Что нас обессиливает

Пишу это в канун Собора новомучеников Церкви Русской – Царственные страстотерпцы занимают среди них особое место, неслучайно на иконах Собора их традиционно изображают в центре. Недавно я подготовил к изданию небольшую книгу про них – «Делай, что должно», в основу которой легли материалы, в разные годы выходившие в нашей газете. По настоянию Издательского совета Патриархии добавил библиографию, и думаю, что это правильно – читателю порой хочется глубже исследовать тот или иной вопрос, понять, откуда что взялось у автора. В тупик поставило другое требование – изменить то место в книге, где говорится, что Послание Патриарха Тихона, осудившего в 1918 году казнь Государя, стало первым шагом к искуплению вины народа, допустившего гибель Помазанника и его семьи.

Оказалось, что говорить о том, что народ виноват, сейчас нельзя. Претензий к Издательскому совету по этому поводу нет – рецензенты руководствуются не своими мнениями, а имеющимися у них рекомендациями. Но ведь и я не из головы придумал сказанное. Довольно вспомнить Послание Святейшего Патриарха Алексия, который прямо сказал в 1993 году, обратившись ко всей полноте церковной: «Грех цареубийства, произошедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского, и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании». Так же мыслили и многие другие православные отцы, в том числе причисленные к лику святых.

То есть самочиния в моей книге не было, лишь выражено соборное мнение русского православия. И вдруг выясняется, что в наши дни доминирует другая позиция, неизвестно кем утверждённая. Лишь отчасти она совпадает с той, что была выражена в проповеди Патриарха Кирилла в 2009 году, сказавшего, что «призывы ко всеобщему покаянию за то, что не совершало нынешнее поколение, есть призывы лукавые, потому что Сам Бог, вернув нам наши святыни, показал, что Он простил наш народ». Уважая мнение Святейшего, к сожалению, не могу полностью с ним согласиться. Народ наш по-прежнему расколот во многих отношениях, в том числе и касательно прославления Царской Семьи, и это его страшно обессиливает. Даже внутри Церкви далеко не все почитают Царственных мучеников, что уж говорить о поношениях со стороны людей нецерковных – они откровенно беснуются, когда слышат имя Государя. Так как это не единичные случаи, а массовое явление, особых поводов для оптимизма у нас пока нет.

Впрочем, сказанное у меня в книге со словами Святейшего Патриарха Кирилла практически не расходится, ведь он не отрицает, что вина народа, «соблазнённого ложными ценностями и опасными мечтаниями», всё-таки была. Тем непонятнее, что побеждает сегодня, судя по требованию Издательского совета, какая-то совершенно радикальная точка зрения – мол, не было никакой вины. Кто и почему так решил? Возможно, это реакция на действия так называемых царебожников, которые, потеряв чувство меры, слишком настойчиво призывают всех россиян к личному покаянию за цареубийство. Добавим, что они сравнивают подвиг Государя с жертвой Христа, которые, конечно, не равноценны, так что какой-то ответ на это, наверное, необходим. Беда в том, что к царебожникам в наши дни может быть причислен любой, почитающий Царственных мучеников, а судьями практически всегда выступают прежние противники их прославления. Нехотя они признали святость Царя, но пытаются свести к минимуму его почитание.

Эти люди утверждают, что конкретные виновники цареубийства давно умерли, а с остальных спроса быть не может. Современный человек вообще мало склонен в чём-либо винить себя, виноваты обычно другие. И здесь трудно не заметить непонимание смысла этого слова – «покаяние». Должны ли мы, каждый в отдельности, посыпать головы пеплом, говорить в частной исповеди, дескать, «виновен в цареубийстве»? Должны ли делать это массово, хватая проходящих мимо и убеждая, что они должны присоединиться к нам? Нет, разумеется. Покаяние в переводе с греческого значит «перемена ума», то есть необходимо исправлять последствия греха, без чего он будет продолжать нас жалить.

Жалит ли нас цареубийство? Это очень важный вопрос.

Непрестанно! Отсутствие единства по любому вопросу совершенно парализует наше общество – формально русский мир есть, а практически он недееспособен, мы ведём себя, как лебедь, рак и щука. Когда это началось, хорошо известно. Вплоть до Февральской революции большая часть народа, армия, сословия были объединены Царём в силу, которую боялись наши враги. Да, была и оппозиция, набравшая вес, но, пока она не нанесла удара в спину России, захватив власть, Россия оставалась великой и в основном единой. Солдаты не убивали командиров и не покидали десятками тысяч линии окопов. Развал начался после предательства: сорвано было наступление на фронтах Первой мировой, или, как тогда её называли, Второй Отечественной, начался развал всех структур управления, после чего мы вот уже сто с лишним лет переживаем смутное время, которое то вступает в острую фазу, провоцируя дальнейший распад, то становится едва заметным. Но тлеющие угольки могут вспыхнуть в любой момент – и вспыхивают, что ведёт к новому ослаблению.

Слава Богу, намного больше единства мы видим в простом православном народе – без него прославление Царской Семьи было бы невозможно. Подозреваю, история России без этого окончательно зашла бы в тупик, но, слава Богу, удалось этого избежать. Нашлось достаточно православных людей, которые помнят: не сумев сохранить верность Государю, наш народ подвергся чудовищным страданиям. Это исторический факт – здесь ничего не убавить. Случившееся – несомненное следствие греха, без исправления которого невозможен выход из векового кризиса. При этом нужно понимать, что покаянное отношение к случившемуся с Русской землёй в ХХ веке не вериги, которые нужно непременно сбросить, а свидетельство того, что не утрачена, жива наша христианская совесть. Куда мы без неё?

 

Оглавление выпуска   Следующая публикация →

 

1 комментарий

  1. Алексей:

    1. Разделяю с автором его недоумение относительное рекомендаций ИС РПЦ. Такие рекомендации могут касаться действительно существенных вопросов, которые могут вызвать, скажем соблазн. Полагаю, что со стороны автора ничего подобного нет – это его мнение.
    2. Отношу себя к тем, кто считает, что ни я ни мои родственники не принимали в сем грехе никакого участия и повлиять на это не могли, но царя Николая II и его семью почитаю как святых. Не могу согласиться со следующим: «в моей книге …, лишь выражено соборное мнение русского православия». Здесь хотелось бы конкретики. Кто именно из святых отцов, а не святейших патриархов, говорил о необходимости народного покаяния за цареубийство и как ПРАКТИЧЕСКИ это должно выражаться? Есть общее святоотеческое учение (а не исключительно русское) о первородном грехе, родовом и личном. К какому из них отнести цареубийство в масштабе государства? Царь Николай II не является единственным за человеческую историю главой государства-христианином пострадавшим от рук, устроивших переворот или каких нибудь захватчиков и т.п., но вот делать на этом основании вывод о народном покаянии ошибочно.
    3. Народу нашему были попущены страдания после революции вследствие отступления народа от православия как такового, о котором многократно написано святителями Тихоном Задонским, Игнатием (Брянчаниновым), и пр. (отдельные статьи встречаются в Воронежских епархиальных ведомостях за 19, нач. 20 вв.)., а не только потому, что погиб царь.

Добавить комментарий