Испытание единством

«Воскресное утро, народ валом валит, машины гудят. Пожалуй, столько народу в парке рядом с моим домом собиралось только на Ивана Купалу, а тут оказался предвыборный митинг», – пишет наш постоянный автор, живущий в Беларуси, Наталья Чернавская. В парке звучал гимн польской «Солидарности», переведённый на белорусский язык, народ пел, размахивал руками над головой и скандировал: «Перемен, мы ждём перемен!» Такая революционная атмосфера. «Что меня напрягло, так это полное отсутствие российских флагов на митинге, хотя других было много, – отмечает Наталья. – Нарочно спросила у парочки, махавшей “Погоней” (гербом Великого княжества Литовского), что там за крест на щите у рыцаря. Жена замялась и спросила у мужа, тот сказал, что католический. “А вы католики?” “Нет, православные”, – ответили они».

В Беларуси выбирали президента, обстановка была нервная. Эксперты пугали, что если победит прозападный кандидат, то будет отменён союзный договор с Россией и даже в перспективе новые власти попытаются оторвать Белорусскую Православную Церковь от Московского Патриархата, сделав её автокефальной, – то есть будет взят курс на полный разрыв, по украинскому сценарию. И, мол, белорусский народ, зомбированный пропагандой, молчаливо это поддержит. Что ж, выборы состоялись, перелома, кажется, не случилось. Но почему-то неспокойно на душе…

Обычно мы полагаемся на здравый смысл окружающих и неоспоримые истины, которые зиждутся на очевидных фактах. Сажем, кто станет отрицать историческое единство русских, украинцев и белорусов, вышедших из Древней Руси? Это же и так ясно! А вот и нет. В день Крещения Руси на рейтинговом украинском телеканале «112» в кои-то веки транслировали поздравление Святейшего Патриарха Кирилла, обращённое к жителям Незалежной. И что в комментариях зрителей? Самое нейтральное: «Нам их поздравления и даром не нужны. Тем более что на момент крещения Киевской Руси Московии ещё и в помине не было». Некоторые заявили, что Патриарх по национальности мордвин, поэтому какое право он имеет вещать от имени Руси. И далее в том же духе. Писали это не маргиналы – к сожалению, так думают многие простые люди на Украине.

Недавно провёл я опрос по «Рулетке» – самому популярному русскоязычному видеочату в странах бывшего СССР. Вопрос к украинцам был один: в чём вы видите национальную идею Украины? Ответа обычно два: «уйти подальше от России» и «стать Европой». Ещё ответ: «Нет никакой идеи, как и у вашей России тоже». Говорю, мол, как же нет, мы продолжаем идеалы Святой Руси. И вкратце объясняю. Первые наши святые – это Борис и Глеб, принявшие смерть ради православного единства Руси. Затем идеи единства и гармонии разных племён и народов в неслиянности и нераздельности отражались в творениях древнерусских мыслителей – первого русского по национальности Киевского митрополита Илариона, Даниила Заточника, Стефана Пермского и других. На этой идее выросла многонациональная Россия, которая даёт пример всему миру, как можно жить совместно без смешения народов и перегибов мультикультурализма. И что на это мне отвечают? «А при чём здесь вы и Русь? Вы же мокша, финно-угры».

Ну прямь оторопь берёт. Объясняю одному киевскому интеллигенту: «Вы знаете, что Русь изначально состояла из славян и финно-угров?» И цитирую из «Повести временных лет», как наши племена призывали русских князей объединить их вместе: «Ркоша руси чюдь, словене, кривичи и вся…» Первой среди просителей названа чудь, то есть финны, затем уж словене – славянское племя, населявшее новгородские земли. И сел Рюрик в Ладоге, Синеус в Белозерске (где жили финны, племя весь), а Трувор – в Изборске (в нынешней Псковской области). Там же упоминаются финские племена: меря, мордва, мурома. То есть Русь всегда была многонациональной. После Ладоги центром Руси стал Новгород и только потом Киев. «Вы всё врёте», – заявил мне киевский интеллигент. И отмахнулся, когда я стал тыкать в текст летописи. Когда же речь зашла о том, почему столица из Киева переместилась во Владимир, а затем в Москву, он совсем невменяемым стал. Отверг напрочь тот факт, что феодальное государство – это в первую очередь великокняжеская власть, поэтому государство Русь сохранилось только на северо-востоке, а на западе княжеские линии Рюриковичей прервались после слияния с элитами Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. «Нет, вы не можете быть преемниками Руси, – талдычил он упрямо. – Вы московиты, азиаты, а Киев у нас». Тут я напоминаю, что по Вечному миру русские купили у поляков «его» Киев за 146 тысяч рублей (десятая часть годового бюджета Русского царства), и этот интеллигент, выругавшись матерно, отключил видеосвязь.

Простой урок – не стоит уповать на здравый смысл людей, ударенных национализмом. И в том поздравлении украинцам Патриарх как раз говорил об эгоизме как о главном источнике всех расколов, церковных и межгосударственных. Как преодолеть расколы? «Для того чтобы не было конфликта у народа друг с другом, нужно уметь не просто уважать народ, но иметь способность и возможность нечто от себя давать другим», – сказал Патриарх. Как и что давать? Спонсировать, например, экономику Беларуси? Но украинскую тоже поддерживали в своё время, газ поставляли дешёвый, так нет же… Наталья пишет: «Процесс отрыва Украины и Беларуси от РФ связан прежде всего с ситуацией в самой РФ. Могла бы она предложить какой-то общий проект – было бы куда идти, а так социально РФ ничего не предлагает отличного от Европы, разве что в Европе больше порядка и меньше олигархов. И сколько ни держись (Беларусь 30 лет продержалась), сколько верёвочка ни вейся, а конца не миновать».

И всё же верится, что предрекаемого «конца» не будет, какие бы политические передряги ни пытались нас разъединить. И Церковь Русская не поколеблется. О том, возможен ли в принципе «томос» для Белорусской Церкви, спросили мы авторитетного церковного историка, ныне ректора Минской духовной семинарии Александра Валерьевича Слесарева. Он ответил, что, в отличие от украинских реалий, вопрос об автокефалии БПЦ никогда так остро не стоял. И сослался на своё недавно опубликованное исследование «Административно-канонический статус Белорусской митрополии в периоды немецкой оккупации и послевоенной эмиграции (1941–1956)». Из него видно, что даже в эмиграции священники-белорусы не стали настаивать на автокефалии и держались церковного единства. А происходило это при жёстком прессинге Белорусской центральной рады и других политических организаций, существовавших за рубежом и обвинявших православных земляков в «здраде».

«Разделяй и властвуй» – эту фразу приписывают и античным авторам, и средневековым. Но, думается, она столь же стара, как и древний змий-искуситель. Остаётся лишь молиться Господу и Спасителю нашему о еже сохранити в единении и правоверии Церковь Православную.

 

Оглавление выпуска   Следующая публикация →

1 комментарий

  1. Наталья Чернавская:

    За 4 прошедших с митинга месяца многое изменилось. Похоладание прервало оппозиционные хождения кругами, Тадеуш Кондрусевич в Польше, а м. Павел в России, то бишь бацька от обоих избавился и нового предстоятеля БПЦ МП публично предупредил, что и с ним то же будет, если он не будет поддерживать белорусскую государственность, но вряд ли это сильно поможет, если экономика не выдержит ( пока дала РФ очередей кредит)

Добавить комментарий