Уроки русского

Sizov14 марта, за несколько часов до своего 78-летия, умер Валентин Распутин. Жил он скромно в своей Сибири, в телевизоре не мелькал – его вообще почти не показывали. А провожала вся страна. В Храм Христа Спасителя проститься с ним пришли тысячи людей, в том числе Президент России, отпевал же сам Святейший Патриарх. Единороссы, коммунисты, либералы, славянофилы и западники – все сказали доброе слово об ушедшем в многочисленных некрологах. На протяжении десятилетий он был совестью нашего народа. Ведь даже поэт Вознесенский, ну никак не относивший себя к «деревенщикам», написал в 1977 году:

Мы всё забудем, всё с тобой забудем,
Когда с аэродрома улетим
Из города, где ресторан «Распутин»,
В край, где живёт Распутин Валентин.

Все знали, что где-то в Сибири есть Распутин, а значит, всё нормально, Россия остаётся сама собой.

Для моего поколения, вышедшего из 80-х годов, Валентин Григорьевич вместе с Залыгиным, редактором «Нового мира», был «морально-руководящим тандемом» (слова православного эколога С. А. Шатохина) в движении против поворота северных рек на юг. Студентами журфака собирали мы подписи против гибельного проекта, затем ездили на Алтай фотографировать шурфы под взрывчатку, которой власти намеревались обрушить гору и перегородить реку Катунь. Газета «Вера» ещё не существовала, но та наша экспедиция с Игорем Ивановым стала фактически первой редакционной. Ведь всё, что проявилось потом, уже витало в воздухе. Проект поворота рек, который курировался секретарём ЦК КПСС по сельскому хозяйству М. С. Горбачёвым, тогда удалось остановить, но поворот всё же случился – «повернули» всю страну… И Распутину с другими писателями пришлось вновь поднимать голос в защиту основ русского бытия.

Времена, слава Богу, сейчас другие, и слово «патриот» перестало быть бранным. Предлагают даже ввести в школах уроки патриотизма. Общественная палата РФ, которая разрабатывает соответствующую программу, в преамбуле проекта отметила: «Одна из задач программы – грамотно отделить патриотизм от национализма… Патриотизм – очень “нежная” субстанция, сложнее всего держаться золотой середины, чтобы в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране не обидеть тех или иных чувств». Казалось бы, всё верно. Только при чём здесь «середина»? Ты или русский, или не русский. Татарин или не татарин… Если ты в самом деле русский, живёшь историей и духовностью своей нации, то никого и не сможешь обидеть – не по-русски это будет. Так что субстанция эта вовсе не «нежная», а очень даже твёрдая.

Валентин Распутин однозначно был русским патриотом, но, удивительное дело, даже на Украине, где русофобия местами зашкаливает, его уход приняли сочувственно. Украиноязычный поэт Ян Таксюр, киевлянин, написал: «Мне импонировало то, что даже в условиях либерального давления или коммунистически-интернационального давления этот человек был тем, через кого русский народ говорил с этим миром… Поскольку душа у него была христианской и поскольку русская литература всегда была христианской, то его лучшие вещи были христианскими». А харьковский поэт Станислав Минаков признался: «Из меня, городского человека, проза “деревенщиков”, прежде всего проза Распутина, сделала русского человека».

Когда я ещё собирался писать эту заметку, то сразу придумал заголовок – «Уроки русского». А потом увидел и на ТВ сюжет с таким заголовком, и в Интернете они встречаются. Аналогия с «Уроками французского» просится сама собой. В этом коротком рассказе Распутина раскрылся замечательный русский образ – твёрдая самостоятельность ученика и евангельская любовь учителя.

А жизнь идёт своим чередом. На днях произошёл один случай в Ярославской области – словно продолжение повести Распутина «Деньги для Марии». Очень тронуло меня произошедшее, поскольку в тех местах бывал. Однажды шёл пешком по Ярославскому шоссе, встречая в пути разных людей – даже с албанцами столкнулся, которые пытались фальшивое золото продать, – и родилась такая мысль. По России проходит гигантский шлях, по нему туда-сюда шныряют проходимцы, но справа и слева по обочинам, в тихих городках и весях, стоит Россия. Недвижимо.

В одном таком селении – п. Красное близ Ярославля – живёт 85-летний архимандрит Феогност (Васенин). К его Вознесенскому храму подъехала машина, гость представился сотрудником МЧС: мол, надо пожарную сигнализацию установить. Батюшка даже на номер машины не стал смотреть, с какого она региона. Привёл гостя к дому, дал семь тысяч рублей из своих личных сбережений. Тот ворвался в дом, связал священника, нанёс несколько ударов и стал искать «богатства». Нашёл ещё десять тысяч, больше у батюшки не оказалось.

После отъезда преступника священник с трудом добрался до соседнего дома, где живёт его прихожанин Димитрий. Лицо было в крови, голова пробита, руки перевязаны проводом от чайника. На «скорой» его увезли в больницу. И Димитрий рассказывает о реакции русского батюшки: «Я, говорит, даже не обижаюсь, сколько раз обворовывали. Стреляли в него, и всё время он ни заявлений не писал, ничего. Я, говорит, простил, и Бог простит».

Этот евангельский дух и есть основа русскости. «В грязном мире, который представляет из себя сегодня Россия, сохранить в чистоте и святости нашу веру чрезвычайно трудно, – говорил писатель Валентин Распутин. – Нет такого монастыря, нет такого заповедника, где бы можно было отгородиться от “мира”. Но у русского человека не остаётся больше другой опоры, возле которой он мог бы укрепиться духом и очиститься от скверны, кроме православия. Всё остальное у него отняли или он промотал. Не дай Бог сдать это последнее!»

И ещё он говорил, как бы оставляя завещание нам: «Нельзя представить Родину без Троице-Сергиевой лавры, Оптиной пустыни, Валаама, без поля Куликова и Бородинского поля, без многочисленных полей Великой Отечественной… Родина больше нас. Сильней нас. Добрей нас. Сегодня её судьба вручена нам – будем же её достойны».


Оглавление выпуска     Следующая публикация →

Добавить комментарий