«Напиши нам, голубеюшко, на шкафчике букет!»

В наше время маляр – это кто? Работник, обученный красить ровно и аккуратно большие площади: обмакнёт широкую кисть в ведро с краской и – раз! – полстены окрашено. А в прошлые столетия малярами называли крестьянских художников – тех, что расписывали затейливыми цветами да птицами прялки и сундуки, сани и даже… грабли! Иногда подписывали: «Красилъ мастеръ моляръ такой-то». И, любуясь на их творения, веселел человек душой.

В крестьянском доме можно было увидеть и льва…

 

… и верблюда

 

… и даже милиционера!

Свои художники были во многих деревнях Русского Севера, и в каждом краю была своя роспись. А были и такие, кто уезжал на заработки в другие края – на отхожий, то есть, промысел. Их называли отходниками. На вятской и костромской земле было два крупных центра маляров-отходников. Каждый год они передвигались странствующими артелями по всему Северу и заказов набирали немало. Правда, роспись избы мог позволить себе далеко не каждый хозяин, а лишь зажиточный. А вот для штучной работы – райскую птицу на прялке изобразить, или ребячью люльку цветком украсить, или дверцы буфета расписать – многие зазывали в дом.

Филёнка (часть буфета) работы вятских маляров-отходников (нач. XX в.)

 

А эту филёнку расписали мастера из Шенкурского уезда Архангельской губернии

Украшать храмы и жилища богатыми узорами на Руси полюбили с глубокой древности, но до середины XIX века увидеть их можно было только в царском тереме да в господских домах. Краски были слишком дороги для простых людей, к тому же избы топились по-чёрному: дым шёл в дом, а потом через дырку в потолке – наружу, отчего стены были покрыты слоем копоти – какие уж тут росписи… Но со временем и краски подешевели, и печки обзавелись дымоходами, вот тогда-то и небогатый человек мог заказать маляру расписать что-нибудь – пусть душа радуется.

Весело было собирать сено такими граблями! (Северодвинская роспись, нач. XX в.)

Ошибается тот, кто думает, глядя на расписную крестьянскую утварь: и ребёнок смог бы так. Для таких работ нужны были намётанный глаз и крепкая рука мастера. Да и знания требовались немалые – о таких хитрых вещах, как пигменты и связущие, о том, как варить олифу – прозрачную маслянистую жидкость, которая сохранит роспись на долгие годы. Всему этому учились у серьёзных мастеров. Часто ими были старообрядческие мастера книжной миниатюры – насельники староверческих скитов на Северной Двине, которые умели и изящную книжную миниатюру вывести, и святой лик написать на доске, и прялку украсить ярким узором. А иные и дома расписывали. Кое-где эти росписи чудом уцелели до наших дней. И слава Богу, находятся люди, которые помогают им сохраниться. Такие, как петербурженка Юлия Терехова, которая в одиночку спасла дом в саратовской деревне Поповка – ставший теперь знаменитый Дом со львом. И нарисованный лев на его стенах, и ангел, и даже гуси – все несколько удивлённо смотрят на нас, как бы не веря, что дожили до времён, когда стали былью сказки про ковёр-самолёт и яблочко на тарелочке, показывающее весь белый свет.

Георгий Победоносец из Дома со львом (Саратовская область)

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий