Рояль на ладони
Строить дома для ку кол придумали в Германии в XVI веке. Самый первый из известных кукольных домиков был создан для маленькой дочери герцога Баварии Альберта V. Должно быть, девочка была счастлива получить в подарок миниатюрный замок в четыре этажа, с фонтаном и садом. Внутри замка находились убранные по всем правилам залы и комнаты. Этот домик не сохранился, но зато в городе Арнштадт хранится целый кукольный город княгини Августы Доротеи фон Шварцбург (XVIII век), получивший название «Монплезир». В нём 26 домов, 84 комнаты, а населяют городок 411 кукол: это и принц с принцессой, и их придворные, и ремесленники, и даже городские нищие – всё как в жизни.
Вслед за немцами увлеклись кукольными домиками голландцы, французы и англичане. В Англии, в Виндзорском дворце, хранится дом, созданный в начале прошлого века для королевы Марии. Архитектор Эдвин Лютьенс спроектировал его в одиночку, зато исполнять его замысел пришлось пяти сотням мастеров. В домике все предметы – уменьшенные копии настоящих: швейная машинка фирмы «Зингер» готова сшить кукле новый наряд, в гараже поблёскивают лаком изящные автомобили, фарфоровый сервиз в столовой приглашает к чаепитию, а миниатюрные флаконы на туалетном столике, быть может, ещё хранят аромат духов, модных в начале XX века.
Но знаете, ребята? Нам, для того чтобы полюбоваться старинным кукольным домом такого уровня мастерства, не нужно брать билет в Германию или Англию. Ведь в Санкт-Петербурге, во Всероссийском музее имени А.С. Пушкина, хранится сокровище, равного которому нет в мире, – домик Нащокина. Он для нас бесценен ещё потому, что создавался, год за годом, на глазах Пушкина. Павел Воинович Нащокин был самым близким другом поэта в последние годы его жизни. В каждый свой приезд в Москву Александр Сергеевич любил останавливаться в его доме, и дружеская беседа длилась порой до утра. Пушкин считал Нащокина «человеком необыкновенного ума и несказанной доброты».
Впрочем, вся Москва была такого же мнения, поэтому к Павлу Воиновичу шло бесчисленное множество людей: одни – чтобы он помог советом, как разрешить их семейные неурядицы, другие – занять денег, третьи – вкусно пообедать. Всем в его доме было хорошо. Любил свой уютный дом и сам хозяин, вот и пришла ему однажды в голову мысль: а не создать ли его уменьшенную копию? Так он и сделал. И поручил лучшим мастерам Москвы – краснодеревщикам, ювелирам, бронзовщикам и другим – изготовить копии каждого находящегося в доме предмета (в семь раз меньше реального), причём чтобы работало всё, что должно работать. Его пожелание было исполнено. На крохотном рояле Вера Александровна, жена Нащокина, добрейшая душа, под стать ему, играла вязальными спицами (клавиши были слишком узки даже для её тонких пальцев).
В специальном саквояжике лежали заряженные дорожные пистолеты – на случай, чтобы палить в темень, отпугивая крохотных волков. Настоящие (только очень маленькие) масляные лампы освещали комнаты домика, с потолка свисали люстры. Пушкина особенно восхищали миниатюрные серебряные подсвечники – канделябры, для которых специально отливали свечи не толще суровой нитки. В самоварах кипятили воду для чая, и до сих пор на их стенках видна накипь. Да что там самовары! Всевозможной кухонной утвари было столько, что можно было приготовить настоящий обед, которым угощали и Пушкина, когда он гостил у своего хлебосольного друга. Многие предметы ушли в прошлое, их не сыщешь ни в одном музее – а здесь они есть! И каждую из вещиц домика разглядывал поэт, каждая полежала на его ладони.
Пушкин успел увидеть маленький дом во всей красе. В мае 1836 года, побывав у друга в последний раз, писал жене: «Домик Нащокина доведён до совершенства — недостаёт только живых человечков». Наталье Николаевне и самой приходилось любоваться строящимся Нащокинским домиком – когда, живя в Москве, была ещё невестой Пушкина и они заходили к Нащокину в гости.
Об этом удивительном творении старых мастеров подробно и с большой теплотой написала в своей книге «Нащокинский домик» Г.И. Назарова. Много лет Граната Иустиновна была хранителем домика. Ей даже удалось в 1953 году найти мастера, который сумел починить одну из самых драгоценных реликвий – напольные часы. Они молчали больше ста лет, а теперь ходят и отбивают часы тем самым звуком, которому внимал Пушкин.
Нам дорог этот миниатюрный дом ещё и потому, что владелец его любил Пушкина и всю жизнь переживал о том, что не узнал о предстоящей дуэли поэта с Дантесом – иначе бы примчался из Москвы в Петербург и нашёл слова, чтобы примирить противников. Но Бог судил иначе. Добрейший Павел Воинович Нащокин прожил ещё 17 лет и умер коленнопреклонённым, во время молитвы – смертью праведных.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий