Дорога в Хеврон

ветки березы В ПРАЗДНИК

8 ИЮНЯ – ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (ПЯТИДЕСЯТНИЦА)

4000 лет отделяет нас от встречи Авраама с Троицей. Но библейская история продолжается – к такому выводу пришел корреспондент “Веры”, побывав у Мамврийского  дуба…


 Обычное чудо

Какой главный праздник у русских на Святой Земле? Пожилые арабы и евреи, общавшиеся с русскими ещё во времена существования СССР, ответили бы однозначно: День Троицы. Именно на этот праздник раз в году из страны Советов прилетала официальная делегация со священниками и паломниками. Не на Пасху или Рождество, а именно на День Пресвятой Троицы.

Об этом я узнал у архимандрита Гурия, с которым оказался на Святой Земле в одной паломнической группе. – А почему именно на Троицу? – спрашиваю его.

– Потому что главный храм Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Свято-Троицкий, – просто и доходчиво объяснил он. – Паломников из СССР вообще не выпускали, но престольный праздник Миссии почему-то уважали.

Гурий_2

Архимандрит Гурий (Данилов)

Самого архимандрита Гурия (Данилова), который ныне служит настоятелем храма Новомучеников и исповедников Российских г. Чебоксары, можно назвать ветераном Миссии. По уставу её работникам положено меняться каждые два года, а он в своё время проработал в Израиле 12 лет. Сначала в Иерусалиме, в Свято-Троицком и других храмах, а затем семь лет в Хевроне. Там он восстанавливал церковь Святых праотцев у Мамврийского дуба, где произошла встреча Авраама с Троицей.

На паломническом автобусе мы едем как раз в Хеврон, и я, пользуясь возможностью, расспрашиваю батюшку о Святой Земле, с которой он за прошедшие годы сроднился. Отвечает архимандрит односложно, «без фантазий». Как-то паломницы спросилиего про чудеса, какие он видел за те двенадцать лет служения. Батюшка вопрос воспринял серьёзно, подумал и ответил:

– Да, было такое. Однажды мы поехали к Галилейскому озеру. И в том месте, откуда вытекает река Иордан, начали на берегу молебен водосвятный служить. Вода в реке тихо-тихо движется, и вся её поверхность усыпана опавшими листьями. Думаю: «Как же мы будем окунаться?

Наверное, все в листьях обратно выйдем». А к концу молебна вижу: то ли от ветра, то ли от чего на воде образовался большой круг чистой воды, совершенно без листьев. Мы в нём и окунулись.На паломническом автобусе мы едем как раз в Хеврон, и я, пользуясь возможностью, расспрашиваю батюшку о Святой Земле, с которой он за прошедшие годы сроднился. Отвечает архимандрит односложно, «без фантазий». Как-то паломницы спросили его про чудеса, какие он видел за те двенадцать лет служения. Батюшка вопрос воспринял серьёзно, подумал и ответил:

Рассказ священника меня не впечатлил – уж слишком обыденное какое-то чудо. Но, может, в «обыденности» и совершается великое? Ведь именно так было в Хевроне, когда праотец Авраам встретил Бога. Шли три Путника по дороге, хозяин дома пригласил Их отдохнуть… В том, что Авраам увидел в Путниках Бога, не было ничего чудесного. Если видишь реку, то понимаешь, что перед тобой река. Если видишь лес – то это лес. Если видишь Бога – то это Бог. Обычное восприятие реальности. Где же тут чудо?

Собственно, таким же «обыденным» образом и отец Гурий пришёл к Богу. Из моих вопросов и его односложных ответов сложилась такая история:

– По национальности я чуваш, коренной житель республики. Родители были простыми рабочими, не особо верующими. Отец работал на заводе, мама – на валяльной фабрике «Север». А жили мы в пяти километрах от города, в селе. Однажды родители мои познакомились с семьёй Ивановых. Дом их стоял рядом с храмом, и они в годы советских гонений помогали священнику, не боялись быть крёстными для незнакомых людей. В ту пору не так-то просто крёстного можно было найти. И вот когда решили меня крестить, то я духовно породнился с ними.

Семья Ивановых была большая, меня приняли как родного. Так уж заведено, что чем больше своих детей, тем роднее дети чужие. Постоянно я у них дневал и каждую субботу ночевал, сдружившись с Колей Ивановым, своим одногодком. Позже он священником стал, правда, рано покинул нас, Царствие ему Небесное. Дружил и с его старшим братом Михаилом, он сейчас ректор Епархиального Духовного училища. Ну, понимаете, в той семье увидел я большую веру, и сам вместе с Богом оказался. Произошло это как-то само собой.

В 1974-м меня призвали в армию, служил в Чехословакии. Когда вернулся, поступил работать ночным сторожем в кафедральный Введенский собор в Чебоксарах. А днём и вечером стоял на клиросе, учил службу – устав, пение. По воскресеньям прислуживал архиерею как иподьякон. В итоге владыка, нынешний митрополит Варнава, взял меня в келейники, рукоположил в диакона.

– А в Иерусалим когда поехали?

– Первый раз в 1989-м, просто паломником. Вроде как была перестройка и появились некоторые свободы. Но всё равно на Святую Землю трудно было попасть. Тогда даже прямых рейсов с Израилем не было, летали с пересадкой на острове Кипр или через другие страны. Только в 92-м появился первый чартерный рейс Москва – Тель-Авив.

– И какое первое впечатление от Иерусалима?

– Как бы сказать… я не ехал за впечатлениями. Просто хотел помолиться, посмотреть, как живут наши сёстры из Горненского монастыря, какая обстановка. Тогда ещё было напряжённо, с территории Русской Духовной Миссии не разрешали в одиночку выходить. Но, слава Богу, удалось и в Вифлеем съездить, даже служили там.

Спустя два года в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры принял постриг, возвели меня в иеромонахи. Спустя малое время прошу своего владыку, чтобы отправили меня в Иерусалим. После первой поездки загорелся я послужить там, поскольку в Русской Духовной Миссии работников не хватало, штаты были неполные. Владыка обратился к Патриарху, провели решение через Синод – так и началось моё служение. Тогда я не знал, что пробуду здесь двенадцать лет.

– По родине не скучали?

– На скуку времени не хватало. В начале 90-х нашей Церкви перешли участки в Израиле, которые оказались в запущенном состоянии. Из-за этого я здесь и задержался. Стройка, служба в храме, приём паломников, снова стройка – и так круглый год. Такие вот будни.

Pages: 1 2

Добавить комментарий