии. Настоятель по своей простоте не обратил внимания на то, что с этим иноком началась духовная прелесть, созвал братию и, передавая им видение схимонаха, убеждал их жить добродетельно, чтобы не лишиться рая. Но что потом случилось со схимонахом, вообразившим одного себя только достойным рая и никого из братии? Через несколько времени его нашли удавившимся в своей келий. Дело в том, что подвергшийся духовной прелести, будучи лишен благодати Божией, временами начинает испытывать страшное уныние, тоску, отчаяние, которое и увлекает прельщенных к самоубийству, а то и враг рода человеческого наталкивает на это самоубийство. Например, одному прельщенному отшельнику вообразилось, что ему хорошо себя распять на кресте, по примеру Христа Спасителя; другому показалось, что на нем могут осуществиться слова Святого Писания: яко Ангелом Своим заповесть о тебе… На руках возмут тя (Пс. 90:11-12), и вот он однажды, доказывая правоту своих религиозных убеждений, бросается из окна, заявляя, что он останется при падении невредим, но к несчастию разбивается.

    Да, желающим проходить духовную жизнь крайне нужно остерегаться прелести. Следует при этом помнить, что прелесть начинается часто незаметно для тебя самого. Не дай Бог возомнить о себе что-либо высокое, что ты, например, выделяешься от других, что на твои подвиги удивляются, что ты влияешь на людей и т.п. Поддаться этому чувству — это значит открыть дверь для прелести, которая потом пойдет быстро развиваться, и вот, ты скоро вообразишь, что тебя уже окружает сияние, что ты изгоняешь бесов, и выйдет, таким образом, что ты возведешь сам себя в особенного человека, посланника Божия, духоносца, чудотворца и т.п. Чтобы избежать этой духовной прелести, надо твердо помнить, что только покаянное чувство, смирение, соединенное со страхом Божиим, создает в нас здоровое, духовное настроение, спасает нас.

    Правда, нелегко достигается такое настроение. Мы иной раз желаем сокрушаться, смиряться, а нас борет самомнение. Пусть борет, а мы все-таки будем усиленно искать покаяния и смирения, будем молиться, укорять себя, плакать, что у нас нет покаяния. Помни всегда, что только потом и трудами можно достигнуть смиренного чувства. И пока мы не проломим стены гордости, самомнения, нет нам спасения. Будем так воспитывать свое сердце, чтобы все наши подвиги казались нам ничтожными и что они нужны для изглаждения нашей неимоверной душевной скверны. Тогда мы не будем замечать их и ими услаждаться, а станем считать их малыми и ничего не значащими.

    Держи также в сердце своем такое чувство: все доброе, тобою совершаемое, ты делаешь не потому, чтобы заслужить венец у Господа, стать у него на первом плане, ибо у тебя тогда будет всегда опасность вообразить, что ты, кажется, уже достаточно потрудился и заслужил награды, но должен трудиться, чтобы не огорчить Господа, твоего Благодетеля, должен трудиться для спасения души. И знай: если мы имеем такое настроение, то у нас вырабатывается сильная чувствительность к своим грехам, так что всякое греховное пятнышко нам будет казаться уже тяжелым и глубоко огорчающим Господа делом. А так как ты никогда не будешь в состоянии избавиться от этих греховных пятнышек — греховных помыслов и чувств, то у тебя сама собой будет развиваться и укрепляться надежда только на Господа, могущего всю твою скверну очистить, себя же ты будешь представлять неключимым рабом, слабым и немощным.

    Об авторе: Арсений (Жадановский Александр Иванович; родился 6.03.1874, слобода Писаревка Волчанского у. Харьковской губ. — расстрелян 27.09.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), епископ Серпуховской, викарий Московской епархии.

    Перейи к записи с этим комментарием
  • Комментирует Слово о пьянстве публикацию Кто живёт реальной жизнью?

    Слово о пьянстве.
    Святитель Димитрий Ростовский.
    «Не винно вино, но проклято пьянство» (Прит. ХХ. 1), от которого сколь великий вред бывает, об этом нет нужды говорить. Ибо это может каждый увидеть из повседневного опыта, и в церковных книгах везде находится много написанного о вреде пьянства.

    Однако и мы о том же здесь нечто вспомянем. Славный среди древних эллинов философ Анахарсис говорил, что лоза виноградная родит три грозди: во-первых, гроздь услаждения, во-вторых, упоения, и в-третьих, гроздь печали.

    Сие философ изъяснял в том смысле, что питое вино в незначительном количестве является услаждением и полезно человеку, ибо утоляет жажду, подает цельбу стомахе и веселит сердце, тогда как питье в большом количестве делает человека пьяным, порождает многочисленные свары, разжигает ярость и поднимает на брань и бой, за чем следует немалая печаль. Мы же, если пожелаем подробно рассмотреть силу пьянства и если пьянство назовем виноградом, то найдем родящиеся от пьянства гроздья нравов, приносящих человеку не пользу, но вред и печаль, и найдем не три, но больше, а именно — десять.

    Пусть будет пьянство названо виноградом, но виноградом не благоплодовитым, а разве тем, о котором пророк Моисей во Второзаконии пишет: «От виноградов содомских виноград их, и лоза их от Гоморры, гроздь их гроздь желчи, гроздь горести их; ярость змиев вино их, и ярость аспидов неисцельна» (Втор. XXXII. 32-33). Поистине, пьянство есть содомогоморрский виноград и не иные гроздья, как только гроздья желчи, горести, исполненные змеиного и аспидного яда и рождающие ярость, ибо каков сад, таковы и плоды бывают! (Лук. VI. 45)

    Первая гроздь желчного пьянственного винограда заключается в помрачении ума, изменения разума и погубления памяти, ибо сила пьянственная, восходя от наполненного вином желудка к голове, потемняет мозг и смущает ум. Поэтому бывает часто то, что многие в своем пьянстве не помнят о себе и не знают, что делают и что говорят, как безумные; если же с ними приключится какое-нибудь бедствие или бесчестье, или раны, то они наутро не помнят. На таковых исполняются слова, написанные в Притчах: «Биша мя, и не поболех, и поругашамися, аз же не разумех» (Прит. XXIII. 35).

    Другая гроздь есть бесстыдство, ибо пьяный никого не стыдится, но, погубив стыд, произносит слова скверные, хульные, бесстыдные, нелепые, скаредные и недостойные целомудренного слуха, и бывают его уста как бы некоей пустой хлевиной, исполненной смрадного гноя, а язык уподобляется лопате, которой выкидывается гной. Сердце же такого человека чем иным может быть, разве только сокровенным местом многих зол, откуда не может происходить добро, но лишь одно зло, как говорится в Евангелии; «Человек злой от злого сокровища сердца своего износит злое, от избытка бо сердца глаголят уста его» (Лук. VI. 45).

    Третья гроздь пьянственного винограда есть несоблюдение тайны, ибо все то, что трезвый глубоко в сердце своем скрывает, погребши молчанием, будут ли это свои или вверенные ему кем-либо другим тайны, все это пьяный делает известным для всех. Кроме того, и все, что было совершено давно и предано забвению, он вспоминает и как мертвеца воскрешает. Такой подобен бочке, полной нового питья, в которой при шумящем и изливающемся питье дрожжи не удерживаются на дне, но поднимаются наверх и, гонимые из бочки внутренней теплотой, вытекают вон. Подобно сему и в пьяном человеке сила опьянения возмущает сердечные тайны и гонит их вон. Он устами своими открывает тайны подобно тому, как дрожжи поднимаются со дна бочки, и что обычно бывает, как пища из желудка, исполненного пьянством, выбрасываются и тайны блеванием. В пьяном обе эти, то есть и пища и тайны, превращаются в блевотину.

    Четвертая гроздь пьянственного содомогоморрского винограда есть распаление похоти на плотское смешение. Посему-то апостол и увещевает: «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд» (Ефес. V. 18), а святой Василий Великий говорит: «Несомненно от вина, как от некоего источника, проистекает безудержная похоть, которая много превосходит даже неистовство всех бессловесных по отношению к женскому полу; ибо бессловесные животные не переходят границ естественного, а упивающиеся вином в мужчинах ищут женского пола и в женщинах — мужского пола.»

    Пятая гроздь, исполненная змеиного и аспидного яда, есть ярость, гнев, вражда, ссоры, драки и кровопролития. Пророк Осия говорит: «Начаша князи яритися от вина, не токмо же князи, но и простолюдины, исполнившиеся вина, возстают друг на друга яростию» (Осии VII. 5). Посему-то и Приточник выражает порицание: «Кому люте? Кому молва? Кому суды. Кому туга и понос? Кому сокрушение вотще? Кому сини очи? Не пребывающем ли в вине и не надзирающим ли, где когда пирове бывают?» (Притч. XXIII. 29, 30) . И Сирах увещевает: «В вине не мужайся, многих бо погуби вино: пещь искушает железо, вином же искушается сердце в сваре гордых» (Сирах. XXXI. 29,30). И еще тот же говорит: «Горесть душам вино много пиваемо, с гневом и клеветою умножит ярость безумного» (Сирах. XXXI. 34,35).

    Шестая желчная гроздь пьянственного винограда есть повреждение здоровья, ослабление телесных сил, дрожание рук, боль головы, изменение глаз, бедствования желудка, стоны, недуги, преждевременная старость, уменьшение лет жизни и ранняя кончина.

    Седьмая гроздь — растрата имущества, погубление богатств и отсутствие прибылей. «Делатель бо пиянивый, — говорит Сирах, — не будет богат» (Сирах.XIX, 7). О, как много таких, которые от великого богатства пришли к крайней нищете! Примером сего может быть блудный сын.

    Восьмая несладкая гроздь — лишение спасения, ибо пьянство губит подобно вещественным имениям и духовные богатства. Оно осмеливается на все грехи, ибо тот грех, которого трезвый человек гнушается, боится или стыдится, тот грех он в пьяном виде совершить не стыдится, не боится и не гнушается. В Патерике есть повесть о некоем египетском пустынножителе, которому бес обещал, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, только бы он совершил один какой-либо грех из трех. Он предложил следующие три греха: убийство, блуд и пьянство. Соверши, говорил он, какой-либо один из них: или человека убей, или соблуди, или один раз упейся, и дальше ты пребудешь в мире, и после этого я не буду уже искушать тебя никакими искушениями. Пустынник же тот подумал про себя так: человека убить страшно, ибо это есть и само по себе большое зло, и заслуживает смертной казни как по Божьему суду, так и по гражданскому. Совершить блуд, стыд, погубить хранимую до того чистоту тела — жаль, и гнусно оскверниться не познавшему еще этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном.

    Итак, пойду я, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне. И вот, взявши свое рукоделие, он пошел в город и, продав его, вошел в корчму, и упился. По действию сатанинскому случилось ему беседовать с некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщен, он пал с ней. Когда он совершал с ней грех, пришел муж той женщины и, застав грешащего с женой, начал его бить; а он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолевши его, убил. Таким образом тот пустынник совершил все три греха: блуд и убийство, начав с пьянства. Каких грехов он трезвый боялся и гнушался, те он смело совершил пьяный и через это погубил многолетние свои труды. Разве только потом истинным покаянием он смог снова найти их, ибо милосердием Божиим человеку, истинно кающемуся, возвращаются его прежние заслуги, которые он погубил грехопадением. Вот как пьянство толкает на все грехи и лишает спасения, погубляя добродетели. Об этом ясно говорит святой Златоуст: «Пьянство, если в ком найдет и целомудрие, и стыд, и разум, и кротость, и смиренномудрие, все повергает в бездну законопреступления». Не лишится ли спасения своего и не будет ли отрешен от наследия небесного тот человек, который через пьянство лишился всех своих добродетелей? Истину говорит апостол: «Пьяницы царствия Божия не наследят» (1 Кор.VI. 10).

    Девятая желчная гроздь — гнев Божий, ибо пьянствующий, преступая заповеди Божие, подвигает на гнев Бога своими грехами. Посему пророк Исайя восклицает: «Горе восстающим заутра, гонящим сикера, пиющим до вечера: вино бо пожжет я. С гуслями и прегудицами, и тимпаны, и свирельми вино пиют, а дел Божиих не ведят» (Исаии V. 11,12) К таким и пророк Иеремия говорит: «Пийте и упийтеся, и изблюйте, и падите, и не возстаните от лица меча его же Аз послю среди вас» (Иеремии XXV. 27).

    Десятая и самая горькая гроздь пьянственного винограда есть несомненная погибель души, ибо иные грешники, когда приблизятся к часу смерти своей, могут каяться и сожалеть о грехах, имея трезвый ум; пьяный же как может, умирая покаяться, если он не помнит себя и не знает, что приблизилась к нему неожиданная кончина? Умирающему же без покаяния неизбежна геенна. Вот каковы грозди того содомогоморрского винограда, то есть пьянства, вкус которых хотя в начале и кажется сладким, но после превращается в желчную горечь и в яд змеиный и аспидный.

    Все это сказано не для похуления вина, но для укорения пьянства, ибо вино создано Богом на радость и здоровье людям, а не для пьянства и вреда.

    Послушаем, что говорит святой Златоуст: «Вино дано для того, чтобы мы веселились, а не безобразничали, чтобы смеялись, а не были осмеяны, чтобы мы здравствовали, а не болели, чтобы исправили слабость тела, а не уничтожали душевную крепость». Еще он же в другом месте говорит: «Пьянство не от вина, но от безмерного употребления: вино нам дано не для иного чего, как только для телесного здоровья, но сему препятствует безмерное его употребление». Из этих слов учителя видно, что не вино виновато, но невоздержание пьющих без меры. Тот же святой считает пьяниц за их безмерное пьянство бесчестнее псов, ослов и прочих бессловесных животных, ибо всякое животное не ест и не пьет больше, чем нужно, и никто не может принудить его, чтобы оно ело или пило больше, чем желает его природа. Пьянствующий же человек и без принуждения все больше и больше наполняет чрево свое, так что даже сам себе вредит.

    Перейи к записи с этим комментарием