«На игрушечном вокзале фонари зажгли…»
Куда бы нам отправиться на поезде? Может, на станцию Папино Кресло или Мамин Фикус? Или проложить рельсы на кухню, где бабушка стряпает пирожки? Вы, конечно, догадались, друзья: поезд наш игрушечный и едет он по игрушечной железной дороге. О нём-то мы и поговорим. С тех пор как такие поезда впервые появились на витринах и прилавках магазинов, они навсегда завоевали ребячьи сердца. Первые паровозики произвели в Германии в первой трети XIX века. Поначалу они были деревянными, их просто катали по полу. А в 1891 году на прилавках немецких магазинов игрушек появилось настоящее чудо – первая железная дорога. Внутри паровозиков, представьте себе, была паровая машина, работающая на спирту: спирт сгорает – паровоз бежит по рельсам. Игрушки эти были так немногочисленны и дороги, что обладателями их становились разве что отпрыски самых знатных фамилий. Зато любой мальчишка в Германии мог получить в подарок и собрать модель паровоза из картона. Вслед за бумажными появились на прилавках игрушечные поезда из жести и даже литые металлические.
Немецкие жестяные поезда «разъехались» по всей Европе, попали и в Россию, даже сравнительно недавно, лет сорок назад, популярна была у нас железная дорога, которую производили в Восточной Германии.
Но в нашей стране у этой игрушки своя очень интересная история. Началась она в тридцатые годы прошлого века и продолжается до наших дней. Первопроходцем здесь стал подмосковный завод «Пресс», а после войны эстафету подхватил завод «Прожектор». До начала 70-х годов выпускалась там легендарная игрушка – железная дорога «Пионерская». Получить в подарок увесистую деревянную коробку с набором «пионерки» было заветной мечтой всех ребят. Правда, редко у кого она сбывалась, ведь стоила игрушка очень дорого. Играли в неё обычно сообща во Дворце пионеров или клубе моделистов. Нынче увидеть наборы «пионерки» можно лишь у коллекционеров. Но недавно в Коломне, в Музее любимой игрушки, множество детей и взрослых с восторгом наблюдали запуск прославленной игрушки. Моделист Андрей Мясников отладил её механизм, выстроил макет местности – и вот по рельсам, проложенным среди зелёных «полей» и по мосту над «речкой», бежит поезд. У локомотива, как положено, горит прожектор, в вагонах светятся окна, ярко освещён и вокзал, а переезды подсвечены фонарями. В нужный момент зажигаются семафоры, опускаются шлагбаумы, из домика появляется дежурный с фонарём, а его товарищ поднимает зелёный флажок. А чтобы эта сложная электрическая конструкция работала исправно, она была снабжена мощной системой защиты. При сходе вагонов с рельсов через пару секунд включалась яркая красная лампочка на центральном пульте управления – это был сигнал о коротком замыкании, которое нужно было устранить.
У легендарной «пионерки» были и славные «преемники» – например, в 80-е годы в Курске на заводе «Счётмаш» выпускали паровоз Ов-724, в народе называемый овечкой, а к нему – пассажирские и товарные вагоны.
Жаль, что в наши дни столь основательно сделанных игрушек на заводах и фабриках уже не производят. Но благодаря таким увлечённым людям, как моделисты, миниатюрные поезда, как и трамваи, самолёты и корабли, всё же создаются. И не просто стоят на полках, а работают: бегают по рельсам, летают и плавают.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий