Письма к Богу

«У них свой мир. Особенный. Мир, от которого мы, взрослые, всё время удаляемся, не оглядываясь. И чем дальше, тем непонятнее становится нам эта страна – страна детства. А дети живут своим представлением о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве… они на “ты” с Вечностью», – написал Михаил Дымов в предисловии к своей книге «Дети пишут Богу». Она составлена из коротеньких ответов на вопросы: «О чём бы ты хотел спросить у Бога?», «Что бы ты хотел попросить у Бога?» и «Что бы ты хотел рассказать Богу?».

Эти вопросы писатель задавал школьникам от шести до десяти лет в русскоязычных школах Риги. И что поразительно… Конечно, некоторые дети просили у Бога волшебную палочку, разные материальные блага, но подавляющее большинство из них в той или иной форме искренне желали, чтобы в мире было больше добра. И вопросы их удивительно глубоки.

Сам писатель Дымов (настоящие имя и фамилия его – Ерахмиэль Вольфсон) военное детство провёл в интернате, куда попал после эвакуации из Риги. Героями его произведений были всегда дети. Умер писатель в 2004 г., оставив после себя рукопись последней книги «Здравствуй, Господи, навсегда!». Эти слова высекли на его надгробном памятнике.

И всё же самым известным его памятником стало не художественное произведение, а вот этот сборник детских заметок. Здесь лишь малая их часть.

Михаил СИЗОВ


девочкаЗдравствуй, Господи. Как у Тебя де­ла? Как живёшь? Как здоровье? Женя, 2 кл.

Если Ты устроишь конец света, кто ж на Тебя будет молиться? Петя, 4 кл.

Господи, не умирай, пожалуйста, а то на Земле начнётся такое… Ася, 2 кл.

Вчера учительница велела, чтоб мы написали Тебе письмо. Кто о чём хочет. Так вот, то письмо, что я написал в классе, не считается. А если считается, то не обращай внимания на ошибки. Будто их нет. Серёжа, 2 кл.

Синее небо, Господи, это когда у Тебя хорошее настроение? Надя, 3 кл.

Куда уходит время? В седину? Юля, 3 кл.

Люди так страдают на Земле, неужели в Твоём аду ещё хуже? Радик, 4 кл.

А другие страны Ты обслуживаешь? Толик, 3 кл.

Почему люди женятся и выходят за­муж, если мы все братья и сёстры? Сандра, 4 кл.

Я Тебя, конечно, люблю, но маму и папу больше. Это ничего? Зоя, 3 кл.

Можно мне не умирать, а? Юля, 1 кл.

Господи, Ты хоть мой новый адрес знаешь? Ляля, 1 кл.

Почему весной, когда вечером Ты включаешь на небе звёзды и дуешь на Землю тёплый ветер, а вокруг тихо-тихо, мне иногда хочется плакать? Наташа, 2 кл.

Для чего мы живём? Алла, 2 кл.

Сколько Тебе лет, Господи? Валя, 2 кл.

Ты бы хотел быть нашим? Сёма, 3 кл.

Ладно, Христос страдал ради людей, а ради чего страдают люди? Гриша,
4 кл.

Почему люди вначале влюбляются, а потом тихо плачут? Андрей, 4 кл.

А что было сначала: Адам и Ева или динозавры? Яна, 4 кл.

Ну, хорошо, первую пару людей на Земле сотворил Ты. А как сделали третьего человека? Владик, 4 кл.

У Тебя есть ум или Ты весь состоишь из души? Женя, 3 кл.

От какого существа появился кот? Лена, 3 кл.

Ты не знаешь, помирятся ли мои родители? Катя, 2 кл.

Тебе хорошо там? Артём, 1 кл.

Как Ты на небе живёшь? Всё ли у Тебя есть? Может, что надо? Зина, 3 кл.

Чтоб Ты простил мне грех, надо вначале согрешить? Петя, 1 кл.

Почему Ты одним помогаешь, а мне нет? Алик, 2 кл.

Боженька, а душу Ты мне вложил мою или чью-то? Стасик, 2 кл.

Значит, если я правильно понял эволюцию, Ты создал Адама и Еву, а дальнейший человек произошёл от обезьяны? Сергей, 3 кл.

А Твои ангелы ходят в школу? Вася, 1 кл.

Боженька, а если дал откусить «Сникерс» – это любовь? Рая, 2 кл.

А к другим планетам у Тебя нет раздражения? Андрей, 2 кл.

Зачем человека растили годами, а потом бац – и он уже мёртв? Вася, 2 кл.

А я есть на самом деле? Люба, 3 кл.

Чего Ты боишься показаться людям? Нема, 4 кл.

Вот этот мир кончится и начнётся другой? Гарик, 3 кл.

Ты что, воздуха невидимее? Рита, 2 кл.

Почему Иисус Христос отдал жизнь за грешников? Саша, 4 кл.

Время – это что? Нина, 3 кл.

Скажи, Господи, как я веду себя в обществе? Алёша, 1 кл.

Ты счастливый? Эвелина, 1 кл.

На каком языке говорят души? Рая, 4 кл.

А нельзя не рождаться? Света, 2 кл.

Что нужно сделать с животными, чтоб они попали в рай вместе с нами? Эгон, 3 кл.

Дорогой Бог, прошу Тебя, сделай так, чтоб, начиная от бабушки и кончая слонами, все были счастливы, сыты и обуты. Тоня, 2 кл.

Боженька, пусть я буду жить столько, сколько хочет мама. Вера, 1 кл.

Помоги мне, пожалуйста, хорошо учиться в школе всю жизнь. Верочка, 1 кл.

Хочу, чтоб Ты жил на Земле. Антон, 3 кл.

Спаси наши души от инвалидности. Изя, 4 кл.

Помоги мне обуздать тягу к Наталье Николаевне. Ведь она старая. Ваган, 2 кл.

Следи за мной внимательнее, чтоб я чего-нибудь не вытворил. Алик, 1 кл.

Завтра пойду в церковь и расскажу Тебе классный анекдот про атеистов. Обхохочешься! Стёпа, 3 кл.

Почему меня так и тянет вытворять что-то плохое? Это Ты меня испытываешь? Паша, 3 кл.

Для чего Ты наблюдаешь за нами? Филипп, 1 кл.

Чего мне не хватает, чтоб Ты гордился мной? Алёша, 4 кл.

Ну а теперь Ты бы создал во второй раз человека? Олег, 3 кл.

Я без вредных привычек. Что мне светит? Роберт, 4 кл.

Господи, давай дружить? Федя, 1 кл.

Зачем Ты создал этот мир, Ты что, не понял, что будет такая заморочка? Марина, 4 кл.

Ты когда-нибудь смеёшься? Плачешь? Ольга, 3 кл.

На Земле столько бед и страданий, чтоб людям не жалко было умирать? Игорь, 4 кл.

Как мне жить, чтоб все на свете были счастливы? Лиза, 2 кл.

А что если люди Тебя не любят, а боятся? Руслан, 2 кл.

Куда уходят тени? Тоня, 3 кл.

Как теперь живёт мой папа? Гриша, 2 кл.

А у инопланетян тоже будет конец света? Лёва, 2 кл.

А вот леший, Баба-Яга, домовой, феи – это из Твоего мира или из человеческого? Аня, 3 кл.

Я родился, глянул, а мир уже такой злой, жестокий. Андрей, 4 кл.

Правда, что до Тебя люди были обезьянами? Сергей, 4 кл.

Чего на Земле больше – добра или зла? Галя, 2 кл.

А атеисты у тебя что-нибудь просят? Ояр, 3 кл.

А мы не игрушки Твои? Саша, 2 кл.

За что мы стареем? Илья, 3 кл.

Если я попаду в ад, Ты меня там увидишь и будешь смотреть, как надо мной издеваются? Глеб, 3 кл.

Я сильно позорю Тебя? Вова, 4 кл.

Может ли хватить детства на всю жизнь? Марк, 1 кл.

Господи, я Тебе благодарна за всё, что Ты мне раньше делал. Но помоги мне сейчас. Моего папу посадили ни за что в тюрьму, и теперь он уже сидит 8 месяцев. Я жду его всё время. Если бы у меня была возможность, то я бы его освободила. Я тебя очень прошу, помоги мне. Это самая большая просьба. Потом я беспокоить Тебя никогда не буду. Даже если случится умирать. Ира, 4 кл.

Верни моих родителей в детство, я бы с мамой дружил, а отчима отметелил. Гоша, 4 кл.

Прикажи Витьке, чтоб он не дрался. Артём, 3 кл.

Прости всех, кто некрещёный, а заодно и меня. Филипп, 3 кл.

Господи, я хочу умереть не больно. Таня, 4 кл.

Дай мне, пожалуйста, собаку игрушечной породы. Гена, 3 кл.

Чтобы я хотел попросить у Тебя? Да Ты сам всё знаешь. Алик, 4 кл.

Говорят, что человек возвращается на землю в виде кого-то. Сделай, пожалуйста, так, чтоб я вернулся на землю в виде моей собаки, а она в виде меня, и мы опять будем вместе. Алёша, 4 кл.

Верни мне маму. Роман, 1 кл.

Устрой мне жизнь долгую и смешную. Ольга, 2 кл.

Хочу на Землю которою сотворил Ты, а не люди. Андрей, 4 кл.

Я бы хотел попросить у Вас велосипед и поехать в Москву жить. Сергей, 4 кл.

Когда я умру, не хочу ни в рай, ни в ад. Хочу к Тебе. Вера, 3 кл.

Испари мои грехи. Толик, 3 кл.

Давай встретимся до смерти. Юра, 2 кл.

Сделай, чтоб мама и папа помирились. Боженька, помоги, я курить брошу. Юра, 3 кл.

Не для себя прошу, для человечества. Сделай, пожалуйста, так, чтобы все на свете жили хоть на 11 лет больше, чем полагается. Артур, 2 кл.

Хотела бы попасть к Тебе домой в гости. На недельку. Алёна, 1 кл.

Пусть люди не убивают других людей. Олег, 1 кл.

Я очень хочу, чтоб к нам папа вернулся. И чтобы он не кричал и не ругался. А если будет кричать, то онеми его. С немым даже ещё лучше. Рус­там, 4 кл.

Пишу Тебе из интерната. Интернат – это место, куда ссылают детей за плохое поведение родителей. Ария, 4 кл.

Забери меня к себе в Россию. Павлик, 2 кл.

Пишет Тебе Антон. Если можно, сотвори, чтоб мои любимые игрушки ожили. Антон, 2 кл.

Когда моя собака уйдёт с Земли, возьми её себе. Ты будешь иметь настоящего друга. Писать и какать выводи её в семь часов, ест она всё, не кричи на неё, она может цапнуть. Жора, 2 кл.

Пришли на Землю своего сына. Мы его не распнём. Павлик, 3 кл.

Я очень хочу, чтобы дети из приютов нашли себе новых, уютных родителей. Даша, 4 кл.

Не засчитывай в жизнь время, потраченное на молитвы. Надо же соображать. Янис, 3 кл.

Дай мне, пожалуйста, беременную куклу, тогда через 9 месяцев у меня будет кукла и куклята. Маша, 2 кл.

Открой нам нас. Вова, 4 кл.

Придумай мне хорошего спутника жизни. Маша, 3 кл.

Сделай так, чтоб человеку при рождении выдавали запасные детали: ноги, руки, письки и другие жизненно важные органы. Юра, 3 кл.

Некоторые люди, знаешь, живут на Земле и солнце топчут. Аня, 2 кл.

Ах, если бы Ты знал меня раньше. В садике. Сейчас я немного сдала. Света, 2 кл.

Была в деревне и увидела небольшую церковь. Беленькая, чистенькая. За ней берёзы, речка, а вдали большой зелёный лес. Это Твоя дача? Наташа, 4 кл.

Ну что, Светку всё-таки перевели в другую школу?! Теперь Ты доволен?! А я 17 раз молился Тебе, свечку в церкви поставил, зубы даже на ночь чистил! А Тебе было всё пофиг! Кукуй теперь там без меня! Серёга, класс сам знаешь какой.

Знаешь, хоть мне кажется, что души у меня нет, но иногда она всё-таки побаливает. Роман, 2 кл.

Я Тебя не просил, а Ты взял и отменил контрольную. Классно! Руслан, 1 кл.

От любви не умирают, от любви просто не живут. Георгий, 3 кл.

Когда же придёт во второй раз Иисус Христос? Надо же чтоб люди подготовились, а то будет как в первый его приход. Алина, 4 кл.

73128412

Прости меня за все грехи, знаю, я наделал их много, но я не знал, что Ты есть. Шурик, 2 кл.

Ну а когда мы спим, почему нам засчитывают жизнь? Неправильно же это. Во сне мы даже не кушаем. Женя, 4 кл.

Я Тебя уважаю за веру в человека. Игорь, 3 кл.

Я ещё маленькая, учусь в третьем классе, грехов пока нет, но собираются. Ева, 3 кл.

За что Ты от меня отвернулся? Аня, 3 кл.

Мама сказала, что я во сне плакал. Ты не помнишь, о чём мы с Тобой говорили? Игорь, 3 кл.

Добавить комментарий