Эверест для Никиты

История из реальной жизни

Покорить Эверест Никита мечтал с детства. Уже к старшим классам его увлечение приобрело вполне реальные очертания, и он составил себе план на ближайшие годы: окончить школу с золотой медалью, поступить в нефтегазовый университет на бюджетное место, окончить с отличием (по возможности) университет, устроиться на работу в нефтегазодобывающее управление, скопить денег на экспедицию. Подробный список необходимых вещей для экспедиции висел в его комнате несколько лет: там значились кислородные баллоны, экипировка, запасные ботинки шведской фирмы, фонарики, термосы… «К мечте нужно идти каждый день, хоть крохотными шажочками» – так написано в учебниках психологии. И Никита шёл, добавив к чисто техническим нуждам английский язык – парень здраво рассудил, что экспедиция, в которую он попадёт, скорее всего, будет англоязычной. В общем, предусмотрел всё наперёд.

Гора Эверест высотой 8848,43 метра, или Джомолунгма (в переводе с тибетского – Божественная мать жизненной энергии)

В Интернете много форумов, посвящённых покорению высочайшей горной вершины, где можно узнать расценки на сопровождающих, хитромудрости с акклиматизацией, особенности установки лагеря и другие важные детали. Никита сначала эту информацию просто читал, а затем уже выступал как полноправный участник дискуссий. Меньше всего он боялся сурового климата – для человека, родившегося в Ноябрьске, выросшего в Салехарде, учившегося в Тюмени, а практику проходившего в Новом Уренгое, холод был не страшен.

Восхождение на вершину

Новости с высочайшей вершины Земли приходили постоянно. Ну, например, такая: «23 мая 2013 года 80-летний японец Юитиро Миура, завершив восхождение, стал самым пожилым человеком, покорившим вершину Эвереста». Или вот: «24 мая 2014 года вершину покорила индийская девочка Пурна Малаватх. Она стала самой юной женщиной в истории восхождений на Эверест».

Но были и другие вести, трагичные. Французский сноубордист Марко Сиффреди первым спустился с вершины Эвереста на сноуборде. Спуск до базового лагеря занял 2,5 часа. Через год, осенью, Марко совершил второе восхождение на Эверест, чтобы второй раз спуститься вниз на сноуборде. После того как сноубордист в одиночку начал спуск, больше его никто не видел.

Каждый год вершину пытаются покорить около полутысячи человек, однако не у всех это получается.

Путь на гору местами напоминает кладбище, но люди там не похоронены – это попросту сделать невозможно: вымороженные тела погибших лежат на склонах и подступах к вершине; на некоторых участках восходители вынуждены просто переступать через них. А многие служат своеобразными ориентирами. Тело индуса Цеванга Палжора, погибшего в 1996 году, отмечает высоту в 8 500 метров и даже имеет своё название – «Зелёные ботинки», по ярко-зелёной обуви погибшего.

Тело Цеванга Палжора, погибшего от переохлаждения. Теперь это место – ориентир «Зелёные ботинки»

Но охваченных азартом альпинистов это не останавливает. Вот и Никиту отговаривать смысла не было – он спал и видел себя на вершине. На самой верхней точке планеты.

Никита долго думал, что он сделает, когда таки взойдёт на гору. Ну кроме банального селфи. Водрузит табличку: «Здесь был Никита из Ямала»? Или рисунок? Может, портрет какого-нибудь легендарного путешественника или мореплавателя? «Не то… А что если икону? О, идея! Пусть это будет мой небесный покровитель. Причём икону натуральную, на холсте». С иконой проблем не возникло, её довольно быстро написала выпускница Тобольской иконописной школы – к слову, за чисто символическую плату. Вместо киота Никита определил её в криопластик, которому нипочём температура до минус семидесяти.

Перед поездкой он распечатал житие Никиты Столпника и сунул в карман рюкзака. Должен же хоть что-то знать о святом, икону которого водрузит на самой высокой горной вершине мира!

У Владимира Высоцкого есть такие строки:

Весь мир на ладони –
ты счастлив и нем
И только немного
завидуешь тем,
Другим – у которых
вершина ещё впереди.

Никита напевал их про себя и предвкушал, как он вернётся и будет рассказывать, рассказывать, рассказывать. Здесь надо сделать оговорку: у северян отпуска длинные. Альпинист же объединил два, и получились весна и лето. Одним словом, всё способствовало покорению Эвереста.

В экспедицию вместе с провожатыми вошло девятнадцать человек. Они решили благоразумно познакомиться и адаптироваться, проведя пару дней в деревне. Индусы, чехи, американцы, итальянец, французы – все были охвачены общей мечтой. Темы разговоров почти библейские: кто кому помогает, кто кого страхует, где надо придержать слабого… Странно, но в первый раз в жизни в далёком Тибете сибиряк понял необходимость прочитать Новый Завет и ощутил теплоту от осознания того, что он православный. Да, он был крещён в детстве, но, будучи взрослым, в церковь не ходил, не считая тех случаев, когда забегал с автобусной остановки погреться…

Вскоре выяснилось, что Никита с Ямала в экспедиции оказался самым подготовленным. Это, впрочем, нисколько не удивило иностранцев – для них слова «русский» и «холод» вроде синонимов. Само собой вышло, что Никита взял опекунство над остальными. И если первые сутки он просто подавал руку, открывал термосы, откручивал-закручивал кислородные баллоны, то потом помогал нести груз: сначала даме, а далее по очереди всем. Потому что он молодой, потому что ему нетрудно, потому что он русский, потому что он из Сибири…

Когда показалась вершина «Повелительницы ветров» – так ещё называют знаменитую гору, – экспедиция наткнулась на первые трупы альпинистов, погибших в разное время. От увиденного сибиряк долго не мог прийти в себя, хотя подобные кадры в Интернете встречались ему не единожды.

На очередном привале Никита достал житие своего небесного покровителя и несколько раз прочёл строки из пророка Исайи, перевернувшие жизнь святого:

«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1, 16-17).

Он долго не мог спать и стал сомневаться: «А нужно ли подниматься на Эверест? Зачем? Тешить тщеславие?»

Парень тихонько выбрался из палатки, подошёл к краю заснеженного склона и внимательно посмотрел вокруг: «Такая красота сама по себе не могла возникнуть – это понятно. Но здесь нужно быть очень осторожным: один неловкий шаг – и смерть. На кого рассчитывать? Кого просить о помощи? А ведь не хочется здесь оставаться навсегда. Дома ждут».

Никита зашёл в палатку, встретив немца, который разминал мышцы по какой-то восточной методике.

– Холодно и страшно, – сказал Никита на английском.

– Нам нужно это пройти, – улыбнулся тот.

На следующий день всё повторилось: восхождение, затем привал, снова подъём и привал. Альпинисты старались не говорить, экономя силы. Путь на Эверест вместе с акклиматизацией занимает в среднем около двух месяцев. В виде исключения решили отметить пятидесятый день восхождения – немного дольше обычного полежать и поговорить, – когда стало понятно, что на вершину они взберутся и – о чудо! – полным составом, до неё буквально рукой подать.

Из палаток выползли в приподнятом настроении, собрались с силами и направились дальше. Никита привык к окружающей обстановке и старался не смотреть вокруг, а только под ноги и вверх. Боковым зрением заметил, как один из предметов, который он поначалу принял за мусор, пошевелился. Альпинист подошёл к нему. Ситуация стала понятной без слов: предыдущая экспедиция оставила недомогающего умирать. Нередкое на Эвересте, в общем-то, явление. Мужчина принял позу эмбриона, стараясь дышать через раз и, по-видимому, уже ни на что особо не надеялся.

Никита отдал ему свой баллон, натёр руки и, когда увидел, как несчастный оживает, как лицо его начинает розоветь, принял решение спустить его вниз.

В экспедиции все недоумённо замолчали, мысленно вопрошая: «Как? Зачем?»

Его не поняли даже проводники-шерпы, сразу предупредив, что аванс они не вернут. Но когда до них дошло, что странный русский не требует ничего, а просто решил спасти жизнь человеку, потому и отказывается идти дальше, они предположили, что это у него своеобразное хобби, и указали внизу на ещё одного полуживого, оставленного предыдущей группой альпинистов: его Никита не заметил при восхождении, потому что шёл по другому гребню.

Дальнейшая история – о том, как наш человек тащил на себе с Джомолунгмы двух оставленных умирать. И дотащил живыми. По очереди. Не рассчитывая ни на кого. В смысле – ни на кого из людей… А Тот, на Кого он уповал, его не оставил. Было трудно. Никита ежесекундно вопил о помощи. И она пришла. Господь дал силы. И даже кислорода хватило.

Икону Никиты Столпника он прикрепил на одном из выступов. А по возращении в Россию посетил Валаам, Александро-Свирский монастырь, Троице-Сергиеву Лавру… Дома он решил помогать при храме сначала чтецом, потом иподиаконом, а после получить духовное образование. Все свои аккаунты в соцсетях удалил.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий