На четырёх страничках
Минпросвещения 26 марта опубликовало «Памятку для обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогических работников по вопросам противодействия травле (буллингу)». Об этом сообщили все центральные СМИ, мол, вот взялись наконец-то решать проблему. Посмотрел я этот документ. Он весьма лаконичен, состоит всего из четырёх страничек, на одной из которых размещены лишь номера телефонов «горячей линии». Куда солиднее подобные документы, распространявшиеся прежде в регионах.
Например, изданные в 2022 году в Липецкой области методические рекомендации для классных руководителей по предотвращению буллинга – это довольно толстенькая брошюра. Есть в ней замечательная фраза: «Травля буквально способна отравить ребёнку детство, сделать школьные годы вовсе не “чудесными”, а ужасными». А вот окончательный вывод в ней вызвал сомнение: «Всё зависит от позиции взрослых. От того, какие правила приняты в школе и классе – не формальные правила, а настоящие, разделяемые в глубине души. Если коллектив школы решает, что травля неприемлема, он обязательно с ней справится». Вроде бы всё правильно. И можно нынешнюю школу с её «образовательными услугами» сравнивать с советской, где учителя ко всему подходили вот как раз «с душой». Я в такой учился. Да, замечательные, душевные были учителя. Но в 9-м классе моему сверстнику выбили глаз велосипедной цепью в массовой драке.Дрались мы с первого класса, жестоко. Обидные клички, попытки унизить тоже были обыкновенным делом. Учителя знали об этом, но ничего поделать не могли. Так что не всё зависит «от позиции взрослых».
Вот поэтому мне и нравится эта памятка своей лаконичностью. Чётко указаны признаки травли. Психологические: насмешки, обзывания, клички, придирки, угрозы. Информационные: дезинформация, сплетни, доносительство, клевета, бойкот. Материальные: порча личных вещей, мелкие кражи, рэкет, вымогательство, причинение вреда здоровью. Интерактивные: кибербуллинг, любые проявления травли, совершённые публично с помощью сети Интернет. Также чётко указаны меры дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. Сказано, что «образовательные организации несут ответственность за вред, причинённый несовершеннолетними, если не осуществлялся должный надзор в момент происшествия». Ключевое слово здесь – надзор. То есть учителю отведена роль полицейского, не более. Минпросвещения честно признаёт, что на большее оно и не способно.
А что ныне может сделать учитель, который не вправе даже оценку по поведению поставить? Как пишут, Минпросвещения работает над этим вопросом. В пробном режиме оценки за поведение планируется ввести с сентября 2025 года. О том, чтобы учащимся прививать нравственные нормы поведения, а значит, говорить с ними о духовности, воспитывать на христианских ценностях – до этого ещё далеко.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий