Терема Тарноги

В треугольнике между Тотьмой, Вельском и Устюгом находится земля, именуемая Кокшеньгой. Тарногский район Вологодской области. Здесь мы побывали во время одной из редакционных экспедиций осенью 2007 года.
Кокшеньга, кажется, находится в дремучем лесном углу России, куда и шоссе-то подвели сравнительно недавно. На самом деле это древнейший освоенный край Русского Севера - Заволочье, земля между Белым морем на севере и рекой Сухоной на юге. В письменных источниках она упоминается с конца XIV века. Здесь издревле спасались от опричников новгородские бояре, сюда убегали люди от солдатчины и крепостных тягот, сюда шли староверы из заволжских скитов, теснимые войсками. В общем, тут собрались не худшие русские люди и своим трудом создали здесь прекрасные русские пейзажи...
Советская власть в 1930-х годах разделила Кокшеньгу «по горизонтали» - Нижняя Кокшеньга осталась в Устьянском районе Архангельской области, верхняя - в Тарногском районе Вологодской области. Однако, по нашим наблюдениям, это один из наиболее крепких районов области, отсюда если и уезжают жители, то не так активно, как из других. Возможно, сказывается отдалённость от городов, а может, изумительной красоты природа не отпускает.
В начале ХХ века затерянную в лесах Кокшеньгу в тогдашнем Тотемском уезде Вологодской губернии посещали Билибин и Грабарь. Они ехали туда за стариной - и находили её там. Не с Кокшеньги ли перекочевал в качестве иллюстрации к сказке Пушкина дом, нарисованный Билибиным? Сегодня мы будем говорить преимущественно о живых домах - это важно! Хозяева поддерживают, как могут, старинные традиции русского зодчества.
Вот старинный дом на Кокшеньге, он живой. Рублен в обло, то есть с выступающими концами брёвен, которые ещё и «обтяпывали» топором, чтобы закрыть поры дерева. Рядом стоит гараж, на который перекочевал с дома конёк - видимо, когда меняли тёс на шифер, перекрывая крышу, охлупень пришлось убрать.
Обратите внимание на особенность: вместо традиционного полотенца укреплялось резное солнце, которое называлось «ветренница». Балкон - тоже местная особенность Тарногского района. Здесь он на всю ширину фронтона, с точёными балясинами. Здесь, наверху, в чердачном помещении располагается вышка-светёлка. Из неё выхода на балкон нет (отсутствует дверь), то есть балкон носит декоративный характер, сделан «для красоты».
А вот такую красоту балкона с витыми колоннами оценил даже ворон. Между прочим, узор, выпиленный на ограде балкона - кружочки с квадратом внутри, - очень древний, хотя вряд ли об этом подозревает хозяин. Он обозначает Землю.
И всё же балкон полезен и для дома, и конструктивно полезен. По бокам окошка светлицы белым выкрашены выступающие поперечные стены балкона: они делают стенку фронтона более устойчивой, а внутреннее чердачное пространство между стенами можно использовать для жилья летом. Добрый хозяин сделал резные причелины не только на доме, но и на гараже. Сделал, как положено, и полотенце, но поместил внутрь его советскую звезду. Однако на кистях причелины всё-таки выпилил традиционный древний солярный знак, красующийся на русских жилищах ещё с праславянских времён. Кстати, и причелины имели не только декоративный, но и практический смысл: защищали торцы слег от влаги.
Балконы в крестьянских домах были открытые и крытые, причём последние имели арочную или прямоугольную форму. Можно подумать, что балконы пришли в деревню как дань городской моде. Но это не так. Простейшей формы балконы встречаются уже на курных избах, что говорит о древности балконов. Балкон для северного дома был своеобразным знаком того, что здесь живёт крепкий хозяин (необязательно зажиточный).
Наверху кровли находился охлупень из лиственницы, бревно с вытесанным вдоль треугольным пазом, которым пригнетался тёс кровли. Эту деталь дома называли ещё «князем» - так она была важна. Она представляла из себя как бы спину лошади. На переднем его конце обязательно располагалась лошадиная голова из корня дерева, так называемый конь.
Конь - голова дома, даже и самого скромного. Иногда к коню приделывали хвост из мочала. В древности он служил оберегом - современные жители это значение, конечно же, не помнят. В старину вытёсывали даже двухголовых коней, но нам такие не попадались.
Дом с шахматно расписанным софитом имеет два дополнительных полотенца, закрывающих нижние стыки причелин. Они тоже украшены древним узором, изображающим движение солнца.
Фронтон, или, как правильно назвать, чело дома, или щипец, украшен голубками - символом супружеской любви и верности. Часто на фронтоне рисовали льва и единорога, символов борьбы правды и кривды: «Единорог зверь - всем зверям отец, когда выйдет он из сырой земли... Сошлись они со львом во чистом поле. Охота им царями быть... Единорог-зверь покоряется» (Голубиная книга).
А этот дом, хоть он и брошен хозяевами, интересен своей старинной изысканной формой крыльца - лестницей с пристроем и навесом. Кстати, слово «крыльцо», или «крылец», происходит от слова «крыло». И в самом деле, оно сбоку как крыло. Слово «крыльцо» в этом своём значении впервые встречается в летописном сказании об убиении в Киеве варягов Феодора и Иоанна. Дом с хозпостройками под одной крышей, но разделён крытыми переходами, благодаря которым воздух в комнате был свежим, запах скотного двора в него не проникал.
Интересно, что у очелья домов на Кокшеньге нет ставней. Наличники довольно простые. Самый древний их узорчатый вид - очелье, по форме и названию женского головного убора "очелыша", кокошника, где очелье - передняя часть кокошника. У каждого окна своё название: переднее, среднее, сутнее в красном углу (от "сутки"). Через окно не разрешалось плевать, выливать помои или выбрасывать мусор.
Освоение новин на Севере требует огромного труда. Одной семье справиться было сложно, поэтому в одном пятистенке жили зачастую складчики - семьи, не являющиеся родственными, но работавшие вместе. Такие дома назывались «двужильными», т.е. имеющими два жилья. В доме четыре отдельных избы: светёлка, два летних помещения и большая клеть. Их строили из зимней древесины, крепких смолистых сосен. В таких домах можно было не только выживать в суровых природных условиях, но и жить - с достоинством и комфортом.
Ну а если вы захотите узнать, чем живут в этих домах жители Кокшеньги, читайте публикации экспедиции под общим заголовком «Исцеление родиной» - http://www.rusvera.mrezha.ru/550/4.htm
 

 

3 комментариев

  1. Алексей Емельянов:

    Где находится эта деревня? Кто в ней сейчас живет? Есть ли постоянные жители? Благодарю за фотографии!
    Алексей Емельянов

    • И.Иванов:

      Это несколько деревень – если ехать из Тарногского городка мимо Кремлёво на северо-восток, в сторону Илезского Погоста

  2. Ольга:

    Очень понравились терема. Удивительно, что в наше время есть такое мастерство у народа.

Добавить комментарий для Алексей Емельянов Отменить ответ