Вертоград

ЖИВОЙ КЛАДЕЗЬ

В ПРЕДДВЕРИИ ВЕЛИКОГО ПОСТА

– Что даёт Великий пост? Ведь говорится, что не то, что входит в уста, оскверняет человека…

– Я чувствую некоторыми фибрами своей души, что в это время в мире многое меняется. Худо-бедно, но многие люди становятся на колени перед Богом и говорят: «Слава Тебе, а меня прости!» В это время чувствуешь, что не всё пропало, не всё потеряно. Человеку пост даёт надежду. Пост определяет цель: впереди Пасха, впереди Христос воскрес и ожидает тебя, и гроб Его пуст. Пост даёт смысл жизни, заостряет многие вещи, отсекает лишнее, «сбивает бантики», оставляет самое важное. Это первое.

Чисто по жизни, так сказать, по-простому: пост даёт вкус к жизни. Когда ты от себя отнял что-то, это как «купи козу, а потом продай козу». Сначала жизнь превратится в ад с покупкой козы, а потом, после продажи, превратится в рай. И всё будет действительно хорошо. Вот не пей с утра до вечера, а потом возьми и вечером выпей два стакана минеральной воды, и она окажется очень вкусной. Это будет настоящее удовольствие. Если постящиеся люди воздерживаются в супружеских отношениях, это скрепляет семью, порождает взаимную тягу, жажду, любовь настоящую. Переводит её в другой план. Итак, пост даёт надежду, смысл, потом – вкус к жизни. Просто к жизни, к погоде, к свежему воздуху, к лёгкому ощущению себя.

Пост помогает меняться. По крайней мере, даёт надежду на перемены. Многие говорят: «Принимайте меня таким, как я есть». Но это ложь! Человек не должен быть таким, каков он есть. Он должен быть лучше. Пост даёт человеку возможность стать лучше, если он этого хочет. Это третье.

Четвёртое. Пост даёт живое ощущение, что не я один. Человека должно несказанно радовать, что в это же время во всём мире – в Греции, Америке и в других частях света – есть довольно много людей, которые тоже постятся, как я сейчас. Многие строго постятся потому, что сильно любят Господа. Я не один такой, нас много. А потом мы все вместе будем праздновать Пасху.

Господь Иисус Христос говорит, что на беса нет другого оружия, кроме поста и молитвы. Мир и так беснуется, потому что не молится и не постится. Но ещё кто-то молится и кто-то постится, поэтому не весь мир беснуется. Если же мы совсем молиться и поститься перестанем, то жизнь станет просто бесноватой и лицо поколения станет собачьим.

– Существует точка зрения, что пост для человека, который проходит его на совесть, должен быть тяжёлым духовно. Это так?

– Хотя мы каждый раз пытаемся ужесточить себе пост, но каждый раз выходим из поста с чувством, что мы его ещё не начали. Когда мы постимся, у нас поднимается со дна сердца всякая муть. Всё, что спит на дне сердца, поднимается, актуализируется, и, вместо того чтобы ты наслаждался запахом фиалок в райском саду, ты видишь перед собой свои собственные гадости. Если этого нет, то поста тоже нет. Кто этого не видел, кто этого не знает, тоже ещё не постился. Вообще, чувство неудачи – это вечное чувство христианина. И, как говорил Тихон Задонский, путь христианина в рай – это не путь от триумфа к триумфу, а путь от поражения к поражению. И именно так человек идёт в рай. В фильме «Семь самураев» Акиры Курасавы самый искусный самурай говорит: у меня есть большой опыт проигранных сражений. Хороший христианин может эти самурайские слова повторить.

– Как понять, что ты постился не зря?

– С одной стороны, мы сами себе не судьи. И мы не знаем себя до конца. Бывает так, что семя растёт, и прозябает, и плод даёт, а мы не знаем этого, пока оно не пробьётся наверх. Жизнь зерна под землёй не видна глазу. Но, с другой стороны, мы сознательно, намеренно вступаем в пост, чтобы побороть злые привычки, чтобы принести Богу покаянные слёзы. Вот слёзы – это явный признак, критерий; если были слёзы о грехах, значит, был пост, значит, пост был не даром. Это один из критериев. Есть и другие. Например, примирение с обидчиками. Как пишется у апостола Павла: «Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас». Если мы начали разговор с теми, кого мы не принимали до поста, если было таинство примирения хотя бы с одним из ближних, это тоже ощутимый плод поста. В конечном итоге плод духовный есть радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

– Как следует детям проходить Великий пост?

– Детей нужно постить в вещах информационных, в первую очередь. Телевизор убрать на какие-то главные моменты: первая неделя, Страстная неделя, Крестопоклонная неделя. Его занавесить траурной тафтой, как Онегин занавесил полку с книжками: «И полку с пыльной их семьёй задёрнул траурной тафтой». Нечего там смотреть. Даже то, что кажется хорошим и безвредным, как правило, ворует у человека время, силы и энергию. Детям это тем более не нужно.

Когда уберём ребёнка от гаджетов, тогда появится некое свободное время для того, чтобы сесть с ним и пообщаться или почитать что-либо вместе. Попытайтесь в посту общаться с детьми, гулять. Если вы дадите им, скажем, творог или сметану, молоко или сыр на бутерброд, в этом нет ничего страшного, как по мне. Если же в посту вы высвободите время для общения с ними, если вы удалите от них лишнюю информацию, это будет очень хорошо.

Ещё мне кажется, что по части лакомств и излишеств можно поститься смело. Молоко нужно детям, творог тоже, сыр нужен и нужен белый хлеб. А вот мороженое не нужно и шоколад не нужен. Нанесите, пожалуйста, «чувствительный удар» по кондитерской промышленности своим кошельком.

Если вы ещё к этому добавите посещение храма Божьего вместе или какое-то краткое чтение молитв утром или вечером, считайте, что вы умничка.

Общаться с ними надо, общаться! Но не подвижничать с детьми. Подвижничество и взрослым не всем даётся. В храм ходить, от телевизора отойти, сладкого есть меньше, с родителями общаться, читать хорошие книги. Верните книгу человеку! Это будет великое дело, и этого хватит вполне.

– Что такое «истинное покаяние»?

– Покаяние – вовсе не оглашение своих гадостей и не размышление про себя и вслух о своих недостатках. И не многое другое из того, что ошибочно приписывают настоящему покаянию. В своих богослужениях Церковь называет покаяние «радостотворным». Как, например, в службе Почаевской иконе Божией Матери есть слова: «О грехах своих восплачемся, о милосердии же Божием возрадуемся». Покаяние истинное рождает радость: радость о прощении грехов, о том, что тебе дана вновь надежда. И перевёрнута страница, и Бог забыл твои неправды, и жизнь продолжается… Этого светлого отношения к покаянию или вовсе нет, или почти нет. Его ошибочно смешали с каким-то духовным изуверством, самобичеванием. Католики логически пошли дальше и дошли до самоистязания. А православные, не делая крайних шагов, стали на полпути и покаяние смешали с самоуничижением, тоской, печалью и со многими вещами, никак не касающимися Бога.

Великий пост требует от всех нас целостности, то есть собирания воедино всех составных частей нашего естества: ума, воли, чувств. И тот, кто не ест с понедельника до пятницы, и тот, кто просто бросил курить, и тот, кто отказался есть конфеты («необходимые» для жизни), – все они подвижники. Настоящий подвиг – это сдвигание себя самого с мёртвой точки, это умение и желание разбудить свою мёртвость и сделать шаг навстречу тому Отцу, Который Сам бежит навстречу блудному сыну.

Конечно, не еда делает постника постником. Святые умели есть на людях мясо так, как будто это была морковь. Фундаментом поста является смирение. Смешивать кающегося с тоскующим, или унылым, или просто меланхоликом – это хрестоматийная, однако чудовищная ошибка. Пусть вспомнит каждый кающийся слова Христовы о посте: помажь главу, лицо умой, то есть явись не людям постящимся, как лицемеры, а Богу, видящему тайное. Кающийся радостен, как ни странно. И Честертон говорил, что доброго человека узнать нетрудно: у него улыбка на лице и боль в сердце.

На вопросы отвечал протоиерей Андрей ТКАЧЁВ


ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ МАСЛЕНИЦЫ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ

Иллюстрация с картины В. Б. Котлярова «Масленица. Проводы зимы»

Иллюстрация с картины В. Б. Котлярова
«Масленица. Проводы зимы»

Учёные давно подметили двойственность масленицы – она отмечает рубеж между двумя сезонами: «зимой» и «летом», делит год пополам. На смену старому, изжившему себя, миру должен прийти новый, полный сил и энергии. Главным символом всего «старого» в русской традиции выступает масленичный костёр – для его сооружения используется хлам, старые негодные вещи, одежда, отжившая свой век утварь и солома. «У нас в деревне собрали с каждого дома дров на костёр. В средину складывали колёса – худые колёса, вот от машин. Теперь-то эти жгут, а раньше старые ломаные колёса, дрова. Солома обязательно. Солома горит, и она розлетается. И ребятишкам говорят: “Всё, масленица кончилась. Смотрите, как лепёшечки полетели” (с. Сенная Чухломского района Костромской области).

Одной из ключевых для масленичного времени – поминальная тема. С этой темой связано и основное кушанье, которое издавна является символом масленицы, – блины. Блины, как известно, обязательное блюдо поминальной трапезы. Во многих традициях первый блин, испечённый на масленицу, предназначался умершим родителям: его клали на божницу, относили на кладбище или отдавали нищим.

Помимо блинов, в Новгородской области готовили и другие масленичные кушанья: оладьи («олашки»), ватрушки, «бабахи», «пережeнцы» (печенье удлинённой формы из квашеного теста, жаренное в масле на сковороде), сочни, «колюбaки», «преснyхи», пироги; каши – кутью, гyщу. К масленице могли варить пиво, кисели, курили вино, готовили яичницы. В качестве обрядовых блюд готовились и молочные – творог и сыр.

В масленичный период существенное значение имеет регламентация всех типов человеческих отношений: социальных, возрастных и генеалогических. Чествование молодожёнов – обязательный атрибут северно-русской масленицы – имело целью принять только что женившиеся пары в свою общину, в круг женатых людей. С этой целью им устраивали смотрины, ставили к столбам, заставляя целоваться, зарывали в снег, катали по деревне.

На масленичной неделе молодые обязательно навещали тёщу. Гостевание родных – один из важнейших сюжетов масленичных обрядов и песен, бытующих на Севере. Поскольку невступление в брак могло нарушить мировое равновесие, холостую молодёжь на масленицу ожидало символическое наказание – «колодка», хуление, а в Палкинском районе Псковской области девушкам, которые не вышли замуж, и неженившимся парням говорили: «Будим вам жеч!»

В масленичных ритуалах осуществлялся переход в хозяйственной деятельности человека. Например, на смену прядению – основному занятию осенне-зимнего сезона – приходило ткачество, которое занимало весь досуг крестьянки в великопостное время.

В масленичных ритуалах мы найдём множество реминисценций святочной обрядности: тот же круг ряженых персонажей (старик, старуха, деды, звери, цыгане), мотивы похорон (ряженые «покойником» на святки, игры в «покойника», цитирование похорон в обряде проводов Масленицы), строго регламентированное девиантное поведение (кража саней для катания и старой утвари, подпирание дверей, затаскивание саней на крыши, бесчинства ряженых, вплоть до ругательств, скабрёзностей в адрес Масленицы, использование обсценной лексики, нарочито шумное поведение, бросание в снег). Перечисленные атрибуты и действия связывают святки и масленицу в один узел: проводы «старого» года и вместе с ним – всего негативного, утратившего свой смысл и форму. Костёр и сожжение масленичного чучела позволяет реально и метафорически распроститься со всем «старым», полностью уничтожить символы уходящего года. Масленица замыкает зимний период календаря.

Легко увидеть такую закономерность. В зимнее время, ассоциируемое со смертью, сном, состоянием покоя, в котором находится весь мир, природа и человек, обрядовое пение практически не используется. По окончании полевых работ, осенью и зимой, звуковая деятельность человека либо сводится к минимуму (вплоть до ритуального молчания), либо приобретает камерный, домашний характер. Весенне-летний период повсеместно на территории расселения восточных славян, напротив, насыщен обрядовым пением. Звук постепенно покидает границы дома: сначала осваивает улицу, затем деревню, далее – прилегающие угодья и стремится охватить весь мир; эта тенденция достигает своего апофеоза обрядах на Ивана Купалу. Первой точкой музыкального освоения пространства выступает именно масленичная неделя.

Происходит и буквальное освоение пространства. Если святочные ритуалы в основном совершаются в доме или стремятся объединить пространство деревни, то в масленицу человек выходит на улицу, за деревню, на гору – в места ритуальной встречи с «иным» миром и Богом. Все основные масленичные ритуалы сконцентрированы на открытом пространстве, и в этом состоит главное отличие масленицы от других – принципиально «зимних» – обрядов.

Масленица наполнена движением: это шествия по деревне (проводы-похороны Масленицы), катания на лошадях, обходы дворов, катания с гор, бег (вокруг костра, бег с мазилками по деревне и др.), прыжки, перепрыгивания (через костёр, у костра), пляска (у костра), валяния в снегу, кулачная  борьба, «взятие снежного городка», толкания, вскидывания рук, взмахивания (например, размахивания снопом, чучело Масленицы «кланяется» в окна), качания (качают друг друга, качают молодожёнов), в том числе качания на качелях, подвижные игры (лапта, шелугa, горелки) и др. Все масленичные формы исполняются истово, громко.

В конце недели время и пространство постепенно сжимаются, заметно повышается концентрация ритуальных действий. Неслучайно эти дни именуют «Широкой масленицей». Начиная с четверга масленичной недели основными участниками обрядовых действий выступают дети и молодёжь, что полностью согласуется с идеей весеннего обновления.

По статье С. Подрезовой и Е. Самойловой
(Фольклорно-этнографический центр
Санкт-Петербургской государственной консерватории)


«ВСЁ, ЧТО ОТ ГОСПОДА БЫВАЕТ – К ДОБРУ»

К 200-летию рождения святителя Феофана Затворника
(10 /23/ января 1815 г.)

Желание счастья совсем не лишнее слово. Весь свет бьётся из-за него. Надо только так оговорить: желаю, чтобы не прекращалось чувство счастья; а в чём оно – этого решить, чай, не удалось ещё никому. И те, кои всегда живут в Господе, не всегда счастливы. На земле не было его и не бывать ему. Это Бог даст в другом образе бытия. А здесь без хрену и редьки нельзя…

* * *

Кого ни спроси: «Хочешь в рай, в Царство Небесное?» – духом ответит: «Хочу, хочу». Но скажи ему потом: «Ну, так то-то и то-то делай», – и руки опустились. В рай хочется, а потрудиться ради того не всегда достаёт охоты.

* * *

Чтоб при делах и встречах меньше рассеиваться, первое –  никогда не спешите и не суетитесь, действуя будто впопыхах. Делайте всё не спеша, как кто несёт стакан воды, боясь расплескать его. Второе – ничего не делайте спустя рукава, а всё с опасливостью, как бы кто властный на вас смотрел и готов был тотчас с вас взыскать за всякую оплошность. В самом деле так и есть. Есть всевидящее око Божие, на вас обращённое, есть Ангел Хранитель, всегда вам сопутствующий; и святые Божии видят нас. Третье – ничего не делайте в угоду себе, а всё в помощь и к удовольствию окружающих вас; и будете упражнять самоотвержение и любовь. Чрез это сделаете, что среди житейских дел будете будто на послугах у Бога.

* * *

Бог послал болезнь. Благодарите Господа; потому всё, что от Господа бывает, – к добру. Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления пред Богом, что не поберегли дар здоровья, Им вам данный. А потом всё же сведите к тому, что болезнь от Господа есть, и случайно ничего не бывает. И вслед за сим опять благодарите Господа. Болезнь смиряет, умягчает душу и облегчает её тяжесть обычную от многих забот.

* * *

Если келейное ваше правило вы сами себе определили, то в вашей власти и изменить его всячески. Но если оно дано тем, с кем вы прежде советовались в делах своих, то об изменении сего правила с ним же и говорить надо. Правило не существенная часть молитвы, а есть только внешняя его сторона. Главное дело есть – молитва ума и сердца к Богу, возносимая со славословием, благодарением и прошением… и, наконец, с преданием себя Господу всецело. Когда есть такие движения в сердце, есть там и молитва, а когда нет, и молитв нет, хотя бы вы целые дни простояли на правиле. У вас именно на это и обращено должное внимание. Так продолжайте стараться к сему прийти.

* * *

Не вдруг становитесь на молитву после домашних хлопот, разговоров и беганий, а немного подготовляйтесь к ней, стараясь наперёд собрать мысли свои и направить их к достодолжному предстоянию пред Богом. Возбудите в себе чувство нужды в молитве, и именно в сей час, ибо другого, может быть, и не будет.

* * *

Несправедливостями и напраслинами нечего смущаться. Кто их причиняет, тому судит Бог, а кому их причиняют, тому должно терпеть их благодушно и Бога благодарить. Несправедливости от Бога никакие не происходят, но попускаются они Богом во благо тем, на кого попускаются. Истинно во благо! Это не простая фраза, а настоящее дело. Привожу вам в пример мучеников. Уж как их не тиранили. А Господь что? Он тут же был, видимо являлся им, утешал их, облегчал страдания, но всё же оставлял их в муках – терпеть до конца, чтобы увенчаться полным венцом. Так и всякая неправда и всякая напраслина венец готовит. Но тому, на кого они падают, перетерпеть их надо.

* * *

Чёрный труд полезен особенно тем, что много сбивает спеси. Чернорабочесть в родстве со смиренным о себе мнением, а белоручество – с высокоумием.

* * *

Самое лучшее врачевство для наших немощей – не иметь свободного времени.

* * *

Знаю одного человека, который называет себя сребролюбивым и скупым, хотя не бережёт денег. Когда спросят его, почему он так о себе говорит, он отвечает: «Люблю иметь деньги, и когда просит кто, всегда жаль бывает дать; даёшь, правда, но всегда через “жаль”». Бог судит о человеке, какой он есть внутри, в сердце, а не какой вовне. Так и внимающие себе и Бога боящиеся о себе судят.

* * *

Надобно все вещи, какие бывают у вас на глазах, перетолковывать в духовном смысле. Например, видите вы пятна на белом платье и чувствуете, как неприятно и жалко это встретить. Перетолкуйте это на то, как жалко и неприятно должно быть Господу, ангелам и святым видеть пятна греховные на душе нашей. Слышите вы, что малые дети, оставшись одни, поднимают беготню, шум и гам. Перетолкуйте это на то, какой поднимается шум и гам в душе нашей, когда отходят от неё внимание к Богу со страхом Божиим. Обоняете вы запах розы или другой какой – и вам приятно, но, попав на течение дурного запаха, вы отвращаетесь и зажимаете нос. Перетолкуйте это так: всякая душа издаёт свой запах, добрая – хороший, страстная – дурной. Ангелы Божии и святые обоняют сей запах и о хорошем радуются, о дурном же скорбят.

* * *

Нечувстие то опасно, которое бывает постоянным состоянием сердца, а то, которое по временам находит, не опасно. Хоть не следует его пропускать без внимания… Чувства сердца не в нашей воле; святые же чувства сверх того от милости Божией. Настоящие святые чувства только благодать Божия порождает. А благодать Божия, если что даёт кому, даёт поколику хочет, сколько хочет и когда хочет. Следовательно, относительно их надлежит себя держать в положении ожидающего и надеющегося принять, а не в положении властного распорядителя. Наше дело напрягаться на чувства и расшевеливать их размышлением – самое же восприятие их ожидать от Господа, предавая Ему сие дело. Даст – слава Богу! И не даст – слава Богу! Небрежно, однако ж, к сему не следует относиться. Ибо чувства – великое дело в жизни и свидетельствуют о немалом. Ревновать и искать их надо, но предаваясь Господу. Пусть будут находящими, а не самодельно выбиваемыми из сердца, как огонь выбивается из кремня огнивом.

* * *

Дерево холодно; а потри дерево об дерево, они согреются и даже загорятся. Так и охладевшую душу надо тереть. Как? Если можете, уединитесь и кладите поклоны. Ещё лучше, если можете сбегать в церковь. А может быть, и ещё лучше занять внимание размышлением о таинствах веры нашей; особенно же такого свойства есть страдание и смерть Господа Спасителя. Неплохо будет в эту пору сделать какое-либо доброе дело, требующее напряжения, например посетить болящего. Как бы то ни было, но не оставляйте себя без трения и нуждения. И Господь, видя, как вы бьётесь, сжалится над вами и поспешит вам помочь.

* * *

Садясь в лодку, чтоб переплыть на другую сторону озера, думали ль апостолы, что встретят бурю и подвергнут жизнь свою опасности? Между тем вдруг поднялась буря, и они не чаяли уже остаться живыми. Таков путь жизни нашей! Не знаешь, как и откуда налетит беда, могущая уничтожить нас. То воздух, то вода, то огонь, то зверь, то человек, то птица, то дом – словом, всё окружающее может превратиться в орудие смерти нашей. Отсюда закон: живи так, чтоб каждую минуту быть готовым встретиться со смертью и небоязненно вступить в её область. Сию минуту жив ты – а кто знает, будешь ли жив в следующую?


Предыдущая публикация     Следующая публикация →

Оглавление выпуска

Добавить комментарий